Решение от 30.06.2020 по делу № 2а-538/2020 от 22.06.2020

№ 2а - 538/20

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                        с.Ермекеево

    

    Бижбулякский межрайонный суд Постоянное судебное присутствие в селе Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Багаутдинова М.А.,

при секретаре Ф,

    с участием истца Г, его представителя – адвоката П,

    представителя ответчика – К,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Г к Отделению МВД России по <адрес> об оспаривании действий должностных лиц,

У С Т А Н О В И Л:

Г обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ОГИБДД отделения МВД России по <адрес> был составлен протокол об административном правонарушении. ДД.ММ.ГГГГ он получил почтовым отправлением письмо с протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ с внесенным в него изменениями времени совершения правонарушения и исправлением имени. При этом сам истец Г не присутствовал при внесении изменении и дополнений в протокол, и не был извещен о месте и времени их снесения. Просил признать действия сотрудником ОГИБДД отделения МВД России по <адрес> признать неправомерными.

Истец Г и его представитель П в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить.

    Представитель ответчика лейтенант полиции К в судебном заседании пояснил, что исправления в протокол были внесены им в присутствии истца Г, пояснил, что письмо с измененным протоколом, истцу он не направлял.

    Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, изучив представленные доказательства и огласив материалы административного дела:

– копия паспорта на имя Г /л.д.4/

– сопроводительное письмо ОГИБДД /л.д.5/

– протокол об административном правонарушении /л.д.6/

– конверт /л.д.7/

суд приходит к следующему:

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов.

Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен порядок производства по административным делам об оспаривании в том числе решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений; далее - Закон N 59-ФЗ) граждане имеют право обращаться лично в государственные органы, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Пунктом 5 статьи 4 Закона N 59-ФЗ определено, что должностное лицо - это лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

В силу предписаний статьи 10 этого же Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение, запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 поименованного Закона или уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией, которые подписывает руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо (части 1 и 3 статьи 10 Закона N 59-ФЗ).

Пунктом 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 699 (далее - Положение о МВД России), определено, что МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.

МВД России формирует государственную политику в области безопасности дорожного движения и участвует в реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации; организует и проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения в Российской Федерации, а также осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения (подпункт 27 пункта 11 Положения о МВД России).

Подпунктом 20 пункта 13 Типового положения о территориальном органе МВД России по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 699 (далее - Типовое положение), предусмотрено, что территориальный орган МВД России участвует в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения на территории субъекта Российской Федерации; организует и проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения; координирует деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктами 13 и 14 Положения о МВД России в единую централизованную систему МВД России входят органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России; в состав органов внутренних дел входят центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России.

Согласно пунктам 3 и 4 Типового положения территориальные органы входят в состав органов внутренних дел Российской Федерации, подчиняются МВД России и осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне.

В силу подпункта 96 пункта 11 Положения о МВД России названный государственный орган организует прием граждан, своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок. Аналогичное полномочие установлено подпунктом 57 пункта 13 Типового положения.

Таким образом, требования административного истца об оспаривании действий реализующего административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов сотрудниками ОГИБДД отделения МВД России по <адрес> обоснованными, вытекающими из публичных правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон.

Согласно статье 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) на полицию возложен ряд обязанностей, в том числе: выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.

В силу статьи 13 Закона о полиции для выполнения возложенных на полицию обязанностей ей предоставляется право в том числе, проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте).

При составлении протокола законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:

а) разъясняются права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ);

б) предоставляется возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ), после чего протокол им подписывается, а в случае отказа - делается соответствующая запись (ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ);

в) вручается под расписку копия протокола (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ).

В силу ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Из приведенных выше положений КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении составляется:

а) при непосредственном участии лица, привлекаемого к административной ответственности;

б) в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, но только лишь при условии надлежащего извещения данного лица о времени и месте совершения конкретных процессуальных действий.

В аналогичном порядке должно производится и внесение изменений в протокол об административных правонарушениях. Толкование положений ст. 28.2 КоАП РФ в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменение сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производится в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в указанный процессуальный акт только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица. Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В суде установлено и сторонами не оспаривается, что ДД.ММ.ГГГГ сотрудником ОГИБДД отделения МВД России по <адрес> К в отношении Г составлен протокол об административном правонарушении <адрес>.

В вышеуказанном протоколе имеются исправления имени, времени совершения административного правонарушения, которые заверены печатью и подписью. При этом не указана дата внесения изменений, и не указано кем внесены изменения.

Согласно сопроводительного письма Врио начальника ОГИБДД ОМВД России по <адрес> С от ДД.ММ.ГГГГ Г направлена исправленная копия протокола от ДД.ММ.ГГГГ по ст.12.26 ч.1 КоАП РФ.

Из штемпеля на почтовом конверте усматривается, что протокол с сопроводительным письмом был направлен ДД.ММ.ГГГГ, доставлен ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств, объективно свидетельствующих о внесении изменений в протокол об административном правонарушении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Г административным ответчиком не было представлено.

Сопроводительное письмо и конверт, имеющиеся в материалах дела опровергают доводы ответчика о том, что исправления в протокол были внесены в присутствии истца Г

Доказательств, объективно свидетельствующих о внесении изменений в протокол об административном правонарушении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Г административным ответчиком не было представлено.

Таким образом, действие сотрудника ОГИБДД отделения МВД России по <адрес> К, выразившиеся во внесении изменений в протокол об административном правонарушении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Г, без уведомления последнего не соответствуют положениям закона и очевидно нарушает права истца.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 218, 219, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> , ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ , ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░: ░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░:                 ░.░. ░░░░░░░░░░░

2а-538/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Головин Евгений Алексеевич
Ответчики
Отделение МВД РОссии по Ермекеевскому Району
Суд
Бижбулякский районный суд Республики Башкортостан
Судья
Багаутдинов М.А.
Дело на сайте суда
bizhbuliaksky.bkr.sudrf.ru
23.06.2020Регистрация административного искового заявления
23.06.2020Передача материалов судье
25.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
30.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2020Подготовка дела (собеседование)
30.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.06.2020Судебное заседание
30.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее