04 октября 2017 года, г. Подольск Московской области.
Подольский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Шарафеева А.Ф., при секретаре Виниченко Ю.В., при участии государственного обвинителя - помощника Подольского городского прокурора Бирюковой В.А., представителя потерпевшей П, подсудимого Черкашина А.А., его защитника по соглашению - адвоката Зайцева Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению
ЧЕРКАШИНА АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА, <данные изъяты>
У С Т А Н О В И Л :
Черкашин А.А. органами следствия обвинён в том, что, являясь лицом, управляющим автомобилем, допустил нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека, то есть в преступлении, предусмотренном ч. 3 ст. 264 УК РФ, а именно в том, что 12.07.2017 примерно в 11 час. 10 мин. Черкашин А.А. управляя технически исправным автомобилем (фургоном) марки <данные изъяты> peг. знак № принадлежащим ООО как участник дорожного движения не руководствовался требованиями правил дорожного движения РФ, а именно п. 1.3 Правил, согласно которому: «Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами», находясь на парковке, являющейся частью автомобильной дороги и примыкающей к проезжей части, расположенной у здания филиала ОАО «РЖД» напротив дома №4 по ул. Курская в г. Подольске г.о. Подольск Московской области, в условиях пасмурной погоды без осадков, сухого асфальтированного дорожного покрытия, прямого горизонтального участка пути, видимости дороги более 300 метров, был невнимателен к дорожной обстановке и её изменениям, начав движение задним ходом со стороны ул. Комсомольская, в направлении Вокзальной площади, не убедился в том, что данный маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения, выбрал скорость, которая не обеспечивала ему возможности постоянного контроля за движением транспортного средства, не учёл особенность своего фургона, в частности обзорность сзади, т.к. в зеркала заднего вида дорога просматривается только по бокам транспортного средства, чем нарушил требование абз. 1 п. 10.1 Правил, согласно которому: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил», не прибег к помощи других лиц для обеспечения безопасности выполняемого маневра, чем Черкашин А.А. нарушил требование п. 8.12 Правил, согласно которому: «Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц», вследствие чего, задней стороной кузова, совершил наезд на пешехода Э, шедшую сзади автомобиля в направлении ул. Комсомольской.
В результате данного дорожно-транспортного происшествия пешеходу Э были причинены следующие телесные повреждения: многочисленные кровоподтеки и ссадины на лице, закрытый перелом костей лицевого скелета по Ле-Фор2; перелом 5 шейного позвонка без разрыва спинного мозга; закрытый перелом хирургической шейки правой плечевой кости, кровоподтек на наружной поверхности в нижней трети правого плеча, на передне-наружной поверхности правого коленного сустава; очаговые кровоизлияния в мягких тканях скуловой области, правой височной области, области перелома правой плечевой кости с нерезкой пролиферативной реакцией, без резорбции; очаговый отек ткани головного и спинного мозга; жировая эмболия сосудов легкого умеренной степени (ближе к сильной). Данные телесные повреждения по признаку -опасный для жизни человека, в совокупности квалифицируются, как тяжкий вред здоровью (согласно п. 6.2.8. приказа Минздравсоцразвития России от 24.04.2008г. № 194н "Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека"). Все установленные повреждений у Э образовались в условиях дорожно-транспортного происшествия, от воздействия твердых тупых предметов, что исключает их образование при падении с высоты собственного роста. Смерть пешехода Э наступила от сочетанной тупой травмы головы, шеи и правой плечевой кости, осложнившаяся развитием жировой эмболии средней степени (ближе к сильной). Таким образом, между телесными повреждениями, причинившими тяжкий вред здоровью и наступлением смерти, имеется прямая причинно-следственная связь, чем Черкашин А.А. нарушил требование п. 1.5 Правил, согласно которому: «Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда».
Все вышеуказанные нарушения Правил, допущенные Черкашиным А.А., находятся в прямой причинно-следственной связи с наступившими последствиями, тем самым он по неосторожности своими действиями и бездействием совершил преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 264 УК РФ.
В судебном заседании от представителя потерпевшей П поступило ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении Черкашина А.А. в связи с примирением с подсудимым. Обосновывая своё ходатайство она указала, что погибшая была её родственницей и единственно близким человеком. Других близких у неё не было. Подсудимый после совершения ДТП принял активные меры для оказания надлежащего лечения потерпевшей Э, нанял сиделку. После её смерти он полностью взял на себя организацию похорон и возместил все затраты на похороны. В связи с таким участием, принятием извинений со стороны Черкашина А.А. их семьёй принято решение ходатайствовать перед судом о прекращении уголовного дела в отношении подсудимого.
Подсудимому Черкашину А.А. в свою очередь также были разъяснены основания, порядок и последствия прекращения уголовного дела по ст. 76 УК РФ. Он согласен и также ходатайствует о прекращении уголовного дела. Ему понятны основания и последствия прекращения уголовного дела по указанному нереабилитрующему основанию. Защитник подсудимого, также просит прекратить данное уголовное дело.
Государственный обвинитель считает возможным прекращение уголовного дела в отношении Черкашина А.А., поскольку преступление, которое инкриминировано подсудимому относится к категории средней тяжести, он полностью возместил причинённый вред и его извинения были приняты родными погибшей.
Судом были исследованы данные о личности подсудимого. Черкашин А.А. не судим, на учетах в наркологическом и психоневрологическом диспансере не состоит, характеризован по месту жительства и работы только с положительной стороны, социализирован, имеет на иждивении двух малолетних детей. Принятие мер к возмещению ущерба наглядно показывает его отношение к случившемуся.
В соответствии со ст. 76 УК РФ, лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный вред.
В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения" при принятии решения о прекращении уголовного дела в связи с примирением лица, совершившего преступление, с потерпевшим, надлежит всесторонне исследовать характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности подсудимого, иные обстоятельства дела. Принимая решение, следует оценить, соответствует ли оно целям и задачам защиты прав и законных интересов личности, общества и государства. В связи с этим необходимо также устанавливать, соблюдены ли предусмотренные статьей 76 УК РФ основания, согласно которым от уголовной ответственности может быть освобождено лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.В настоящем случае обстоятельства дела, в том числе и изложенные в обвинении свидетельствуют о том, что причиной ДТП явилась невнимательность участника дорожного движения, а не грубое игнорирование Правил дорожного движения, связанное с агрессивном вождением, иных действия, свидетельствующих об умышленном нарушении Правил дорожного движения. Сам подсудимый не судим, раскаялся и выразил своё отношение к случившемуся, путём досудебного урегулирования имущественных отношений, несмотря на то, что исковые требования потерпевшим на стадии предварительного следствия не заявлялись.
Данное преступление относится к категории средней тяжести, совершённых по неосторожности. Подсудимый в момент ДТП был трезв.
Подсудимому разъяснены основания и последствия прекращения уголовного дела, с которыми он согласен.
Таким образом, оснований, по которым вышеуказанное ходатайство представителя потерпевшей могло бы быть отклонено, судом не установлено, поэтому оно подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 254, 256 и 25 УПК РФ, суд -
П О С Т А Н О В И Л:
ЧЕРКАШИНА АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА, ДД.ММ.ГГГГ по ч. 3 ст. 264 УК РФ от уголовной ответственности освободить и уголовное дело в отношении него производством прекратить в связи с примирением с потерпевшим.
Меру пресечения Черкашину А.А. виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, по вступлении постановления в законную силу, отменить.
Вещественные доказательства: транспортное средство - автомобиль <данные изъяты>, регистрационный знак №, переданный на хранение владельцу, ему возвратить, разрешив по вступлении постановления в законную силу распоряжаться ими по своему усмотрению.
Постановление может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского областного суда в 10-ти дневный срок через Подольский городской суд.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
СУДЬЯ А.Ф. ШАРАФЕЕВ