№5-98/2022
УИД 13RS0025-01-2022-000127-07
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
03 февраля 2022 года г.Саранск, пр. 70 лет Октября, д.77
Судья Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия Куринова Людмила Юрьевна,
рассмотрев дело об административном правонарушении, возбужденное по части 2 статьи 6.3 КоАП Российской Федерации, в отношении индивидуального предпринимателя Старостина Валерия Анатольевича, <дата> года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, паспорт серии <..>, выдан ТО УФМС России по <адрес> в <адрес> <дата>,
установил:
в отношении индивидуального предпринимателя Старостина В.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.23 КоАП Российской Федерации, о совершении которого главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия 28 декабря 2021 года составлен протокол об административном правонарушении.
Согласно протоколу, в ходе мониторинга соблюдения требований и ограничений в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), проведенного 13 декабря 2021 года с 15 час. 00 по 16 ч. 00 мин., главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия, совместно с ведущим инженером КРО Казенного учреждения г.о.Саранск «Транспортное управление городского округа Саранск» на основании ходатайства Казенного учреждения г.о.Саранск «Транспортное управление городского округа Саранск» «О выделении специалиста для усиления группы мониторинга КУ г.о.Саранск «Транспортное управление городского округа Саранск» подведомственными организациями, соблюдения ограничений при введении режима повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции COVID-19», установлено, что ИП Старостин В.А., место государственной регистрации индивидуального предпринимателя - <адрес>, осуществляет пассажирские перевозки по маршруту № 44, парк автобусов состоит из 21 единицы, количество сотрудников – 29. В нарушении обязательных требований подпункта 4.4. пункта 4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в автобусах не проводится обеззараживание воздуха.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП Российской Федерации.
На рассмотрение дела ИП Старостин В.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом.
При рассмотрении дела защитник ИП Старостина В.А. – Кемяшов В.В. судье объяснил, что ИП Старостиным В.А. проводится весь комплекс мероприятий направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции в автобусах. Водительскому составу выдается необходимое количество защитных средств и антисептических растворов. Транспортные средства обрабатываются и проветриваются после каждого оборотного рейса. Обеззараживание поверхностей и воздуха производится средством «Абактерил 1%». Конструктивные особенности автобусов малого класса (ПАЗ, ГАЗель, Форд и аналоги) не располагают технической возможностью подключения и установки рециркулятора воздуха.
Заслушав объяснения защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, оценивая представленные по делу доказательства, судья приходит к выводу о том, что ИП Старостиным В.А. совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 6.3 КоАП Российской Федерации, по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 6.3 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Часть 2 статьи 6.3 КоАП Российской Федерации предусматривает административную ответственность за те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, что влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 55 Конституции Российской Федерации предусмотрены ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральными законами в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", как следует из его преамбулы, направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в числе прочего посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Пунктами 1, 3 статьи 29 Закона N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Такие мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного закона.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 г. N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
Указом Главы Республики Мордовия от 17.03.2020 N 78-УГ "О введении на территории Республики Мордовия режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции COVID-2019", на территории Республики Мордовия введен режим повышенной готовности.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 15 от 22 мая 2020 года, утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Согласно подпункту 4.4. пункта 4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15, мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются:
- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в ходе мониторинга соблюдения требований и ограничений в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), проведенного 13 декабря 2021 года с 15 час. 00 по 16 ч. 00 мин., главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия, совместно с ведущим инженером КРО Казенного учреждения г.о.Саранск «Транспортное управление городского округа Саранск» на основании ходатайства Казенного учреждения г.о.Саранск «Транспортное управление городского округа Саранск» «О выделении специалиста для усиления группы мониторинга КУ г.о.Саранск «Транспортное управление городского округа Саранск» подведомственными организациями, соблюдения ограничений при введении режима повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции COVID-19», установлено, что ИП Старостин В.А., место регистрации индивидуального предпринимателя - <адрес>, осуществляет пассажирские перевозки по маршруту № 44, парк автобусов состоит из 21 единицы, количество сотрудников – 29. В нарушении обязательных требований подпункта 4.4. пункта 4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в автобусах не проводится обеззараживание воздуха.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 000654 от 28 декабря 2021 года, приказом руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия № 372 от 02 декабря 2021 года, актом фиксации нарушений № 5 от 07 декабря 2021 года, выпиской из ЕГРИП, письменными объяснениями ИП Старостина В.А. и другими материалами дела.
