Решение по делу № 2-601/2017 от 15.03.2017

Дело № 2-601/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    ДД.ММ.ГГГГ    город Севастополь

    Балаклавский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Анашкиной И.А., при секретаре Кирничанском А.Ю., с участием представителя истца Мовровян А.А., ответчика Несмех С.Н., представителя ответчика Уманец П.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Несмех С. Н. о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, признании права собственности на земельный участок отсутствующим, истребовании имущества из чужого незаконного владения, исключении сведений о границах земельного участка из государственного кадастра недвижимости,

у с т а н о в и л:

Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Балаклавский районный суд города Севастополя с указанным исковым заявлением и просит признать недействительным свидетельство о праве собственности на земельный общей площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>; признать отсутствующим право собственности ответчика на спорный земельный участок, истребовать его из незаконного владения ответчика в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя, а также исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о границах данного земельного участка.

Иск обосновывается тем, что на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 11,5487 га с установлением границ в натуре (на местности) для дачного строительства по Обслуживающим кооперативом «ДСТ «Дружба-1» и передаче в собственность членов кооператива земельных участков, расположенных в районе урочища «Аязьма», ответчику в собственность был передан вышеуказанный земельный участок и внесены сведения в государственный кадастр недвижимости как о ранее учтенных объектах недвижимости. Между тем, согласно материалам проверки, предоставленным Прокуратурой <адрес> города Севастополя, Севастопольской городской государственной администрацией не издавалось распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 11,5487 га с установлением границ в натуре (на местности) для дачного строительства по Обслуживающим кооперативом «ДСТ «Дружба-1» и передаче в собственность членам кооператива земельных участков, расположенных в районе урочища Аязьма», заявления членов указанного кооператива о выделении им земельных участков в порядке бесплатной приватизации не поступали и соответствующие распоряжения в отношении членов данного кооператива Севастопольской городской администрацией не издавались. Таким образом, спорный земельный участок выбыл из государственной собственности без законных оснований, без принятия соответствующего решения уполномоченным органом, без утверждения проекта землеустройства по отводу земельных участков в установленном порядке, что свидетельствует об отсутствии правового основания приобретения ответчиком права собственности на спорный участок.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Севприроднадзора в судебном заседании исковые требования поддержал.

Ответчик в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, указав, что истцом пропущен срок исковой давности, поскольку Департамент по имущественным и земельным отношениям в составе Правительства города Севастополя является функциональным правопреемником СГГА, в связи с чем в удовлетворении части исковых требований должно быть отказано в связи с пропуском срока исковой давности. Кроме того, пояснил, что право собственности у него возникло на основании распоряжения СГГА, которое в настоящее время не оспорено, следовательно, право собственности возникло у него на законных основаниях, а истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения были извещены в установленном процессуальным законом порядке, о причинах неявки суд не уведомили.

Выслушав представителя истца, третьего лица, ответчика и его представителя, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд заключил о следующем.

Судом установлено, что на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 11,5487 га с установлением границ в натуре (на местности) для дачного строительства по Обслуживающим кооперативом «ДСТ «Дружба-1» и передаче в собственность членов кооператива земельных участков, расположенных в районе урочища Аязьма», ответчику передан в собственность земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, целевое назначение – для дачного строительства.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В соответствии с пунктом 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, вследствие чего применению к спорным правоотношениям подлежит действующее на момент их возникновения на территории города Севастополя и Республики Крым законодательство Украины.

Частью 2 ст. 19 Конституции Украины установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

Статьёй 116 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в рамках их полномочий, определенных настоящим кодексом, или по результатам аукциона.

В соответствии со статьей 118 Земельного кодекса Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, должны были подать ходатайства в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает в собственность земельные участки государственной или коммунальной собственности.

В ходатайстве необходимо указать целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры с приложением графических материалов, в которых указано желаемое место расположения земельного участка, согласования землепользователя.

На основании такого заявления заявителю дается согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка. Отвод земельного участка производится на основании разработанного, согласованного и утвержденного проекта землеустройства.

Материалы дела не содержат доказательств обращения ответчика с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка, что свидетельствует о несоблюдении порядка получения земельного участка в собственность.

На момент издания Распоряжения и возникновения права собственности ответчика на земельный участок, о защите права государственной собственности на который по настоящему делу заявлены исковые требования, на территории города Севастополя земля могла находиться в частной, коммунальной и государственной собственности (часть 3 статьи 78 Земельного кодекса Украины, отдельные положения Гражданского кодекса Украины 2004 года); субъектами права коммунальной собственности на земли являлись соответствующие территориальные громады, реализовывавшие это право непосредственно или через органы местного самоуправления (статья 80 Земельного кодекса Украины).

