ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 3а-143/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 октября 2016 года г. Чита
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Васильевой Т.И.,
при секретаре Огнёвой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Миловидова М.М. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости,
установил:
7 сентября 2016 года Миловидов М.М. посредством представителя по доверенности Гринько Д.Н., обратился в Забайкальский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в отношении следующих земельных участков:
1. земельного участка с кадастровым номером №, площадью 5 252 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения баз и складов, расположенного по адресу: <адрес>;
2. земельного участка с кадастровым номером №, площадью 19 472 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под промышленное предприятие, расположенного по адресу: <адрес>;
3. земельного участка с кадастровым номером №, площадью 24 373 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под промышленное предприятие, расположенного по адресу: <адрес>;
В обоснование требований представитель административного истца Гринько Д.Н. указал, что земельные участки принадлежат Миловидову М.М. на праве собственности. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2014 года определена в размере <данные изъяты> рублей, что существенно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка № от <Дата> в размере <данные изъяты> рублей. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2014 года определена в размере <данные изъяты> рублей, что существенно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка № от <Дата> в размере <данные изъяты> рублей. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2014 года определена в размере <данные изъяты> рублей, что существенно превышает его рыночную стоимость, также определенную в отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка № от <Дата> в размере <данные изъяты> рублей. Изложенные обстоятельства нарушают права Миловидова М.М., поскольку ведут к необоснованному увеличению размера налоговых платежей, уплачиваемых им за указанные земельные участки.
Административный истец Миловидов М.М., его представитель Гринько Д.Н., надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в письменных ходатайствах просили о рассмотрении дела без их участия.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Забайкальскому краю, Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Администрация городского поселения «Борзинское», Администрация городского поселения «Первомайское», извещенные о времени и месте судебного заседания, просили рассмотреть административное дело в отсутствие своих представителей.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает требования подлежащими удовлетворению на основании нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 316 от 08 апреля 2000 года, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из рыночной стоимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности (статья 3 указанного закона).
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде или комиссии, при этом для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Собственник земельного участка вправе обратиться с заявлением в суд об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, поскольку величина кадастровой стоимости определяет размер налоговых платежей по земельному налогу.
По смыслу положений части 5 статьи 247, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) обязанность доказывания наличия оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.
Как следует из материалов дела, Миловидову М.М. на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
1. земельный участок с кадастровым номером №, площадью 5 252 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения баз и складов, расположенного по адресу: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права собственности от <Дата> № №), сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости 20 июня 2012 года;
2. земельный участок с кадастровым номером №, площадью 19 472 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под промышленное предприятие, расположенного по адресу: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права собственности от <Дата> № №), сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости 27 мая 2002 года;
3. земельный участок с кадастровым номером №, площадью 24 373 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под промышленное предприятие, расположенного по адресу: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права собственности от <Дата> № №), сведения о котором также внесены в государственный кадастр недвижимости 27 мая 2002 года.
Приказом Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 10 декабря 2014 года № 6/нпа «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов, расположенных на территории Забайкальского края» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № утверждена по состоянию на 1 января 2014 года в размере <данные изъяты> рублей, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № утверждена по состоянию на эту же дату в размере <данные изъяты> рублей, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № утверждена по состоянию на эту же дату в размере <данные изъяты> рублей.
Сведения об указанных размерах кадастровой стоимости 3 января 2015 года внесены в государственный кадастр недвижимости, что удостоверяется кадастровыми справками о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 3 августа 2016 года (л.д. 11-13); на момент рассмотрения дела установленные кадастровые стоимости являются действующими.
В подтверждение того, что кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, в материалы дела представлены отчеты об оценке земельных участков № от <Дата> и № от <Дата>, составленные оценщиком С. являющимся членом Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Свободный Оценочный Департамент» (свидетельство от <Дата> №). Ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована, страховщик – <наименование страховщика>, период действия договора – с <Дата> по <Дата> (страховой полис №).
В отчетах приведена подробная информация о количественных и качественных характеристиках объектов оценки, изложены результаты проведенного анализа рынка оцениваемых объектов недвижимости, в частности, проанализирована система факторов, оказывающих влияние на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости.
В соответствии со статьей 14 Закона об оценочной деятельности при проведении оценки оценщик имеет право самостоятельно применять методы оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки.
Отказываясь от применения затратного подхода, оценщик сослался на невозможность его применения в чистом виде, поскольку он представляет собой совокупность методов оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки, в то время как земельный участок представляет собой не воспроизводимый объект.
Основанием для отказа от применения доходного подхода к оценке рыночной стоимости земельного участка указано отсутствие достоверной информации, позволяющей прогнозировать будущие доходы, которые объект оценки способен приносить, а также связанные с объектом оценки расходы.
В качестве наиболее приемлемого для оценки рыночной стоимости земельных участков оценщиком избран сравнительный подход, представляющий собой согласно положениям пункта 12 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20мая 2015 года № 297, совокупность методов оценки, основанных на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами. При этом под объектом-аналогом понимается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (пункт 10 ФСО № 1).
При реализации указанного подхода к оценке выбраны шесть объектов-аналогов, определена совокупность характеристик, влияющих на стоимость объектов сравнения, по каждому из которых выполнена корректировка значения единицы сравнения либо обосновано отсутствие корректировки.
На основании примененной методики рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 5 252 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения баз и складов, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2014 года определена в отчете № от <Дата> в размере 256 <данные изъяты> рублей. В отчете № от <Дата> рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 19 472 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под промышленное предприятие, расположенного по адресу: <адрес>, определена по состоянию на 1 января 2014 года в размере <данные изъяты> рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 24 373 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под промышленное предприятие, расположенного по адресу: <адрес>, определена по состоянию на 1 января 2014 года в размере <данные изъяты> рублей.
Нормами статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности предусмотрена возможность проведения экспертизы отчета оценщика. При этом под положительным экспертным заключением понимается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки или в случаях, установленных федеральными стандартами оценки, также вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Административным истцом в материалы дела представлено положительное экспертное заключение № от <Дата> на отчет об оценке № от <Дата> эксперта П. (регистрационный № согласно реестру членов Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Свободный Оценочный Департамент»), согласно которому вышеназванный отчет об оценке рыночной стоимости объекта оценки соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в действующей на дату составления отчета редакции, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, определенная в отчете №, подтверждена.
Также представлено положительное экспертное заключение № от <Дата> на отчет об оценке № от <Дата>, составленное вышеуказанным экспертом П., согласно которому указанный отчет об оценке рыночной стоимости объекта оценки соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в действующей на дату составления отчета редакции, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Рыночная стоимость земельных участков c кадастровыми номерами №, №, определенная в отчете №, подтверждена.
В ходе судебного разбирательства представителями административных ответчиков, заинтересованных лиц каких-либо возражений относительно возможности принятия указанного отчета об оценке в качестве доказательства заявленной в иске административным истцом величины рыночной стоимости земельных участков, не высказано. Ходатайство о назначении судебной экспертизы участвующими в деле лицами не заявлялось.
Оценив отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка по правилам, установленным в статье 84 КАС РФ, суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 5 252 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения баз и складов, расположенного по адресу: <адрес>, подлежит установлению в размере, равном его рыночной стоимости – <данные изъяты> рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 19 472 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под промышленное предприятие, расположенного по адресу: <адрес>, подлежит установлению в размере, равном его рыночной стоимости – <данные изъяты> рублей, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 24 373 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под промышленное предприятие, расположенного по адресу: <адрес>, подлежит установлению в размере, равном его рыночной стоимости – <данные изъяты> рублей. Таким образом, требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, подлежат удовлетворению.
В силу статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
До обращения в суд административный истец в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Забайкальскому краю не обращался.
С учетом изложенного, рыночная стоимость каждого из указанных земельных участков подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2014 года. Установленные размеры кадастровой стоимости подлежат использованию на период с 1 января 2016 года до вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
При решении вопроса о распределении судебных расходов, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в котором указано, что в случаях, когда удовлетворение требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
Исходя из изложенного и с учетом того, что основанием для пересмотра кадастровой стоимости по настоящему административному делу явилось установление в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, направленное на определение экономически обоснованной стоимости объектов оценки и не предполагающее опровержение достоверности кадастровой стоимости и разрешения спора о праве административного истца, судебные расходы подлежат отнесению на счет административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Миловидова М.М. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 5 252 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения баз и складов, расположенного по адресу: <адрес>, в размере, равном его рыночной стоимости – <данные изъяты> рублей, по состоянию на 1 января 2014 года на период с 1 января 2016 года до вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 19 472 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под промышленное предприятие, расположенного по адресу: <адрес>, в размере, равном его рыночной стоимости – <данные изъяты> рублей, по состоянию на 1 января 2014 года на период с 1 января 2016 года до вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 24 373 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под промышленное предприятие, расположенного по адресу: <адрес>, в размере, равном его рыночной стоимости – <данные изъяты> рублей, по состоянию на 1 января 2014 года на период с 1 января 2016 года до вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости считать поданным 7 сентября 2016 года.
Решение является основанием для внесения сведений о новой кадастровой стоимости земельных участков органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда.
Судья (подпись) Т.И. Васильева
Решение в окончательной форме изготовлено 07.10.2016.
<данные изъяты>
Подлинник решения подшит в материалах административного дела № 3а-143/2016, находящегося в производстве Забайкальского краевого суда.