Гражданское дело №
РЕШЕНИЕ СУДА
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Дорохиной И.В.,
при секретаре Бочковой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Т. Н. к Администрации муниципального образования «Городской округ Черноголовка» Московской области, муниципальному унитарному предприятию «Управление Эксплуатации» муниципального образования «Городской округ Черноголовка Московской области» об установлении факта пользования жилым помещением, признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
установил:
Истец обратился в суд с настоящим иском, в обоснование заявленных требований указал, что ей в ДД.ММ.ГГГГ году была предоставлена в пользование комната в общежитии общей площадью <данные изъяты> кв.м: в том числе, жилой <данные изъяты> кв.м:, расположенная по адресу: <адрес>
Она въехала в данное жилое помещение и продолжает им пользоваться по настоящее время.
В ДД.ММ.ГГГГ году она решилаприватизировать находящееся в ее пользовании жилое помещение, в связи с чем в августе ДД.ММ.ГГГГ года обратились с заявлением в Администрацию г. Ч. о заключении с ней договора социального найма о предоставлении ей в собственность в порядке приватизации занимаемой комнаты по вышеуказанному адресу. Однако, заявление у нее не приняли, поскольку она не может предоставить ордер, и порекомендовали, в устной форме, обратиться с данным вопросом в суд.
Просит суд:
1. Установить факт пользования жилым помещением по договору социального найма по адресу: <адрес>, Васильевой Т. Н.
2, Признать право собственности на комнату общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, за Васильевой Т. Н. в порядке приватизации.
Истец Васильева Т.Н. и ее представитель Ханина А.А. в судебном заседании требования поддержали в полном объеме, дав суду объяснения, аналогичные иску.
Представитель ответчика Айвазова Н.С. требования не признала, представила письменные возражения, просит отказать по изложенным в них основаниям.
Представитель ответчика МУП УЭ в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, заявлений, ходатайств в суд не направил.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения истца, представителей сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 94 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
В силу ст. 5 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 42 ЖК РСФСР, действующей в период возникновения спорных правоотношений, жилые помещения предоставляются гражданам в домах жилищного фонда местных Советов народных депутатов исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой при исполнительном комитете из депутатов Советов, представителей общественных организаций, трудовых коллективов.
Согласно ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Согласно ст. 109 ЖК РСФСР для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовываются мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них.
В соответствии с п. 10 Постановления Совмина РСФСР от 11.08.1988 N 328 "Об утверждении Примерного положения об общежитиях" жилая площадь в общежитии предоставляется рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находится общежитие. На основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме (Приложение). При вселении в общежитие ордер сдается администрации общежития. Самовольное переселение из одного помещения в другое запрещается.
В силу положений статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным кодексом. Договор социального найма заключается без установления срока его действия.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189 - ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из данной правовой нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г., утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г.).
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
В силу ч. 1 ст. 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
В соответствии с ч. 1 ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
Согласно ч.1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ст. 64 Жилищного кодекса РФ переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения.
В силу ст. 675 ГК РФ переход права собственности на занимаемое по договору найма жилое помещение не влечет расторжения или изменения договора найма жилого помещения. При этом новый собственник становится наймодателем на условиях ранее заключенного договора.
В связи с указанным, новый собственник утрачивает право на оспаривание права пользования жилым помещением, признанного за гражданином предыдущим собственником.
Анализируя исследованные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что поскольку истцу жилое помещение комната № в общежитии по адресу: <адрес>, было предоставлено администрацией организации, в ведении которой находилось спорное общежитие, до передачи общежития в муниципальную собственность, то к настоящим правоотношениям по пользованию спорным жилым помещением применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Отнесение данного общежития к специализированному жилищному фонду не может являться препятствием к осуществлению истцом прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку правоотношения истца по пользованию спорной комнатой возникли ранее принятия постановления Главы муниципального образования «Городской округ Черноголовка» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о муниципальном общежитии».
Доводы представителя истца о том, что на правоотношения ответчиков по пользованию спорной жилой комнатой не распространяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма, поскольку на период предоставления комнаты в общежитии истец не состояла в трудовых отношениях с воинской частью основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Судом установлено, что Васильевой Т.Н. в ДД.ММ.ГГГГ году была предоставлена в пользование комната в общежитии общей площадью <данные изъяты> кв.м: втом числе, жилой <данные изъяты> кв.м:, расположенная по адресу: <адрес>
Она въехала в данное жилое помещение и продолжает им пользоваться по настоящее время.
В ДД.ММ.ГГГГ году она решилаприватизировать находящееся в ее пользовании жилое помещение, в связи с чем в августе ДД.ММ.ГГГГ года обратились с заявлением в Администрацию г. Черноголовка о заключении с ней договора социального найма о предоставлении ей в собственность в порядке приватизации занимаемой комнаты по вышеуказанному адресу.
Поскольку жилое помещение по адресу: <адрес>, было предоставлено истцу в ДД.ММ.ГГГГ году еще до передачи здания общежития в муниципальную собственность, суд приходит к выводу, о том, что в силу ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Васильева Т.Н. в настоящее время пользуется жилым помещением на условиях договора социального найма, в связи с чем требования об установлении факта пользования жилым помещением по договору социального найма подлежат удовлетворению.
Доказательств того, что здание общежития с момента передачи в муниципальную собственность было зарегистрировано в качестве специализированного жилого фонда в ходе рассмотрения дела сторонами суду не представлено. Указанные обстоятельства ответчиками не оспариваются.
В соответствии со ст.ст. 2,6,7, 11 и 18 Закона РФ от 4.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Исходя из смысла указанных норм закона, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных данным законом условиях, если они обратились с таким требованием. Решение о передаче недвижимого имущества в собственность принимает собственник или уполномоченный им орган. Уполномоченные собственником органы – это предприятия, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Аналогичные положения содержатся и в Примерном положении о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации (утв. решением коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 18.11.1993г. № 4, пункт 5) и Положении о приватизации жилищного фонда в Московской области (утв. решением Малого Совета Мособлсовета от 17.02.1993г. за № 6/34, пункт 2.3), где указано, что передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется соответствующим Советом народных депутатов или его исполнительным органом; предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Васильевой Т. Н. к Администрации муниципального образования «Городской округ Черноголовка» Московской области, муниципальному унитарному предприятию «Управление Эксплуатации» муниципального образования «Городской округ Черноголовка» Московской области об установлении факта пользования жилым помещением, признании права собственности на квартиру в порядке приватизации удовлетворить.
Установить факт пользования жилым помещением по договору социального найма по адресу: <адрес>, Васильевой Т. Н.
Признать право собственности на комнату общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой 16,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, за Васильевой Т. Н. в порядке приватизации.
Решение суда является основанием для государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области права собственности Васильевой Т. Н. на указанную комнату.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: