Судья Глухова Ю.Р. дело № 7р-12
Р Е Ш Е Н И Е
г. Йошкар-Ола 15 января 2019 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Попов Г.В.,
при секретаре Кулагиной Т.И.,
рассмотрев дело по жалобе федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Марий Чодра», ОГРН <...>, ИНН <...>, КПП <...>, юридический адрес: <...>, сведений о привлечении к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений не имеется,
на решение судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 30 ноября 2018 года, вынесенное по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл Попова С.И. от 21 сентября 2018 года № 124 федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Марий Чодра» (далее также ФГБУ «НП «Марий Чодра») назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере семидесяти тысяч рублей.
Предписанием от 24 августа 2018 года № 52, выданным государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл Бурдаковой Е.Ю., ФГБУ «НП «Марий Чодра» предписано в срок до 15 апреля 2019 года произвести очистку лесосек от порубочных остатков и вывоз заготовленной неокоренной древесины в квартале 64 (между выделами 22 и 23) Яльчинского участкового лесничества ФГБУ «НП «Марий Чодра».
ФГБУ «НП «Марий Чодра» подало в суд жалобу на данные постановление и предписание, указывая, что национальный парк не является субъектом вмененного административного правонарушения.
Решением судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 30 ноября 2018 года постановление от 21 сентября 2018 года № 124, предписание от 24 августа 2018 года № 52 оставлены без изменения. В отношении предписания в решении указано, что предписание подлежит оспариванию в ином порядке.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,
ФГБУ «НП «Марий Чодра» в лице директора Мирончука В.В. просит отменить вышеуказанные акты, прекратить производство по делу, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неверную оценку доказательств и указывая, что ФГБУ «НП «Марий Чодра» не является субъектом вмененного административного правонарушения.
Выслушав объяснения директора ФГБУ «НП «Марий Чодра» Мирончука В.В., поддержавшего жалобу и пояснившего, что не определена площадь складирования, при измерении штабелей не указаны средства измерения, национальный парк не является заказчиком выполнения работ, заказчиком являлась «МРСК Центра и Приволжья»; объяснения представителя Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл Иваницкого С.С., возражавшего против удовлетворения жалобы и пояснившего, что национальный парк является особо охраняемой природной территорией, обязан обеспечивать меры пожарной безопасности, в данном случае национальный парк имел возможность принять меры к недопущению нарушения правил пожарной безопасности, но ничего не было сделано, на момент осмотра никто не возражал против обмера, исследовав материалы дела, административный материал, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров.
В силу частей 1, 3 статьи 16 ЛК РФ рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу). Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее – Правила), устанавливающие единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).
В соответствии с пунктом 16 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно подпункту «б» пункта 17 Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений.
В силу пункта 19 Правил срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра (пункт 20 Правил).
Складирование заготовленной древесины согласно пункту 21 Правил должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров. Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой.
Как следует из материалов дела, материалов административного производства, в ходе осуществления плановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства на территории ФГБУ «НП «Марий Чодра», проведенной в период с 30 июля 2018 года по 24 августа 2018 года на основании распоряжения и.о. руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл от 23 июля 2018 года № <...> 7 августа 2018 года в 12 час. при натурном осмотре лесных земельных участков в Яльчинском участковом лесничестве Национального парка «Марий Чодра» выявлен факт нарушения природоохранного законодательства, а именно: в квартале 64 (между 22 и 23 выделами) Яльчинского участкового лесничества на лесном земельном участке с проведенной сплошной рубкой под расширение охранной зоны ЛЭП обнаружены 2 эстакады с древесиной хвойных пород. Древесина уложена в 2 штабеля размером 12 м. х 3 м. и 17 м. х 3,5 м. вдоль просеки ЛЭП, разделяющей 22 и 23 выделы квартала 64 Яльчинского участкового лесничества. Места складирования древесины расположены в 10 м. по обе стороны от хвойного леса. Расстояние между штабелями - 32 м. Оставленная заготовленная древесина в период пожароопасного сезона не отделена минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м. Географические координаты 1 эстакады: с.ш. - <...>;, в.д. - <...>;, 2 эстакады: с.ш. - <...> в.д. - <...>;. Лесосека от порубочных остатков должным образом не очищена. Порубочные остатки уложены в кучи, которые непосредственно примыкают к деревьям хвойных пород. Географические координаты мест расположения порубочных остатков: с.ш. - <...>;, в.д. - <...>;; с.ш. - <...>;, в.д. - <...>;. Разработка лесосеки закончена в 2017 году. Установлено, что лесосека для проведения сплошных прочих рубок назначена с целью реконструкции, эксплуатации линий электропередачи (расширения охранной зоны ЛЭП) на площади 1,1 га объемом 82,4 куб.м согласно лесной декларации от 10 апреля 2017 года, срок действия которой закончился 31 декабря 2017 года.
Должностным лицом административного органа установлено и в постановлении заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл от 21 сентября 2018 года № 124 указано, что во исполнение решения Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 27 ноября 2013 года обязанность привести охранные зоны воздушных линий, проходящих по территории Национального парка «Марий Чодра», в соответствие с требованиями Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон присуждена Филиалу <...> ПАО <...> Рубку деревьев на лесосеке согласно Договору подряда № <...> от 3 ноября 2016 года осуществляло ООО <...> Согласно акту приема-передачи заготовленной древесины от 21 декабря 2017 года заготовленная филиалом <...> ПАО <...> древесина (хлысты в штабелях) при рубке лесных насаждений на лесном участке в выделах 5, 7, 23, 26, 28, 32 квартала 64 Яльчинского участкового лесничества передана и.о. участкового лесничего Яльчинского участкового лесничества Лохониной Н.И. По окончанию заготовки древесины составлен акт осмотра лесосеки от 21 декабря 2017 года, который подписан и.о. участкового лесничего Яльчинского участкового лесничества Л. Н.И.
Фактические обстоятельства дела кроме вышеуказанных документов подтверждаются следующими доказательствами: технологическая карта лесосечных работ от 1 октября 2017 года № 14, протокол осмотра территорий от 7 августа 2018 года с фототаблицей, протокол об административном правонарушении от 12 сентября 2018 года № 172, план лесонасаждений Яльчинского лесничества.
Действия (бездействие) ФГБУ «НП «Марий Чодра» квалифицированы должностным лицом административного органа и судьей суда первой инстанции как нарушение вышеуказанных требований Правил пожарной безопасности в лесах, образующие состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
При рассмотрении дела и разрешении вопроса о привлечении ФГБУ «НП «Марий Чодра» к административной ответственности должностным лицом административного органа не приняты во внимание изменения законодательства, произошедшие в период между выявлением факта административного правонарушения и вынесением постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Положениями статьи 16 названного Федерального закона предусмотрено, что управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В границах национальных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного использования (части 1, 2).
Согласно пункту 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) сервитут (право ограниченного пользования чужим земельным участком) наряду с правом собственности относится к вещным правам.
В силу пункта 1 статьи 274 ГК РФ сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
В соответствии со статьей 41 ЗК РФ (в редакции закона от 3 августа 2018 года № 341-ФЗ, вступившего в силу 1 сентября 2018 года) лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, обладателей публичных сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи. Права лиц, использующих земельный участок на основании сервитута, определяются законом и соглашением об установлении сервитута, права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, которыми установлен публичный сервитут, а в случаях, предусмотренных главой V.7 настоящего Кодекса, также соглашением об осуществлении публичного сервитута.
Согласно пункту 3 статьи 53.1 ЛК РФ (в редакции закона от 3 августа 2018 года № 341-ФЗ, вступившего в силу 1 сентября 2018 года) указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду либо используемых на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, осуществляются арендаторами лесного участка или землепользователями, а в границах сервитута, публичного сервитута - обладателями сервитута, публичного сервитута.
В соответствии с частью 2 статьи 53.1 ЛК РФ меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2011 года № 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов» определено, что к мерам противопожарного обустройства лесов помимо мер, указанных в части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, относятся, в том числе прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление.
Из содержания соглашения от 6 февраля 2013 года № 198 об установлении частного сервитута земельного участка, заключенного между ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл (собственник) и ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (пользователь), следует, что пользователю предоставлено право постоянного ограниченного пользования (постоянный сервитут) частью земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, местонахождение участка: Республика Марий Эл, Волжский район, кадастровый номер <...>, общей площадью 17814,9787 га, для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации линейных объектов; обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов; создания противопожарных разрывов, прокладки и содержания в безлесном состоянии охранных зон вдоль линейных объектов; обрезки крон, при согласовании дирекцией национального парка «Марий Чодра» вырубки и опиловки деревьев за пределами охранной зоны, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта; вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на следующие объекты ВЛ 10-35 кВ (перечислены). Пользователь обязан при производстве работ соблюдать требования земельного, природоохранного законодательства, а также норм пожарной и санитарной безопасности (пункты 1.1, 3.3.5).
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Как предусмотрено пунктами 21, 23, 24 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160, для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются: а) прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях; б) вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением. Сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать: а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах; б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами; в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра. Рубка деревьев в случаях, предусмотренных пунктами 21 и 23 настоящих Правил, осуществляется по мере необходимости без предварительного предоставления лесных участков.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно частям 1, 2 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
С учетом приведенного правового регулирования меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, используемых на основании сервитута, в том числе прокладка и прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление должны осуществляться в границах сервитута обладателем сервитута.
Поскольку изменения земельного и лесного законодательства в вышеуказанной части, согласно которым ФГБУ «НП «Марий Чодра» в настоящее время не является лицом, обязанным обеспечивать соблюдение Правил пожарной безопасности в лесах в границах лесных участков, используемых на основании сервитута, вступили в силу до составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в отношении ФГБУ «НП «Марий Чодра», эти изменения подлежали применению при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Таким образом, ФГБУ «НП «Марий Чодра» не является субъектом вмененного административного правонарушения, что не было учтено судом первой инстанции при рассмотрении жалобы указанного лица на постановление должностного лица административного органа.
Вышеизложенное влечет отмену обжалуемых постановления и решения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
Вместе с тем, следует признать правильным вывод суда о том, что предписание от 24 августа 2018 года № 52, выданное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл Бурдаковой Е.Ю., подлежит оспариванию в ином порядке.
Как видно из его содержания, данное предписание вынесено не в порядке, предусмотренном статьей 29.13 КоАП РФ для вынесения представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Поэтому обжалование (оспаривание) данного предписания возможно не порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ, а в порядке административного или арбитражного судопроизводства в зависимости от субъектов спорных правоотношений и характера публично-правового спора. В данной части жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ,
р е ш и л:
жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Марий Чодра» удовлетворить частично.
Решение судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 30 ноября 2018 года в части оставления без изменения постановления заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл от 21 сентября 2018 года № 124, и постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл от 21 сентября 2018 года № 124 отменить.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в отношении федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Марий Чодра» по основанию отсутствия состава административного правонарушения.
В остальной части решение судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 30 ноября 2018 года оставить без изменения, жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Марий Чодра» - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья Г.В. Попов