Достоверность и допустимость перечисленных доказательств, которыми подтверждается факт совершения ИП Старостиным В.А. правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП Российской Федерации, сомнений у судьи не вызывают.
Доводы о том, что обеззараживание поверхностей и воздуха производится средством «Абактерил 1%», отклоняются судьей, поскольку средство «Абактерил 1%» является дезинфицирующим и используется для дезинфекции транспортных средств, а не для обеззараживания воздуха.
Доводы о том, что конструктивные особенности автобусов малого класса (ПАЗ, ГАЗель, Форд и аналоги) не располагают технической возможностью подключения и установки рециркулятора воздуха, не влияют на выводы судьи о наличии в действиях ИП Старостина В.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП Российской Федерации. Старостин В.А., будучи индивидуальным предпринимателем, при осуществлении своей деятельности в период действия режима повышенной готовности, в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, обязан соблюдать законодательные требования, правила, нормы, направленных на выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологические мероприятия при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
При этом доказательств, в подтверждение того, что конструктивные особенности автобусов малого класса (ПАЗ, ГАЗель, Форд и аналоги) не располагают технической возможностью подключения и установки рециркулятора воздуха, в материалах дела не содержится и такие доказательства судье не представлены.
Действия ИП Старостина В.А. судья квалифицирует по части 2 статьи 6.3 КоАП Российской Федерации, как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил, совершенных при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ИП Старостина В.А., судьей не установлено.
Оснований для применения положения части 1 статьи 4.1.1 КоАП Российской Федерации, судья не находит.
Частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если за него не предусмотрено административное наказание в виде предупреждения, при условии, что ответственность за совершенное административное правонарушение не установлена нормами, перечисленными в части 2 данной статьи, и при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действующая во взаимосвязи с положениями статьи 3.4 данного Кодекса, предусматривает возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в качестве одного из способов индивидуализации административного наказания, применяемого в отношении особого субъекта административной ответственности - субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их работников. По смыслу указанных законоположений такая замена осуществляется, в частности, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора) при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 1563-О).
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса.
В рассматриваемом случае не имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части таких обстоятельств, как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, в связи с распространением в мире новой коронавирусной инфекции (COVID-19), представляющей опасность для окружающих, которая может повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также не имеется.
В соответствии с частями 2.2 - 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Нарушение, предусмотренное частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В постановлении от 25.02.2014 N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации, указал, что меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения.
Принимая во внимание характер административного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств, а также материальное положение ИП Старостина В.А., судья приходит к выводу о возможности назначения ему наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований части 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 25 000 руб.
Судья считает, что назначение ИП Старостину В.А. административного штрафа в размере 25 000 рублей будет отвечать принципу справедливости наказания, обеспечит возможность предупреждения совершения новых правонарушений, соответствует задачам законодательства об административных правонарушениях - охране прав и свобод человека и гражданина, охране здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП Российской Федерации судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 6.3, 29.5, 29.9, 29.10 КоАП Российской Федерации, судья районного суда
постановил:
индивидуального предпринимателя Старостина Валерия Анатольевича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.
Административный штраф перечислить по следующим реквизитам: наименование получателя - УФК по РМ (Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия, л/с 04091788060), КПП 132601001 ИНН 1326193381, ОКТМО 89701000, р\с 03100643000000010900, в Отделении Национального банка Республики Мордовия, БИК 018952501, КБК 14111601061010003140, УИН 14104130007300097596.
В соответствии со статьей 32.2 КоАП Российской Федерации административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Л.Ю.Куринова