В силу статьи 9 Земельного кодекса Украины распоряжение землями территориальной громады города и передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с настоящим Кодексом относились к полномочиям Севастопольского городского Совета.

В соответствии с положениями статьи 12 Земельного кодекса Украины и пункта 12 его Переходных положений (раздел Х), полномочия по распоряжению землями в переделах населённых пунктов осуществлялись соответствующими сельскими, поселковыми, городскими советами.

Нахождение спорного земельного участка в пределах границ Балаклавского района города Севастополя является установленным фактом и не оспаривалось сторонами.

Территория города Севастополя в соответствии с положениями Закона города Севастополя от 03.06.2014 № 19-ЗС «Об административно-территориальном устройстве города Севастополя» определяется границами, существовавшими на день принятия города в состав Российской Федерации.

Решением Исполнительного комитета Севастопольского городского совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ «О границах районов города Севастополя» утверждены границы, в том числе <адрес> города Севастополя.

Доказательств того, что административно-территориальные границы города Севастополя после 1977 года и до 2014 года претерпели изменения, и в частности, <адрес>, суду не представлено.

В соответствии с генеральным планом города Севастополя до 2025 года, утвержденного Решением Севастопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ, спорный земельный участок расположен на территории <адрес> города Севастополя.

Поскольку спорный земельный участок находится в пределах населенного пункта – города Севастополь, полномочия по распоряжению им до разграничения земель государственной и коммунальной собственности следовало осуществлять Севастопольскому городскому совету в силу пункта 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины, то есть Севастопольская городская государственная администрация полномочиями по распоряжению спорным земельным участком не обладала.

Согласно информации, предоставленной Законодательным собранием города Севастополя решение Севастопольским городским Советом по земельному участку в г. Севастополе по <адрес>, не принималось, а документы о выделении указанного земельного участка гр. Несмех С.Н. в городской Совет не поступали.

Кроме того, Прокуратурой Балаклавского районного суда города Севастополя была проведена проверка, в результате которой установлено, что Севастопольской городской администрацией не издавалось распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 11,5487 га с установлением границ в натуре (на местности) для дачного строительства по Обслуживающим кооперативом «ДСТ «Дружба-1» и передаче в собственность членов кооператива земельных участков, расположенных в районе урочища Аязьма» (бланк ), заявления членов указанного кооператива о выделении им земельных участков в порядке бесплатной приватизации не поступали и соответствующие распоряжения в отношении членов данного кооператива Севастопольской городской администрацией не издавались. Указанные обстоятельства изложены в ответах ГКУ «Архив города Севастополя» от ДД.ММ.ГГГГ за исх.285/з и от ДД.ММ.ГГГГ за исх. 285/з-доп.

Вместе с тем ГКУ «Архив города Севастополя» сообщено, что в документах архивного фонда Севастопольской городской государственной администрации за 2010 год по указанными реквизитами на бланке 001667 имеется распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении проекта землеустройства и предоставления в собственность гр. Розановой В.М. земельного участка по адресу: <адрес>, -А для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений(приусадебный участок)».

На запрос суда ГКУ «Архив города Севастополя» ДД.ММ.ГГГГ за исх. 678/з также была предоставлена информации об отсутствии в документах архивного фонда как Севастопольской городской государственной администрации, так и Главного управления земельных ресурсов в городе Севастополе распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 11,5487 га с установлением границ в натуре (на местности) для дачного строительства по Обслуживающим кооперативом «ДСТ «Дружба-1» и передаче в собственность членов кооператива земельных участков, расположенных в районе урочища Аязьма».

Согласно ответу Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ за исх.17/807 в архиве Главного управления Госземагенства Украины в г.Севастополе (которое осуществляло регистрацию права на земельные участки до ДД.ММ.ГГГГ) архивные сведения о регистрации права собственности и техническая документация на земельный участок, расположенный по адресу: г.Севастополь, <адрес>, площадью 1000 кв.м. – отсутствуют.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Севастопольской городской администрацией решение о передаче в собственность членам ОК «ДБК «Дружба-1» земельных участков не принималось.

Как уже было указано выше, сведения об обращении ответчика в уполномоченный по распоряжению землей орган с заявлением о выделении ему в собственность земельного участка, получении соответствующего разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка отсутствуют.

Проект землеустройства по отводу Обслуживающему кооперативу «Дачно-строительное товарищество «Дружба-1» земельных участков общей площадью 11,5487 га для дачного строительства также отсутствует.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и передан в собственность ответчика при отсутствии законных оснований, без принятия соответствующего решения уполномоченным органом и без соблюдения порядка, предусмотренного положениями Земельного кодекса Украины.

Кроме этого, незаконно было изменено целевое назначение спорного земельного участка.

Статьей 19 Земельного кодекса Украины предусмотрено отнесение земель к той или иной категории.

Согласно статье 6 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города" разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя". До утверждения правил землепользования и застройки и утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).

В соответствии с пунктом 5 Переходных Положений Лесного кодекса Украины, до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, являются планово – картографические материалы лесоустройства.

Земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для нужд лесного хозяйства, относятся к землям лесного фонда, на которые распространяется особый режим по использованию, предоставления в пользование и передачи в собственность, который определяется нормами Конституции Украины, другими законами и нормативно-правовыми актами (ст. 55 ЗКУ).

Порядок использования земель лесного фонда определяется законом (п.2 ст. 57 ЗКУ).

Земли лесного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности, что предусмотрено Земельным кодексом Украины (ст.ст. 56, 57 ЗКУ).

Гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 гектаров в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения (статья 56 ЗК Украины).

В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Украины в государственной собственности находятся все леса Украины, кроме лесов, находящихся в коммунальной или частной собственности. Право государственной собственности на леса приобретается, реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций в соответствии с законом.

Согласно ст. 13 ЗКУ именно к полномочиям Кабинета Министров Украины в области земельных отношений относится распоряжение землями государственной собственности в пределах, определенных этим Кодексом.

Земельные участки лесного фонда по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления предоставляются в постоянное пользование специализированным государственным или коммунальным лесохозяйственным предприятиям, другим государственным и коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные подразделения, для вед лесного хозяйства (ст. 57 ЗКУ, ч. 1 ст. 17 ЛК Украины).

Передача в собственность, предоставление в постоянное пользование для нелесохозяйственных потребностей земельных лесных участков площадью более 1 га, находящихся в государственной собственности, относится к полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере лесных отношений (ст. 27 ЛК Украины).

Аналогичные положения закреплены и в статье 20 Земельного кодекса Украины.

Так, частью 2 статьи 20 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что изменение целевого назначения земель проводится органами исполнительной власти или органами местного управления, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставление, изъятии (выкупе) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решения о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.

Частью 3 статьи 57 Лесного кодекса Украины и частью 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины установлено, что изменение целевого назначения земельных лесных участков осуществляется по согласованию и с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и охраны окружающей природной среды.

Согласно части 5 статьи 116, части 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины предоставление гражданам земельных участков, находящихся в собственности или в пользовании, производится лишь после изъятия их в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно заключению специалиста ГУП «Севастопольский центр землеустройства и геодезии», комплекс земельных участков по <адрес> общей площадью 58,8 га расположен в кварталах 37,38 и частично в квартале 54 Севастопольского участкового лесничества.

Вместе с тем, при выделении спорных земельных участков Государственное предприятие "Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство" согласие на изъятие, изменение целевого назначения земельного участка не давало.

Кроме того, ОК «ДСК «Дружба-1» не являлось государственным и коммунальным предприятием, учреждениям или организацией, в которой созданы специализированные подразделения, для ведения лесного хозяйства, следовательно, земельный участок общей площадью 11,5487 га не мог быть ему передан в рамках ст. 57 ЗКУ, ст. 17 ЛК Украины на основании решения Севастопольского городского Совета.

Земельный участок площадью 11,5487 га мог быть передан в пользование ОК «ДСК «Дружба-1» только на основании властного распоряжения Кабинета Министров Украины, однако такого распоряжения не издавалось.

В соответствии с п.5 Заключительных положений Лесного кодекса Украины до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли являются планово-картографические материалы лесоустройства.

Таким образом, земельные участки лесного фонда находились в постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» на основании планово-картографических материалов лесоустройства.

Решение уполномоченного органа об изъятии земельного участка общей площадью спорного земельного участка из пользования Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» не принималось.

Следовательно принятие Севастопольской городской государственной администрацией распоряжения о передаче спорного земельного участка в пользование ОК «ДСК «Дружба-1» не отвечает требованиям земельного и лесного законодательства Украины.

Кроме того, Севастопольская городская государственная администрация не была наделена полномочиями по распоряжению означенным земельным участком и передаче его кому-либо в пользование.

Таким образом, спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда, а распоряжением Севастопольской городской государственной администрации фактически изменено их целевое назначение, при этом решение об изъятии спорных земельных участков для нелесохозяйственных нужд соответствующими органами исполнительной власти не принималось.

Вышеустановленные факты в совокупности свидетельствуют о том, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешел в собственность ответчика вопреки норм законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений в связи с чем на основании ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник имеет право истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав, по смыслу пункта 1 статьи 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.

