№ 2а - 538/20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ с.Ермекеево
Бижбулякский межрайонный суд Постоянное судебное присутствие в селе Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Багаутдинова М.А.,
при секретаре Ф,
с участием истца Г, его представителя – адвоката П,
представителя ответчика – К,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Г к Отделению МВД России по <адрес> об оспаривании действий должностных лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Г обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ОГИБДД отделения МВД России по <адрес> был составлен протокол об административном правонарушении. ДД.ММ.ГГГГ он получил почтовым отправлением письмо с протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ с внесенным в него изменениями времени совершения правонарушения и исправлением имени. При этом сам истец Г не присутствовал при внесении изменении и дополнений в протокол, и не был извещен о месте и времени их снесения. Просил признать действия сотрудником ОГИБДД отделения МВД России по <адрес> признать неправомерными.
Истец Г и его представитель П в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика лейтенант полиции К в судебном заседании пояснил, что исправления в протокол были внесены им в присутствии истца Г, пояснил, что письмо с измененным протоколом, истцу он не направлял.
Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, изучив представленные доказательства и огласив материалы административного дела:
– копия паспорта на имя Г /л.д.4/
– сопроводительное письмо ОГИБДД /л.д.5/
– протокол об административном правонарушении /л.д.6/
– конверт /л.д.7/
суд приходит к следующему:
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов.
Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен порядок производства по административным делам об оспаривании в том числе решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений; далее - Закон N 59-ФЗ) граждане имеют право обращаться лично в государственные органы, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Пунктом 5 статьи 4 Закона N 59-ФЗ определено, что должностное лицо - это лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.
В силу предписаний статьи 10 этого же Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение, запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 поименованного Закона или уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией, которые подписывает руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо (части 1 и 3 статьи 10 Закона N 59-ФЗ).
Пунктом 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 699 (далее - Положение о МВД России), определено, что МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.
МВД России формирует государственную политику в области безопасности дорожного движения и участвует в реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации; организует и проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения в Российской Федерации, а также осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения (подпункт 27 пункта 11 Положения о МВД России).
Подпунктом 20 пункта 13 Типового положения о территориальном органе МВД России по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 699 (далее - Типовое положение), предусмотрено, что территориальный орган МВД России участвует в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения на территории субъекта Российской Федерации; организует и проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения; координирует деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктами 13 и 14 Положения о МВД России в единую централизованную систему МВД России входят органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России; в состав органов внутренних дел входят центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России.
Согласно пунктам 3 и 4 Типового положения территориальные органы входят в состав органов внутренних дел Российской Федерации, подчиняются МВД России и осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне.
В силу подпункта 96 пункта 11 Положения о МВД России названный государственный орган организует прием граждан, своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок. Аналогичное полномочие установлено подпунктом 57 пункта 13 Типового положения.
Таким образом, требования административного истца об оспаривании действий реализующего административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов сотрудниками ОГИБДД отделения МВД России по <адрес> обоснованными, вытекающими из публичных правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон.
Согласно статье 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) на полицию возложен ряд обязанностей, в том числе: выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
В силу статьи 13 Закона о полиции для выполнения возложенных на полицию обязанностей ей предоставляется право в том числе, проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте).
При составлении протокола законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:
а) разъясняются права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ);
б) предоставляется возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ), после чего протокол им подписывается, а в случае отказа - делается соответствующая запись (ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ);
в) вручается под расписку копия протокола (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ).
В силу ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из приведенных выше положений КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении составляется:
а) при непосредственном участии лица, привлекаемого к административной ответственности;
б) в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, но только лишь при условии надлежащего извещения данного лица о времени и месте совершения конкретных процессуальных действий.
В аналогичном порядке должно производится и внесение изменений в протокол об административных правонарушениях. Толкование положений ст. 28.2 КоАП РФ в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменение сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производится в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в указанный процессуальный акт только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица. Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В суде установлено и сторонами не оспаривается, что ДД.ММ.ГГГГ сотрудником ОГИБДД отделения МВД России по <адрес> К в отношении Г составлен протокол об административном правонарушении <адрес>.
В вышеуказанном протоколе имеются исправления имени, времени совершения административного правонарушения, которые заверены печатью и подписью. При этом не указана дата внесения изменений, и не указано кем внесены изменения.
Согласно сопроводительного письма Врио начальника ОГИБДД ОМВД России по <адрес> С № от ДД.ММ.ГГГГ Г направлена исправленная копия протокола от ДД.ММ.ГГГГ по ст.12.26 ч.1 КоАП РФ.
Из штемпеля на почтовом конверте усматривается, что протокол с сопроводительным письмом был направлен ДД.ММ.ГГГГ, доставлен ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств, объективно свидетельствующих о внесении изменений в протокол об административном правонарушении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Г административным ответчиком не было представлено.
Сопроводительное письмо и конверт, имеющиеся в материалах дела опровергают доводы ответчика о том, что исправления в протокол были внесены в присутствии истца Г
Доказательств, объективно свидетельствующих о внесении изменений в протокол об административном правонарушении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Г административным ответчиком не было представлено.
Таким образом, действие сотрудника ОГИБДД отделения МВД России по <адрес> К, выразившиеся во внесении изменений в протокол об административном правонарушении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Г, без уведомления последнего не соответствуют положениям закона и очевидно нарушает права истца.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 218, 219, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░