Судья Прыткова Е.В. УИД 16RS0050-01-2021-005342-18
№ 33-3837/2022
учет № 143г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 апреля 2022 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Абдуллаева Б.Г.,
судей Бикмухаметовой З.Ш., Митрофановой Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Газизьяновым А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Бикмухаметовой З.Ш. апелляционную жалобу представителя Федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации Чикинева П.Ю. на решение Приволжского районного суда города Казани от 16 декабря 2021 года, которым за Шигабиевой Ф.А. признано право собственности на гараж № .... общей площадью 18,3 кв.м, расположенный в гаражно-строительном кооперативе «Кабан» по <адрес>.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, заслушав объяснения представителя гаражно-строительного кооператива «Кабан» Куршева А.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Шигабиева Ф.А. обратилась к гаражно-строительному кооперативу «Кабан» и Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации с иском о признании права собственности на гараж.
В обоснование заявленного требования истец указала, что с 2007 года она является членом гаражно-строительного кооператива «Кабан», расположенного по <адрес>. Паевой взнос за гараж истцом выплачен полностью, однако она лишена возможности зарегистрировать право собственности на этот объект в связи с отсутствием документов об отводе земельного участка. Указанный гараж является объектом недвижимости, его строительные конструкции находятся в работоспособном техническом состоянии, нарушений градостроительных, строительных норм и правил при его строительстве не выявлено, объект соответствует санитарным, пожарным нормам и правилам.
Кроме того, решением Приволжского районного суда города Казани от 19 ноября 2014 года в удовлетворении иска Федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации к ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 и ФИО16 о признании гаражей самовольными постройками и освобождении земельного участка отказано.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просила признать за ней право собственности на гараж общей площадью 18,3 кв.м, расположенный по <адрес>.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены муниципальное казенное учреждение «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», муниципальное казенное учреждение «Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования города Казани» и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель гаражно-строительного кооператива «Кабан» Куршев А.В. иск признал.
Другие участники процесса в суд не явились.
Суд постановил решение в приведённой выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации Чикинев П.Ю. просит решение суда отменить. Заявитель в жалобе указывает, что земельный участок с кадастровым номером ...., на котором расположен гаражный бокс, является федеральной собственностью и в силу закона предоставлен управлению на праве постоянного бессрочного пользования. В границах указанного земельного участка расположен военный городок со зданиями и сооружениями, принадлежащими Российской Федерации. Земельный участок используется для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации и в силу пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации относится к категории земельных участков, изъятых из оборота. При этом в материалах дела отсутствуют документы об отводе земельного участка гаражно-строительному кооперативу «Кабан» и для строительства гаражного бокса.
По мнению подателя жалобы, истец не доказала законность возведения гаража. Кроме того, предъявление иска к Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, не являющемуся собственником земельного участка или законным представителем Российской Федерации в порядке статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, незаконно.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Согласно части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.
Из материалов дела следует, что 24 октября 2007 года на общем собрании членов кооператива принято решение о создании гаражно-строительного кооператива «Кабан». Сведения о юридическом лице внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 1 ноября 2007 года.
Шигабиева Ф.А. является членом гаражно-строительного кооператива «Кабан» с 2007 года, ей принадлежит гараж № .... площадью 18,3 кв.м, паевой взнос за гараж внесён, задолженности по взносам не имеется, что подтверждается справками № 7 и № 8 от 13 апреля 2021 года.
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию 25 февраля 2008 года, гараж № .... расположен по <адрес>, имеет площадь 18,3 кв.м.
<данные изъяты> по результатам обследования гаражей гаражно-строительного кооператива «Кабан», расположенного по <адрес>, составлено заключение № 21/24 от 24 марта 2021 года, согласно которому техническое состояние конструкций гаража № .... оценивается как работоспособное, при его обследовании нарушений строительных и градостроительных норм и правил не выявлено, объект угрозу жизни и здоровью граждан не создает, не превышает предельные параметры разрешённого строительства, соответствует санитарным, пожарным нормам и правилам, требования безопасности по прочности и устойчивости несущих конструкций обеспечены.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении заявленного требования о признании права собственности на гараж, суд первой инстанции исходил из отсутствия установленных законом оснований для отказа в реализации такого права, а также из того, что принадлежащий истцу на праве собственности гараж располагается на территории действующего гаражно-строительного кооператива «Кабан».
Судом первой инстанции требование истца удовлетворено к гаражно-строительному кооперативу «Кабан» и Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
При этом указано, что материалами дела установлено, что земельный участок, на котором расположены гаражные боксы, не занят ни зданиями, ни строениями, ни сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. При этом доказательств, подтверждающих отнесение земельного участка, занятого гаражными боксами, к категории изъятых из оборота, не представлено.
Однако при этом судом не принято во внимание то, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером ...., в пределах которого расположен гаражный бокс, является Российская Федерация. Видом разрешенного использования данного земельного участка является Военный городок № .....
В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Установив, что представителем Российской Федерации с учётом разрешённого вида использования земельного участка с кадастровым номером .... в данном случае является Министерство обороны Российской Федерации, которое судом к участию в деле не привлечено, судебная коллегия определением от 14 марта 2022 года перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Этим же определением Министерство обороны Российской Федерации привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель гаражно-строительного кооператива «Кабан» Куршев А.В. возражал против доводов апелляционной жалобы.
Другие участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, разрешая заявленное требование по существу, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Согласно статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация является полноценным участником гражданско-правовых отношений со всеми вытекающими правовыми последствиями.
В силу пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 1).
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (пункт 2).
Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами) подпункт 2 пункта 4)).
На основании пункта 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Как усматривается из материалов дела, решением исполнительного комитета Казанского городского Совета народных депутатов № 62-26с от 25 января 1984 года постановлено утвердить границы земельного участка площадью 34,7 га, занимаемого Военным городком № .... в <адрес>.
19 января 1984 года Квартирно-эксплуатационной части Казанского района (Военный городок № .... <адрес>) выдан государственный акт на право пользования землей, согласно которому исполнительным комитетом Казанского городского Совета народных депутатов указанной части для постоянного пользования предоставлен земельный участок площадью 34,7 га.
Из устава Федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации следует, что указанное управление реорганизовано путем присоединения к нему Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Казанская квартирно-эксплуатационная часть района».
В материалах дела представлено обращение начальника Квартирно-эксплуатационной части Казанского района подполковника ФИО18 на имя командующего ПриВО генерала-полковника ФИО19 о том, что в связи с обращениями военнослужащих Казанского гарнизона с ходатайством о выделении земельного участка под строительство гаражей на территории <адрес>, совместно с командованием Казанского гарнизона, командиром 105 отдельной роты сопровождения воинских грузов и службой КЭЧ, в целях упорядочивания хранения личных автотранспортных средств военнослужащих и служащих Министерства обороны СССР, было принято решение о выделении земельного участка под строительство 80 гаражей на территории <адрес>.
Как следует из технического плана на здание, принадлежащий истцу гараж расположен на земельном участке площадью 104505 кв.м с кадастровым номером .... (образован из земельного участка с кадастровым номером ....) по <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: Военный городок № ...., находится в собственности Российской Федерации.
Указанный земельный участок в силу подпункта 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации является изъятым из оборота, поскольку в границах земельного участка расположен военный городок со зданиями и сооружениями, являющимися собственностью Российской Федерации, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации.
Опровергающих данные обстоятельства доказательств суду не представлено.
В пункте 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что гараж № .... расположен на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, целевое назначение которого нахождение на нём такого рода сооружений не предусматривает.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что земельный участок, на котором расположен гаражный бокс, предоставлен гаражно-строительному кооперативу «Кабан» на каком-либо праве для строительства в границах застройки.
При изложенных обстоятельствах, учитывая отсутствие допустимых доказательств, подтверждающих предоставление земельного участка для строительства спорного гаража, а также то, что целевое назначение земельного участка под гаражным боксом не допускает размещение на нём такого рода сооружений, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Материалами дела установлено, что вступившим в законную силу решением Приволжского районного суда города Казани от 19 ноября 2014 года по делу № 2-6997/2014 в удовлетворении иска Федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации к ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 и ФИО16 о признании гаражей самовольными постройками и освобождении земельного участка отказано.
Ссылку истца в исковом заявлении на указанный судебный акт судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку Шигабиева Ф.А. и Министерство обороны Российской Федерации не являлись участниками данного гражданского дела, поэтому обстоятельства, установленные в ходе его рассмотрения, не носят преюдициального значения для данного дела. При рассмотрении указанного дела требования к Шигабиевой Ф.А. о сносе гаража не рассматривались и выводы об отсутствии оснований для признания его самовольной постройкой не делались.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене, иск оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Приволжского районного суда города Казани от 16 декабря 2021 года по данному делу отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Шигабиевой Ф.А. к гаражно-строительному кооперативу «Кабан», Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на гараж.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 13 апреля 2022 года.
Председательствующий Б.Г. Абдуллаев
Судьи З.Ш. Бикмухаметова
Л.Ф. Митрофанова