Положения статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляют способы защиты гражданских прав, которые обеспечивают восстановление нарушенных прав и стабильность гражданско-правовых отношений; перечень этих способов в силу абзаца четырнадцатого данной статьи, согласно которому защита гражданских прав осуществляется иными способами, предусмотренными законом, является открытым.

Поскольку установлено, что законных оснований для возникновения права собственности на спорный земельный участок у ответчика не имелось, земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки воле собственника и нормам ранее действовавшего на территории Республики Крым и города Севастополя законодательства, имеются основания для удовлетворения виндикационного иска.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", истребование имущества из чужого незаконного владения ответчиков является основанием для погашения Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя записи о правах на спорный земельный участок, снятия его с кадастрового учета и аннулирования записи в государственном кадастре недвижимости.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что истцом выбран надлежащий способ защиты нарушенного права, заявленные требования об истребовании земельного участка из незаконного владения ответчика подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Из приведенных норм следует, что решение суда, вступившее в законную силу, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, является основанием для погашения записи о правах на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

То, что распоряжение Севастопольской городской государственной администрации на основании которого ответчику был предоставлен земельный участок не отменено в судебном порядке, не препятствует истребованию земельного участка, поскольку в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что указанное распоряжение в отношении как кооператива так и его членов не издавалось.

Относительно полномочий Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя для обращению с данным иском суд отмечает следующее.

Согласно части 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Законом города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» установлено, что право на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными актами, действовавшими до указанного момента, признается правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности – все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя (пп.4 п.1 ст. 2 Закона № 46-ЗС).

Статьей 34 Устава города Севастополя предусмотрено, что Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 27 Закона города Севастополя «О Правительстве Севастополя» № 5-ЗС от 30.04.2014 (далее – Закон № 5-ЗС), Правительство Севастополя осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществляет управление в области земельных отношений.

В соответствии со статьей 23 Закона № 5-ЗС Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.

Пункт 1.1. Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя» (далее – Положение), которое утверждено Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП, указывает, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.10, 2.13 указанного Положения основными задачами Департамента являются, в частности, проведение единой государственной политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами города Севастополя, осуществление контроля за использованием и сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, осуществление защиты имущественных прав города Севастополя.

Таким образом, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в силу вышеприведенных положений закона наделен правом на обращение в суд с иском, направленным в защиту прав города Севастополя.

Исковые требования о признании недействительным свидетельства о праве собственности ответчика на земельный участок, признании отсутствующим права собственности на спорный земельный участок и исключении сведений о границах земельного участка из государственного кадастра недвижимости подлежат оставлению без удовлетворения как излишне заявленные, поскольку решение суда об истребовании у ответчика спорного земельного участка уже влечет наступление соответствующих правовых последствий в силу Закона.

Правовое значение государственной регистрации прав на недвижимость по Закону Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» было аналогичным значению, которое придаётся этому акту Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

По смыслу названной статьи Закона в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право, а не свидетельство о праве собственности, как заявлено истцом.

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (ст. 70 ЗК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 4, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", истребование имущества из чужого незаконного владения ответчиков является основанием для погашения Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя записи о правах на спорный земельный участок, снятия его с кадастрового учета и аннулирования записи в государственном кадастре недвижимости.

По смыслу разъяснений, содержащихся в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим тогда, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем истребования имущества из чужого незаконного владения, тогда как в данном случае право истца может быть защищено именно таким способом.

Суд не соглашается с позицией ответчика о пропуске срока исковой давности.

Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса (статья 196 ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов, подписанный в Москве 18 марта 2014 года.

Пунктом 3 Решения Севастопольского городского совета от 17 марта 2014 года № 7156 «О статусе города – героя Севастополя» установлено, что деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество, и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским Советом.

Департамент по имущественным и земельным отношениям Правительства Севастополя не является правопреемником государственных органов г. Севастополя Украины (Севастопольской городской государственной администрации).

Начало течения срока исковой давности применительно к спорным правоотношениям следует исчислять с 18 марта 2014 года, при таких обстоятельствах срок исковой давности на момент обращения с иском в суд не истек.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с Несмех С.Н. подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации

Решил:

Исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя удовлетворить частично.

Истребовать из незаконного владения Несмех С. Н. земельный участок площадью 1 000 кв.м, расположенный в городе Севастополе, по <адрес>, в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Взыскать с Несмех С. Н. в доход бюджета города Севастополя государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                И.А. Анашкина

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

2-601/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Ответчики
Несмих С.Н.
Несмех С.Н.
Другие
Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя
Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор)
Суд
Балаклавский районный суд Севастополя
Дело на странице суда
balaklavskiy.sev.sudrf.ru
15.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.03.2017Передача материалов судье
17.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.04.2017Подготовка дела (собеседование)
11.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.04.2017Судебное заседание
26.05.2017Судебное заседание
31.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее