Дело № 2-5165/2019 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 ноября 2019 года г. Калининград
ул. К. Леонова, дом 31
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Мамичевой В.В.,
при секретаре Быстровой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Центрального района г. Калининграда в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФКУ «ГБ МСЭ по Калининградской области» Минтруда России, Бюро МСЭ № ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области», 3-е лицо Семенов ФИО12 о признании незаконными установления инвалидности и актов медико-социальной экспертизы гражданина, отмене акта медико-социальной экспертизы гражданина,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Центрального района г. Калининграда обратился с иском в суд, указав, что прокуратурой района в 1-ом полугодии 2019 г. проведена проверка соблюдения действующего законодательства должностными лицами ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области» Минтруда России, Бюро МСЭ № ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области» Минтруда России при освидетельствовании граждан на предмет наличия статуса инвалида и присвоения соответствующего статуса. В ходе проверки было установлено, что < Дата > Семенов ФИО13., < Дата > года рождения, обратился с заявлением в Бюро МСЭ № ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области» Минтруда России о проведении медико-социальной экспертизы, с приложением направления на медико-социальную экспертизу от < Дата >, выданного ГБУЗ «Городская больница №» по основному заболеванию: < ИЗЪЯТО > Вышеуказанное направление подписано председателем врачебной комиссии ГБУЗ «Городская больница №» ФИО14 членами врачебной комиссии ФИО5, ФИО6, ФИО7, к направлению также были приложены копия выписки из медкарты стационарного больного Семенова ФИО15 о прохождении лечения в стационаре отделения терапии ГБУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи» в период с < Дата > по < Дата > с основным диагнозом: < ИЗЪЯТО > Актом МСЭ № от < Дата > ФИО1 была установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию на срок до < Дата >, дата очередного переосвидетельствования была установлена на < Дата > В дальнейшем, < Дата >, Семенов ФИО16. повторно обратился с заявлением в Бюро МСЭ № ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области» Минтруда России о проведении медико-социальной экспертизы, с приложением направления от < Дата >, выданного ГБУЗ «Городская больница №» по основному заболеванию: < ИЗЪЯТО >. Вышеуказанное направление подписано председателем врачебной комиссии ГБУЗ «Городская больница №» ФИО4, членами врачебной комиссии ФИО5, ФИО6, ФИО7, к направлению была приложена копия выписки из медкарты стационарного больного ФИО1 о прохождении лечения в стационаре отделения терапии ГБУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи» в период с < Дата > по < Дата > с основным диагнозом: < ИЗЪЯТО > Актом МСЭ № от < Дата > Семенову ФИО17. была установлена вторая группа инвалидности бессрочно. Согласно информации, предоставленной Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Калининградской области, Семенову ФИО18 начиная с 2010 г. никакой медицинской помощи по поводу вышеуказанных заболеваний не оказывалось. Согласно информации, представленной ГБУЗ «Городская больница №» Калининградской области, Семенову ФИО19. направление на медико-социальную экспертизу не выдавалось. Так, по результатам проведенной проверки, медицинских документов, свидетельствующих о наличии у Семенова ФИО20. вышеуказанных заболеваний, связанных с установлением ему инвалидности и прохождением им в связи с этим соответствующего лечения, выявлено не было. Семенов ФИО21 в период с 2014 по 2015 года врачебную комиссию не проходил, направление на медико-социальную экспертизу в установленном порядке не получал. Таким образом, полагая, что получение статуса инвалида в период с 2014 по 2015 года и его установление бессрочно в 2015 году было осуществлено Семеновым ФИО22 незаконно, истец просит суд признать незаконным установление Семенову ФИО23. инвалидности 2-ой группы на срок 1 год в период с < Дата > по < Дата >, установление ему инвалидности 2-ой группы бессрочно < Дата >, а также признать незаконными акты медико-социальной экспертизы гражданина № от < Дата >, № от < Дата >, отменить акт медико-социальной экспертизы гражданина № от < Дата >.
В судебном заседании старший помощник прокурора Центрального района г. Калининграда Зырина Д.А. иск поддержала по изложенным в нём основаниям, просила удовлетворить.
Представитель ФКУ «ГБ МСЭ по Калининградской области» Минтруда России Бобокина И.В., действующая на основании доверенности от < Дата > поддержала доводы, изложенные в отзыве, согласно которому Семенов ФИО24. на основании выданных ему направлений был освидетельствован < Дата > с основным диагнозом < ИЗЪЯТО >. При обращении в Бюро МСЭ № Семенов ФИО25. предоставил полный пакет документов, в связи с чем, оснований для отказа в принятии заявления не имелось. Документы имели все необходимые подписи и печати, сомнений в их подлинности не вызывали. На основании предоставленных документов, была проведена оценка документов, а также осмотр обратившегося лица. Впоследствии Семенову ФИО26 были выданы акты освидетельствования МСЭ и протоколы, описана характеристика заболевания и нуждаемость заявителя в технических средствах реабилитации. Просила суд вынести решение в соответствии с законом.
3-е лицо Семенов ФИО27, представитель 3-его лица Юсубов В.Г., действующий на основании ордера от < Дата >, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ) определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона).
Медико-социальная экспертиза осуществляется, исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ст. 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
Граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке. (статья 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
Согласно п.п. 1,2 Правил признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро), являющимися филиалами главных бюро. Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Согласно пункта 15 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя). Форма согласия гражданина на направление на медико-социальную экспертизу утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно п. 16 Правил, организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий.
Пунктом 19 Правил установлено, что в случае если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно. Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности.
