Дело № ДД.ММ.ГГГГ
УИД: №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Московский районный суд Санкт-Петербурга
в составе председательствующего судьи Виноградовой О.Е.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом основном судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО4 о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Московский районный суд г. Санкт-Петербурга с иском к ответчику о компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> за несвоевременное освобождением из мест лишения свободы.
В обоснование заявленных исковых требований истец ссылается на то, что приговором Тосненского городского суда Ленинградской области по уголовному делу № от ДД.ММ.ГГГГ истец признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п<данные изъяты> и ему назначено наказание в виде <данные изъяты> с отбыванием наказания в колонии-поселения.
Истец отбывал наказание в <данные изъяты>
В соответствии с вышеуказанным судебным актом истцу зачтено время содержания под стражей до вступления приговора в законную силу в срок отбывания наказания.
Окончание срока отбывания наказания по данному приговору у осужденного ФИО1 наступало ДД.ММ.ГГГГ, в указанный срок истец подлежал освобождению по сроку.
Полная копия приговора Тосненского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ поступила в <данные изъяты> для вручения истцу ДД.ММ.ГГГГ. Однако приговор Тосненского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу только ДД.ММ.ГГГГ, распоряжение о вступлении приговора суда в законную силу поступило в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ в этот же день истец был освобожден.
Истец находился в местах лишения свободы свыше срока установленного приговором суда, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 4 месяца 27 дней или 148 дней (из них рабочих 96 дней).
Вместе с тем, нахождение в колонии-поселении считается из расчета один день за два дня, в связи с чем следует, что истец находился 296 дней в местах лишения свободы свыше срока, установленного приговором суда.
В связи с несвоевременным освобождением, истец был существенно ограничен в свободе передвижения, выборе места жительства и работы, было нарушено его психическое благополучие, причинены душевные страдания, а также он был лишен возможности создать семейную жизнь, посещать родственников, которые требуют постоянного ухода и содержания, утратил социальные связи, которые предстоит налаживать на протяжении длительного времени.
Истец и представитель истца в судебное заседание явились, поддержали заявленные исковые требования.
Представитель ответчика ФИО4 в лице ФИО6 в судебное в судебное заседание явился, против удовлетворения исковых требований возражал.
Представитель третьего лица ФИО7 в судебное заседание явился, против удовлетворения исковых требований возражал.
Иные лица в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд посчитал возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о слушании дела.
Изучив материалы дела, выслушав позицию участников процесса, суд приходит к выводу, что исковое заявление предъявлено обосновано и подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В силу ст. 1071 ГК РФ указанный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
В отношении лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, такой порядок определен Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (статьями 133 - 139, 397 и 399).
Исходя из содержания данных статей, право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает только при наличии реабилитирующих оснований (вынесение в отношении подсудимого оправдательного приговора, а в отношении подозреваемого или обвиняемого - прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям). При этом установлено, что иски за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства (статья 136 УПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно статье 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу абзаца третьего статьи 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приговором Тосненского городского суда Ленинградской области по уголовному делу № от ДД.ММ.ГГГГ истец признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных <данные изъяты> и ему назначено наказание в виде 3 года 3 мес. лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселения.
Истец отбывал наказание в <данные изъяты>
В соответствии с вышеуказанным судебным актом истцу зачтено время содержания под стражей до вступления приговора в законную силу в срок отбывания наказания.
Окончание срока отбывания наказания по данному приговору у осужденного ФИО1 наступало ДД.ММ.ГГГГ, в указанный срок истец подлежал освобождению по сроку.
Полная копия приговора Тосненского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ поступила в <данные изъяты> для вручения истцу ДД.ММ.ГГГГ. Приговор Тосненского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу только ДД.ММ.ГГГГ, распоряжение о вступлении приговора суда в законную силу поступило в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ в этот же день истец был освобожден.
Истец находился в местах лишения свободы свыше срока установленного приговором суда, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 4 месяца 27 дней или 148 дней (из них рабочих 96 дней).
В соответствии с требованиями п. "в" ч. 3 ст. 72 УК РФ, время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день содержания под стражей за два дня отбывания наказания в колонии-поселении.
Вместе с тем, нахождение в колонии-поселении считается из расчета один день за два дня, в связи с чем следует, что истец находился 296 дней в местах лишения свободы свыше срока, установленного приговором суда.
На основании статьи 133 (часть 1) Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», при рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве», разъяснено, что при определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному судам необходимо учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, и другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости.
Согласно статье 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункты 1, 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Определяя размер компенсации морального вреда, суд должен в полной мере учитывать предусмотренные статьей 1101 ГК РФ требования разумности и справедливости, позволяющие, с одной стороны, максимально возместить причиненный моральный вред, с другой – не допустить неосновательного обогащения потерпевшего.
Учитывая период реального нахождения истца в местах лишения свободы свыше назначенного наказания, связанные с этим ограничения, длительность всего уголовного преследования в целом, степень нравственных страданий, причиненных несвоевременным освобождением из мест лишения свободы, конкретные обстоятельства настоящего дела, суд приходит к выводу о том, что, несмотря на то, что в рассматриваемом случае имеются законные основания для удовлетворения требований истца, заявленный им размер компенсации морального вреда является чрезмерно завышенным, не соответствует фактически понесенным нравственным страданиям и подлежит существенному снижению с учетом требований разумности и справедливости с 1 184 000 рублей до 500 000 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика за счет казны Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 – удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО4 за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 – отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд <адрес>.
Судья: О.Е. Виноградова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.