Дело № 2-1277/2023 24 августа 2023года
УИД 29RS0022-01-2023-001111-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Приморский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Брежневой Е.С.,
при помощнике судьи Бут Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске в помещении Приморского районного суда Архангельской области гражданское дело по иску Корякина А. С. к Управлению Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании задолженности по заработной плате,
установил:
Корякин А.С. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании задолженности по заработной плате. В обоснование заявленных требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил гражданскую службу в Управлении Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в должности <данные изъяты>. Согласно служебному контракту истец имеет право, в частности на оплату труда и другие выплаты, состоящие из: месячного должностного оклада, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, ежемесячного денежного поощрения, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, ежемесячной надбавки за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, другие выплаты. При расчете сумм оплаты ежегодных отпусков и компенсаций за неиспользованный отпуск истцу ответчиком не были включены в расчет среднего заработка начисления в виде средств материального стимулирования (СМС), материального стимулирования (Транш), материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и другие выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ до момента расторжения контракта. Истец просит взыскать с ответчика в свою пользу сумму недоплаты при предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 114488 руб.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Присутствующий в судебном заседании представитель истца Воеводкин Г.Д. уточнил заявленные требования и просил взыскать с ответчика сумму денежного содержания за период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и компенсацию за неиспользованный отпуск (30 календарных дней) в общем размере 88579 руб. 05 коп. Требование о взыскании суммы денежного содержания за период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не поддержал.
В ходе рассмотрения дела представитель ответчика Елисеев К.Н. в судебном заседании против удовлетворения иска возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит следующим выводам.
Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
В силу п. 4 ч. ст. 14 данного закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч. 2 ст. 50).
В соответствии с ч. 5 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ к дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; 3)ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5)ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Согласно ч. 10 указанной статьи гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее - Правила № 562), действующие на момент возникновения спорных правоотношений, которые определяли порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего (далее - гражданский служащий) в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производилось в соответствии с п. 6 Правил №562.
При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска (п. 6 Правил).
Как указано в п. 7 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих и о признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. №562 и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства РФ от 01.04.2022 № 554, в случаях, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему сохраняемое денежное содержание исчисляется за весь соответствующий период как за фактически отработанное время. Сохраняемое денежное содержание при этом состоит из оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "б" - "д" пункта 3 и пунктом 4 настоящих Правил. При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно к сохраняемому денежному содержанию также учитываются 1/12 размера выплат, предусмотренных подпунктами "е" и "з" пункта 3 настоящих Правил, начисленных гражданскому служащему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске рассчитывается путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней в году) и умножения на число календарных дней отпуска.
Согласно ч. 2 и 5 ст. 50 Федерального закона денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся:
а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
г) ежемесячное денежное поощрение;
д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Таким образом, Федеральным законом №79-ФЗ установлена структура денежного содержания гражданских служащих, в которой имеются две составляющие оклад денежного содержания, являющийся базой денежного содержания, основой материального обеспечения гражданского служащего, и зависит от должностного положения гражданского служащего, и дополнительные выплаты, которые носят стимулирующий характер и зависят от специфики, особых условий выполнения должностных обязанностей конкретным гражданским служащим. При этом вышеуказанными Правилами N 562 установлен порядок исчисления месячного денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и увольнения в связи с сокращением, которым четко установлено, какие составляющие денежного содержания гражданских служащих учитываются при исчислении месячного денежного содержания на период отпуска и при увольнении в связи с сокращением.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил государственную гражданскую службу у ответчика в должности <данные изъяты>.
В период работы истцу выплачивались средства ежемесячного материального стимулирования за период с ДД.ММ.ГГГГ в общем размере 598968 руб. 12 коп., а также материальное стимулирование (Транш) за период с ДД.ММ.ГГГГ в общем размере 1015944 руб. 01 коп.
Сторонами не оспаривается, что в 2022 году истцу предоставлялись трудовые отпуска: в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по 30.012.2022, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Требование о доплате сумм за период отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по делу представитель истца не поддержал.
Из расчета истца следует, что при расчете денежного содержания на период заявленных ежегодных оплачиваемых отпусков, компенсации за неиспользованный отпуск не вошли выплаченные материальное стимулирование (транш), средства материального стимулирования.
Из служебного контракта, заключенного между истцом и ответчиком, положения о премировании, следует, что премирование служащих ответчика осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на ответчика. Иные виды премий, что не оспаривается стороной ответчика, не предусмотрены.
Учитывая, что премии имеют стимулирующую роль и выплата материального стимулирования является премированием государственных гражданских служащих ответчика, а критериями при решении вопроса о выплате материального стимулирования, соответственно и разовых премий, являются итоги выполнения работ, связанных с выполнением задач и обеспечением функций и полномочий, возложенных в данном случае на УФНС РФ по Архангельской области (т.е. те же критерии, которые учитываются при выплате премий за выполнение особо важных и сложных заданий), иных премий, кроме премий за выполнение особо важных и сложных заданий у ответчика не предусмотрено, доказательств того, что выплачиваемая истцу разовая премия выплачивалась на основании иного закона или иного нормативного правового акта, не представлено, суд, вопреки доводам стороны ответчика считает, что разовые премии, по сути, являются премиями за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на ответчика.
Принимая во внимание, что указанный вид премии учитывается при расчете месячного денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчете компенсаций при увольнении, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца, касающихся учета разовых премий.
Относительно средств материального стимулирования, выплачиваемых истцу 4 раза в год в соответствии с разработанным и утвержденным ФНС России механизмом распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
В соответствии с ч. 2 данной статьи при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
Согласно ч. 3 ст. 51 Федерального закона N 79-ФЗ Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (ч. 6 ст. 51).
Пунктом 8 Указа Президента РФ от 25.07.2006 №763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат, - в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федеральным законом № 79-ФЗ; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 9 Указа Президента РФ N 763).
В соответствии с абз. 8 пп. "р" п. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование (4 раза в год) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 Федерального закона №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 указанного федерального закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, суд приходит к выводу о том, что выплаченное истцу материальное стимулирование (4 раза в год) в спорный период должно учитываться при расчете ее среднего заработка (денежного содержания) для расчета отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск.
К дополнительным выплатам, в том числе, относятся единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (пункт 6 части 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Таким образом, из буквального толкования положений Правил следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом №79-ФЗ. Единовременная выплата к отпуску также включается в расчет денежного содержания за периоды нахождения в отпуске, денежной компенсации за неиспользованный отпуск.
Представленный истцом расчет невыплаченного денежного содержания за периоды нахождения в отпуске, денежной компенсации за неиспользованный отпуск (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) судом проверены, признан арифметически верным. Ответчиком указанный расчет также проверен и не оспаривается.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию денежное содержание за периоды нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 календарных дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 календарных дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (16 календарных дней) в размере 52990 руб. 29 коп. (13742,64 руб. +20266,98 руб.+18980,67 руб.), денежная компенсация за неиспользованный отпуск (30 календарных дней) в размере 35588 руб. 76 коп.
Исходя из анализа приведенного законодательства, оценив установленные судом обстоятельства в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пп. 1, 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий; государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Таким образом, государственная пошлина взысканию не подлежит.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Корякина А. С. к Управлению Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании денежного содержания в период нахождения в отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск, удовлетворить.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН 2901130440) в пользу Корякина А. С. (паспорт гражданина №) денежное содержание в период нахождения в отпуске за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 52990 руб. 29 коп., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 35588 руб. 76 коп., всего взыскать 88579 (восемьдесят восемь тысяч пятьсот семьдесят девять) руб. 05 коп.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд путём подачи жалобы через Приморский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 31 августа 2023 года.
Председательствующий Е.С. Брежнева