Согласно пункту 24 Правил медико-социальная экспертиза проводится по направлению на медико-социальную экспертизу, поступившему из медицинской организации, органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, или органа социальной защиты населения, а также по заявлению о проведении медико-социальной экспертизы, поданному гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в бюро, в случаях, предусмотренных пунктами 19 и 19(4) настоящих Правил.
По заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя), поданному в бюро на бумажном носителе, ему в день подачи указанного заявления выдаются заверенные руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) либо уполномоченным им должностным лицом в установленном порядке копии акта медико-социальной экспертизы гражданина и протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина.
Согласно п. 31 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Минтруда России от 29 января 2014 года N 59н, для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме N 088/у-06, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 г. N 77, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 25 декабря 2006 г. N 874, либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).
В соответствии с п. 82 Административного регламента, в случае, если необходимые документы не представлены получателем государственной услуги по собственной инициативе, специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро), уполномоченные на проведение медико-социальной экспертизы, запрашивают в течение 2 рабочих дней со дня получения пакета документов получателя государственной услуги в медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь получателю государственной услуги – сведения, содержащиеся в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь.
Из пункта 19(2) Правил следует, что направление на медико-социальную экспертизу, оформленное медицинской организацией, и сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, в течение 3 рабочих дней со дня оформления направления на медико-социальную экспертизу передаются медицинской организацией в бюро в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием информационных систем, предусмотренных пунктом 19(3) настоящих Правил, а при отсутствии доступа к таким информационным системам - на бумажном носителе.
Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты). Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному или уполномоченному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения. (пункты 26, 27, 28 Правил).
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29 января 2014 года N 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности – выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).
Согласно представленным суду документам, < Дата > по заявлению Семенова ФИО28., а также направлению, выданному ГБУЗ «Городская больница №», в отношении Семенова ФИО29. было проведено освидетельствование по основному заболеванию: < ИЗЪЯТО >. < Дата > На основании проведенного освидетельствования, Семенову ФИО30. был выдан акт МСЭ №, которым была установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию на срок до < Дата >, дата очередного переосвидетельствования была установлена на < Дата >
< Дата > по заявлению Семенова ФИО31., а также направлению, выданному ГБУЗ «Городская больница №», в отношении Семенова ФИО32 было проведено освидетельствование по основному заболеванию: < ИЗЪЯТО > На основании проведенного освидетельствования, Семенову ФИО33. был выдан акт МСЭ №, установлена вторая группа инвалидности бессрочно.
Между тем, в ходе прокурорской проверки была истребована информация в Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Калининградской области, а также в ГБУЗ «Городская больница №» Калининградской области.
Согласно информации, предоставленной Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Калининградской области, Семенову ФИО34 начиная с 2010 г. никакой медицинской помощи по поводу вышеуказанных заболеваний, не оказывалось.
Согласно информации, представленной ГБУЗ «Городская больница №» Калининградской области, Семенову ФИО35 направление на медико-социальную экспертизу не выдавалось.
Согласно информации, предоставленной ГБУЗ Калининградской области «ГК БСМП», Семенов ФИО36. в период с 15.07.2014 г. по 28.07.2014 г., а также с 12.03.2014 г. по 26.03.2014 г., за медицинской помощью не обращался, на лечении в стационаре не находился.
Таким образом, никаких обследований и лечения, связанного с указанным в представленных МСЭ документах заболеванием, ФИО1 фактически не проходил, направления на МСЭ в ГБУЗ «Городская больница №» не получал.
Объективные данные, свидетельствующие о том, что указанное заболевание, по поводу которого Семенову ФИО37. установлена инвалидность, в материалах дела отсутствуют.
При таком положении, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и установив, что Семенов ФИО38. врачебную комиссию в период времени с 2014 по 2015 года не проходил, направление на медико-социальную экспертизу в ГБУЗ «Городская больница №», ГБУЗ Калининградской области «ГК БСМП» не получал, суд, с учетом приведенных выше норм материального права, приходит к выводу о том, что социальный статус инвалида получен Семеновым ФИО39 незаконно, а акты медико-социальной экспертизы не соответствуют требованиям действующего законодательства, регулирующего вопросы проведения медико-социальных экспертиз и порядка установления инвалидности, поскольку Семеновым ФИО40 на медико-социальную экспертизу были представлены ненадлежащим образом оформленные направления, выдаваемые медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, достоверность которых бюро медико-социальной экспертизы должным образом не проверялась.
Оспариваемые решения медико-социальной экспертизы не могут быть признаны законными ввиду нарушения процедуры освидетельствования. Само по себе наличие того или иного заболевания, если оно не приводит к определенной степени выраженности ограничений жизнедеятельности и необходимости осуществления мер социальной защиты, включая реабилитацию, не является достаточным основанием для установления группы инвалидности.
Учитывая, что в компетенцию суда не входит отмена принятых бюро медико-социальной экспертизой актов, суд приходит к выводу о необоснованности заявленного прокурором требования в указанной части.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Центрального района г. Калининграда удовлетворить частично.
Признать незаконным установление Семенову ФИО41, < Дата > года рождения, инвалидности 2 группы на срок 1 год в период с 18.06.2014 г. по 01.07.2015 г., а также 01.06.2015 г. бессрочно.
Признать незаконными Акты медико-социальной экспертизы гражданина № от < Дата > и № от < Дата >
В удовлетворении исковых требований об отмене Акта медико-социальной экспертизы № от < Дата > Прокурору Центрального района г. Калининграда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение принято 28 ноября 2019 года.
Судья В.В. Мамичева