Судья Иванова Л.О. № 33а-1671/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 29 августа 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Петровой О.А.,
судей Попова Г.В. и Скворцовой О.В.,
при секретаре Демаковой В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Шарнина А.Д. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 5 июня 2019 года, по которому отказано в удовлетворении административного искового заявления Шарнина А.Д. к призывной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола», ФКУ «Военный комиссариат Республики Марий Эл» о признании незаконным и отмене решения о призыве на военную службу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Попова Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением призывной комиссии городского округа «Город
Йошкар-Ола» от 17 апреля 2019 года (протокол № 13) Шарнин А.Д. на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 22 Федерального закона от
28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ) признан годным к военной службе с незначительными ограничениями и подлежащим призыву на военную службу.
Шарнин А.Д. подал в суд административный иск о признании данного решения незаконным ввиду наличия у него заболеваний, препятствующих прохождению военной службы.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Шарнин А.Д. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. В жалобе подробно излагаются обстоятельства дела, приводится позиция стороны административного истца, избранная при рассмотрении дела в суде первой инстанции. В жалобе указывается, что административный истец с 2010 года проходит медицинские лечения по состоянию здоровья, в том числе в стационаре. При принятии решения о признании Шарнина А.Д. годным к военной службе по категории «Б-4» административным ответчиком не были надлежащим образом приняты во внимание медицинские документы, выданные в государственных учреждениях, которые подтверждают наличие у Шарнина А.Д. на момент призыва в 2019 году таких заболеваний, как «<...>», «<...>» и «<...>», что исключает прохождение военной службы по призыву. Также указывается, что судом первой инстанции необоснованно отказано в назначении по делу судебно-медицинской экспертизы.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель призывной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола» Ходыкин А.В. приводит доводы в поддержку решения суда, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебное заседание Шарнин А.Д. не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Согласно части 1 стать 308 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации (далее - КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения представителя призывной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола» и ФКУ «Военный комиссариат Республики Марий Эл» Ходыкина А.В., просившего в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, обсудив доводы жалобы и возражений, исследовав материалы административного дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В силу подпункта «а» пункта 1 статьи 22 Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На основании пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 28 марта
1998 года № 53-ФЗ порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона от 28 марта
1998 года № 53-ФЗ граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей (пункт 1).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 приведенной статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 3).
В соответствии с пунктом 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года № 565 (далее – Положение о военно-врачебной экспертизе), под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным
военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
В соответствии с пунктом 16 Положения о военно-врачебной экспертизе при призыве граждан на военную службу проводится их медицинское освидетельствование.
Согласно пункту 18 указанного Положения врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории его годности к военной службе.
Судом установлено, что Шарнин А.Д., 8 апреля 1999 года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Йошкар-Ола Республики Марий Эл с 1 февраля 2016 года.
Решением призывной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола» от 17 апреля 2019 года (протокол № 13) Шарнин А.Д. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, категория годности «Б», показатель предназначения «4», призван на военную службу.
Указанное решение принято по результатам медицинского освидетельствования Шарнина А.Д., в ходе которого он был освидетельствован врачами-специалистами, а именно: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, дерматовенерологом.
Из личного дела призывника установлено, что при прохождении медицинского освидетельствования приняты во внимание жалобы
Шадрина А.Д. на состояние его здоровья, а также представленные им медицинские документы. При этом заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, установлено не было. Категория годности истца к прохождению военной службы - «Б-4» определена с учетом поставленных Шадрину А.Д. диагнозов в соответствии со статьями 23 «г» (системные атрофии, поражающие преимущественно центральную нервную систему, экстрапирамидные, другие дегенеративные болезни нервной системы, болезни нервно-мышечного синапса и мышц, детский церебральный паралич, врожденные аномалии (пороки развития) нервной системы, опухоли головного, спинного мозга при наличии объективных данных без нарушения функций (категория Б-4); 66 «д» (болезни позвоночника и их последствия при наличии объективных данных без нарушения функций (категория Б-3); 81 «г» (последствия переломов позвоночника, костей туловища, верхних и нижних конечностей (переломов костей таза, лопатки, ключицы, грудины, ребер, плечевой, лучевой и локтевой костей, шейки бедра и бедренной кости, большеберцовой и малоберцовой костей, надколенника и других костей) при наличии объективных данных без нарушения функции (категория Б-3) графы I Расписания болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»).
Доводы административного истца о том, что у Шарнина А.Д. на момент призыва в 2019 году имелись заболевания «<...>», «<...>» и «<...>», были проверены судом первой инстанции и обоснованно отклонены, как не нашедшие подтверждения с учетом представленных медицинских документов и объяснений допрошенных судом специалистов: врача-хирурга Т. И.А. и врача-терапевта Ф. В.В.
В случае несогласия призывника с результатами медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, порядок его оспаривания предусмотрен пунктом 2 статьи 29 Федерального закона № 53-ФЗ путем обращения в Призывную комиссию субъекта Российской Федерации, которая организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
Также оспаривание возможно путем производства независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе (постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года № 574).
Независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей, в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе (абзац первый пункта 3 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе). Независимая экспертиза проводится врачами-специалистами, входящими в состав комиссии по производству независимой экспертизы (пункт 4 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе).
Стороной административного истца не представлено заключение независимой военно-врачебной экспертизы, которой было бы подтверждено наличие вышеуказанных заболеваний, препятствующих прохождению военной службы.
Судебная коллегия учитывает, что само по себе диагностирование того или иного заболевания не является достаточным основанием для признания гражданина негодным к военной службе. Данное заболевание должно объективно препятствовать призыву на военную службу в период прохождения соответствующей комиссии и принятии решения о призыве.
С учетом изложенного отсутствовали достаточные основания для назначения по настоящему административному делу судебно-медицинской экспертизы.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
С учетом изложенного обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, представленные сторонами доказательства оценены надлежащим образом, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом.
Руководствуясь статьями 309 – 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 5 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу
Шарнина А.Д. – без удовлетворения.
Председательствующий О.А. Петрова
Судьи Г.В. Попов
О.В. Скворцова