Дело №2-42/2021 (17RS0001-01-2021-000041-63)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с. Тээли 24 мая 2021 года
Бай-Тайгинский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Бирилей Ч.Б., при секретаре Кужугет С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению А. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Отделу опеки и попечительства Бай-Тайгинского района, администрации Бай-Тайгинского района об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди детям, оставшимся без попечения родителей,
с участием представителя истца – адвоката Ооржак О.М.,
установил:
А. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Отделу опеки и попечительства Бай-Тайгинского района, администрации Бай-Тайгинского района об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди детям, оставшимся без попечения родителей. В обоснование иска указывает, что она, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями на условиях договора социального найма после окончания образовательного учреждения. Распоряжением Министерства труда и социальной политики Республики Тыва №06 от 15.04.2020 г., она включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Бай-Тайгинского кожууна. Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не установлен срок для исполнения обязательства органами исполнительной власти по обеспечению жилой площадью детей, оставшихся без попечения родителей. Полагает, что дети-сироты должны быть обеспечены жильем по наступлению обстоятельств, перечисленных в норме, то есть в апреле 2020 г. и действиями ответчиков нарушаются ее жилищные права. В связи с чем, просит ответчиков предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
В судебное заседание истец А. не явилась, извещена была надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца - адвокат Ооржак О.М. исковые требования истца поддержала полностью, по указанным в исковом заявлении основаниям, пояснив, что по состоянию здоровья (беременность) истец не может участвовать в судебных разбирательствах.
Представители ответчиков - Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, Отдела опеки и попечительства Бай-Тайгинского района, администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» о дате и времени судебного заседания извещены надлежаще, о причинах неявки суду не сообщили, каких-либо ходатайств не заявляли, в связи с чем суд рассматривает дело в их отсутствие в порядке ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.
Определением суда от 27 апреля 2021 года Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявивших самостоятельных требований относительно предмета спора.
Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены были надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Как установлено судом и следует из материалов дела, А. родилась <данные изъяты>, отец ФИО1, мать – ФИО2 (св-во о рождении №).
ФИО1, <данные изъяты>, умер ДД.ММ.ГГГГ (св-во о смерти №).
ФИО2, <данные изъяты>, умерла ДД.ММ.ГГГГ (св-во о смерти №).
Постановлением председателя администрации Бай-Тайгинского района от 27 апреля 2007 года о переоформлении опеки над несовершеннолетними А., ФИО4 ФИО3 оставлена опекуном А., ФИО4. За несовершеннолетними закреплена квартира в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ А. обратилась в Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно выписке из распоряжения Министерства труда и социальной политики Республики Тыва №06 от 15.04.2020 г., А. включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Бай-Тайгинского кожууна с 15 апреля 2020 г.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, закрепленная за несовершеннолетними ФИО4, ФИО4 квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО5.
Из справки начальника сельского поселения сумона Тээлинский муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» ФИО6 следует, что закрепление несовершеннолетних ФИО4, ФИО4 за квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, не имеет юридических последствий, так как из похозяйственной книги (лицевой счет №) членами хозяйства являются ФИО6, ФИО7, ФИО11 Собственником дома является ФИО8
Согласно учету адресно-справочной картотеки от 19 мая 2021 года, А., <данные изъяты> зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> 30.12.2011 г. по настоящее время.
Согласно выписке из домой книги, в <адрес> действительно проживают и прописаны: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., А., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Согласно уведомлению, запрашиваемая информация о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости на А. в Едином государственном реестре недвижимости за период с 01.01.2000 по 20.05.2021 г. отсутствуют.
Согласно диплому ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» № регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ, А. присвоена квалификация бакалавр, 39.03.02 Социальная работа.
Таким образом, судом на основании материалов установлено, что истец А. фактически проживает по адресу: <адрес>, в собственности жилья не имеет, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании распоряжения Министерства труда и социальной политики Республики Тыва №06 от 15.04.2020 г. с 15 апреля 2020 г.
Истцу, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, до настоящего времени жилье по договору социального найма либо по договору найма специализированного жилого помещения предоставлено не было.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).
Аналогичные положения содержатся и в Законе Республики Тыва от 26 ноября 2004 года N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В соответствии с пунктом 8 части 1 ст.95 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», закона Республики Тыва от 26 ноября 2004 года №918-ФХ-1 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства Республики Тыва от 30.12.2014 г. №625 утвержден Порядок формирования специализированного жилищного фонда Республики Тыва для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления жилых помещений из указанного фонда (далее – Порядок).
Согласно п.2 указанного порядка, формирование специализированного жилищного фонда осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Тыва на соответствующий финансовый год, а также субсидий республиканскому бюджету Республики Тыва, поступающих на эти цели из федерального бюджета, на основании списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), сформированного Министерством труда и социальной политики Республики Тыва.
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва ежегодно, до 1 августа года, предшествующего планируемому году, направляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва список, в котором указываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), подлежащие обеспечению специализированными жилыми помещениями в планируемом году (п.3 Порядка).
При этом ни ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. Именно поэтому с момента включения истца в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Следовательно, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
Таким образом, поскольку истец А., включенная в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Бай-Тайгинского кожууна с 15 апреля 2020 года до настоящего времени жильем не обеспечена, суд приходит к выводу об удовлетворении иска и возложении обязанности на ответчика – Министерство труда и социальной политики Республики Тыва обязанность предоставить А. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения вне очереди на территории Бай-Тайгинского района Республики Тыва.
В силу вышеуказанного Порядка, полномочия государства по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на предоставление жилых помещений специализированого жилищного фонда возложены на Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истицы А. к Отделу опеки и попечительства Бай-Тайгинского района, администрации Бай-Тайгинского района Республики Тыва.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Из материалов дела следует, что при предъявлении иска истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 руб. 00 коп.
Вместе с тем, ответчик Министерство труда и социальной политики Республики Тыва на основании п. 19 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление А. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Отделу опеки и попечительства Бай-Тайгинского района, администрации Бай-Тайгинского района об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди детям, оставшимся без попечения родителей, удовлетворить частично.
Обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва предоставить вне очереди А., <данные изъяты>, на территории муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» жилое помещение, предназначенное для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В удовлетворении исковых требований к ответчикам Отделу опеки и попечительства Бай-Тайгинского района, администрации Бай-Тайгинского района Республики Тыва отказать.
Решение может быть обжаловано через Бай-Тайгинский районный суд Республики Тыва в Верховный суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено – 24 мая 2021 года.
Председательствующий Бирилей Ч.Б.