Решение по делу № 2а-5266/2021 от 30.06.2021

56RS0018-01-2021-006405-47

2а-5266/21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 августа 2021 года                                 г. Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Пименовой О.А.,

при секретаре Сотникове Н.Ю.,

с участием:

представителя административного истца Бельских А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Аврора» к Государственной инспекции труда в Оренбургской области, главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Ращупкиной Т.Н. о признании незаконными и отмене предписания и акта проверки,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Аврора» (далее ООО «Аврора», общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Оренбургской областис требованием о признании незаконными и отмене предписания и акта проверки.

В обоснование требований указало, что на основании распоряжения главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Колесникова В.В. N от ... в отношении ООО «Аврора» проведена внеплановая выездная проверка. По результатам проведенной проверки ... составлен акт N-N и вынесено предписание N. В предписании обществу указано в срок до ... устранить недостатки:

- в соответствии со ст.ст.22, 212 ТК РФ, п. 1 ч. 2 ст. 4 Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», обеспечить проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах;

- в соответствии с требованиями ст. 129, ч.3 ст.133.1 ТК РФ, Капустину В.Б., Сидоренко Т.В. начислить заработную плату не менее минимального размера оплаты труда, за период с ... года исходя из размера 13 949,5 рублей (с учетом районного коэффициента), за период с ... года исходя из размера 14 710,8 рублей (с учетом районного коэффициента) и выплатить доначисленные суммы с учетом требований ст. 236 ТК РФ;

- в соответствии с ч.2 ст.225 ТК РФ, п. 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования РФ от ... N обеспечить прохождение обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке Леликовой Е.С., Капустиным В.Б., Сидоренко Т.В.;

- в соответствии с требованиями ст.ст.189, 190 ТК РФ разработать и утвердить Правила внутреннего трудового распорядка;

- в соответствии со ст.ст.22, 135 ТК РФ разработать и утвердить локальный нормативный акт, устанавливающий систему оплаты труда;

- в соответствии с п. 40 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 года №225, завести книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них;

- в соответствии с п. 9 Приказа Минздрава России от 28 января 2021 года № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры», организовать учет выданных направлений на предварительный медицинский осмотр.

Предписание получено обществом ....

С выданным предписанием общество не согласно, поскольку на предприятии разработаны и утверждены Правила внутреннего трудового распорядка и Положение об оплате труда, ведется журнал учета движения трудовых книжек, обеспечено прохождение обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Согласно трудовым договорам с работниками, размер их заработной платы соответствует требованиям ТК РФ, от работников претензий по заработной плате не поступало, заработная плата выплачивалась как из кассы предприятия, так и путем перечисления на расчетные счета.

Полагает, что вопрос о защите прав конкретных работников не относится к компетенции государственного инспектора труда.

Спор между ООО «Аврора» и Капустиным В.Б. и Сидоренко Т.В. отсутствует, при наличии индивидуального трудового спора он подлежал бы рассмотрению трудовой комиссией или в судебном порядке.

Также считаетнезаконными требования организовать учет выданных направлений на предварительный медицинский осмотр.

Просит признать незаконным предписание N-N от ..., акт проверки N-N от ... Государственной инспекции труда в Оренбургской области.

Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Ращупкина Т.Н., в качестве заинтересованных лиц привлечены Капустин В.Б., Сидоренко Т.В. и Леликова Е.С.

В судебном заседании представитель административного истца Бельских А.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в части признания незаконными п.п.2,3,7 предписания. С нарушениями, указанными в п.п.1,4,5.6 предписания согласилась.

В судебном заседании представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Оренбургской области, административный ответчик главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Ращупкина Т.Н. не присутствовали, о рассмотрении дела извещались надлежащим образом.

От главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Ращупкиной Т.Н. в суд поступил письменный отзыв, в котором указано, что с административным исковым заявлением она не согласна, просит в удовлетворении административных исковых требований отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в том числе, в виду пропуска срока на обращение в суд.

В судебное заседание заинтересованные лица Капустин В.Б., Сидоренко Т.В. и Леликова Е.С. не явились, о рассмотрении дела извещались надлежащим образом.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч.2 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7) и каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и на охрану здоровья (часть 3 статьи 37; часть 1 статьи 41).

Государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей обеспечены трудовым законодательством и регулируются в числе прочего Трудовым кодексом РФ.

Частью 1 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов (абзац второй части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно ст.212 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложены обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а именно: проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний; выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и другие.

Данный перечень обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников не является исчерпывающим.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 1 января 2014 года.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 4 Федерального закона №426-ФЗ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

В пункте 1 части 1 статьи 17 Федерального закона указано, что внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

Согласно статье 8 ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда работников, допущенных к сведениям, отнесенным к государственной или иной охраняемой законом тайне, ее проведение осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Оклад (должностной оклад) - это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 4 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Порядок исчисления заработной платы определен статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных названным кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации включена в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.

В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая), при этом месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья), а согласно части второй статьи 133.1 этого же кодекса размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2021 года в сумме 12 792 рубля в месяц.

С 01 января 2020 года минимальный размер оплаты труда установлен в размере 12 130 рублей (Федеральный закон №463 в редакции от 27 декабря 2019 года).

Минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается федеральным законом в текущем году и исчисляется исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, за предыдущий год.

В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Согласно ст. 189 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.

Дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Трудовой распорядок определяется правилами внутреннего трудового распорядка.

Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

Для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, устанавливаемые федеральными законами.

Статьей 190 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

Содержание правил внутреннего трудового распорядка у каждого работодателя определяется применительно к конкретным условиям и специфике его работы. Однако оно должно соответствовать ТК и иным федеральным законам, что следует из положений ч. 1 ст. 8 ТК РФ, согласно которому работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Правила внутреннего трудового распорядка, как правило, являются приложением к коллективному договору.

Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда.

При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.

Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.

Таким образом, юридическое лицо при разрешении вопросов, связанных с начислением заработной платы и иных выплат следует применять положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда.

Статьей 65 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю, в том числе, трудовую книжку.

В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.

Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 года № 225 «О трудовых книжках» утверждены Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, согласно пункту 40 которых с целью учета трудовых книжек, а также бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, у работодателей ведутся: приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее;книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.

Формы указанных книг утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Как следует из материалов дела на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Оренбургской области главного государственного инспектора труда в Оренбургской области Колесникова В.В. N-N от ... в отношении ООО «Аврора» назначено проведение внеплановой выездной проверки.

Срок проведения внеплановой выездной проверки установлен с ... по ....

Согласно акту проверки N-N от ... ООО «Аврора» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность в области розничной торговли текстильными изделиями в специализированных магазинах. Директором ООО «Аврора» является Леликова Е.С., общая численность работников общества составляет 3 человека: директор Леликова Е.С., заместитель директора Капустин В.Б., главный бухгалтер Сидоренко Т.В.

В ходе внеплановой выездной проверки должностным лицом, проводившим проверку, были истребованы трудовые договоры работников, табели учета рабочего времени, расчетные листки работников, штатное расписание и другие документы, по изучению которых установлены следующие нарушения обязательных требований трудового законодательства.

При образовании и регистрации юридического лица работодателем должны быть разработаны и утверждены локальные нормативные акты, устанавливающие систему оплаты труда, правила внутреннего трудового распорядка, работодатель должен обеспечить соблюдение требований по охране труда работников, в том числе обеспечить проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах, обеспечить работников соответствующими трудовому договору условиями труда.

Однако, ООО «Аврора» в нарушение ст.ст. 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации при формировании новых рабочих мест не обеспечило проведение специальной оценки условий труда. Оценка условий труда рабочих мест сотрудников, на момент проверки отсутствовала, данный факт административным истцом не оспаривался.

Также на момент проверки отсутствовали правила внутреннего трудового распорядка, локальные нормативные акты, устанавливающие систему оплаты труда, книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.

При изучении представленных к проверке трудовых договоров с работниками установлено следующее.

... между ООО «Аврора» (в лице учредителя Сидоренко Т.В.) заключен трудовой договор N с Леликовой Е.С., которая принята на должность директора. За выполнение трудовых обязанностей ей устанавлен должностной оклад в размере 5000 рублей, районный коэффициент (15%) в размере 7500 рублей.

Согласно трудовому договору N от ..., Капустин В.Б. принят на должность заместителя директора ООО «Аврора», с должностным окладом 15 000 рублей и районным коэффициентом (15%) в размере 2250 рублей.

... с Сидоренко Т.В. заключен трудовой договор N, согласно которому она принята на работу в ООО «Аврора» на должность главного бухгалтера, с окладом в размере 9 000 рублей в месяц исходя из оклада на полной ставке 18 000 рублей.

Минимальный размер оплаты труда на 2020 года установлен Федеральным законом N, с ... в размере 12 130 рублей (в редакции от ...), на 2021 год установлен Федеральным законом от ... N, который составляет с ... в сумме 12 792 рубля в месяц.

Заработная плата работников, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего норму труда, с учетом районного коэффициента не может быть с ... менее 13 949,50 рублей, а с ... менее 14 710,80 рублей.

Изучив расчетные листки указанных работников, штатное расписание, табель учета рабочего времени, суд усматривает, что указанные в акте проверки нарушения подтверждаются представленными доказательствами.

Таким образом, заработная плата работникам начислялась в нарушение ст.133.1 Трудового кодекса Российской Федерации и составляла ниже минимального размера оплаты труда.

В судебном заседании административным истцом в подтверждение своих доводов об отсутствии нарушений требований ст.133.1ТК РФ в части установления размера заработной платы работникам за период с ... года представлены трудовые договоры на каждого сотрудника ООО «Аврора».

Указанные трудовые договоры заключены с работниками в ... года, из которых усматривается увеличение размера должностных окладов, что в общей сложности, с учетом районного коэффициента, превышает минимальный размер заработной платы.

Между тем, указанные документы не могут быть приняты судом во внимание, так как на момент проверки должностное лицо не имело возможности дать правовую оценку указанным обстоятельствам, в виду их не предоставления.

Административный истец не представил в суд достоверных доказательств, подтверждающих наличие уважительной причины невозможности предоставления в момент проведения проверки должностному лицу указанных документов.

Кроме того, факт нарушения требований ст. 129, ч.3 ст.133.1 ТК РФ по установлению работникам заработной платы менее минимального размера оплаты труда, подтверждается расчетными листками работников.

Проверяя соблюдение административным ответчиком требований статей 353 - 361 Трудового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что допущенные нарушения трудового законодательства являются очевидными и не являются индивидуальным трудовым спором между работником и работодателем, представляют собой требование о соблюдении трудового законодательства, невыполнение которого влечет выдачу предписания, обязательного для исполнения.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что нарушения, указанные в п.п. 1,2,4,5,6 предписания, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

Следовательно, требования административного истца о признании незаконнымип.п. 1,2,4,5,6 предписания N-N от ... удовлетворению не подлежат.

Между тем, доводы административного истца о незаконности п.3предписания N-N от ... заслуживают внимание.

Как указано в статье 225Трудового кодекса Российской Федерации все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 года №1/29 утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, согласно пункту 2.3.2 которого обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Обучение по охране труда проходят руководители организаций, заместители руководителей организаций, которые могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.

Согласно квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 года №37 должность директора, заместителя директора и главного бухгалтера относится к должностям руководящего состава, которые должны проходить обучение по охране труда.

В ходе судебного заседания представителем ООО «Аврора» представлены копии удостоверений N, N, N, согласно которым Капустин В.Б., Сидоренко Т.В., Леликова Е.С. в ... года прошли проверку знаний требований охраны труда в объеме 40 часов в ООО «...».

Учитывая, что работники ООО «Аврора» прошли проверку знаний требований охраны труда до начала проведения проверки инспекцией труда, что подтверждается материалами дела, суд приходит к выводу, что предписание в указанной части является неисполнимым, а потому не может быть признано законным.

Также суд приходит к выводу о незаконности п.7 предписания N от ..., которым на общество возложена обязанность организовать учет выданных направлений на предварительный медицинский учет.

Согласно статье 69 ТК РФ обязательному предварительному медицинскому осмотру при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста 18 лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами.

В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Под медицинским осмотром понимается комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития (часть 1 статьи 46 Федерального закона № 323-ФЗ).

Порядок и периодичность проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (часть 7 статьи 46 Федерального закона № 323-ФЗ).

Приказом Минздрава России от 28 января 2021 года № 29н утвержден «Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» (далее – Порядок).

Согласно п.п. 8,9 Порядка предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр, выданного лицу, поступающему на работу, работодателем.

Направление заполняется на основании утвержденного работодателем списка лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам (далее - список лиц). Направление выдается лицу, поступающему на работу, под роспись. Направление может быть сформировано в электронном виде с использованием электронных подписей работодателя и лица, поступающего на работу.

Работодатель (его представитель) обязан организовать учет выданных направлений, в том числе в электронном виде.

Приказом Минтруда Россиии Минздрава Россииот 31 декабря 2020 года№988н/1420н утвержден Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

Перечень утвержден в целях устранения избыточных требований в части необходимости проведения обязательных предварительных медицинских осмотров лиц, поступающих на работу, и периодических медицинских осмотров работников, не занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, приведения наименований факторов и работ в соответствие действующему законодательству, исключения работ, при выполнении которых медицинские осмотры работников проводятся для предупреждения развития инфекционных заболеваний.

Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации определены категории работников, которые проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры за счет собственных средств работодателя. Медицинские осмотры проводятся для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

К таким категориям относятся работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.

Основаниями включения работников в список работодателя для прохождения обязательных медицинских осмотров являются:

1) вредные условия труда (3 класс), то есть условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени), подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени), подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени), подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени), которые определяются по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;

2) наличие на рабочем месте отдельных химических веществ, а именно аллергенов, химических веществ, опасных для репродуктивного здоровья человека и химических веществ, обладающих остронаправленным действием, а также канцерогенов любой природы, аэрозолей преимущественно фиброгенного действия, которые обладают специфическими эффектами и не могут быть описаны в пределах стандартных процедур нормирования и защита от которых не может быть в полной мере реализована через установление уровней предельно-допустимых концентраций (наличие указанных веществ определяется в рамках проведения специальной оценки условий труда по результатам идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов или в рамках производственного контроля);

3) выполнение работ вне зависимости от класса условий труда на рабочем месте, перечисленных в разделе VI Приказа № 988н/1420н, а также работ, при выполнении которых осуществляется непосредственный контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации, работ на водопроводных сооружениях, имеющих непосредственное отношение к подготовке воды, а также обслуживанию водопроводных сетей, работ в организациях, деятельность которых связанас воспитанием и обучением детей, работ в организациях, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения и работ в медицинских организациях, перечисленных в пунктах 23 - 27 приложения к Приказу № 29н и требующих проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических обязательных медицинских осмотров в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Как следует из выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Аврора» является розничная торговля текстильными изделиями в специализированных магазинах.

В материалах дела отсутствуют доказательства необходимости прохождения работниками общества обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров.

Так, отсутствуют сведения о проведении спецоценкина рабочем месте, по результатам которой определены вредные условия труда или выявлены некоторые химические вещества, в том числе аллергены, канцерогены.

Исходя из основного и дополнительных видов деятельности ООО «Аврора», последнее не выполняет работы, поименованные вразделе VI перечня.

Также, работники общества на заняты на работах, указанных в пунктах 23 - 27 приложения к порядку.

При указанных обстоятельствах, требование инспектора труда организовать учет выданных направлений на предварительный медицинский учет нельзя признать обоснованным.

Заявленные ООО «Аврора» требования о признании незаконным акта проверки N-N от ... удовлетворению не подлежат, поскольку акт проверки не является ненормативным актом, не носит властно-распорядительный характер, не содержит обязательных предписаний, распоряжений, нарушающих права и интересы ООО «Аврора» и влекущих неблагоприятные для него правовые последствия, не направлен на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей ООО «Аврора», не создает препятствий для его деятельности и, будучи лишь материальным оформлением результатов проведенного контрольного мероприятия (внеплановой документарной проверки), подлежит оценке судом в качестве доказательства по делу, но не как его самостоятельный предмет.

Проверяя соблюдение административным истцом сроков на обращение в суд с административным исковым заявлением, суд приходит к выводу о том, что срок на подачу административного искового заявления административным истцом не пропущен.

Довод административного ответчика о пропуске срока на подачу административного искового заявления административным истцом суд находит несостоятельным.

В соответствии с ч.2 ст.357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Как следует из материалов дела, при проведении проверки интересы ООО «Аврора» представлял по доверенности от ... Воропаев В.А., которому ... вручен акт проверки, о чем имеется подпись представителя.

Между тем, подписи представителя, которая бы свидетельствовала о получении им предписания, в материалах проверки не имеется.

Оспариваемое предписание N-ОБ/12-7794-И/212 получено обществом ..., о чем свидетельствует штамп на почтовом конверте.

С административным иском общество обратилось в суд ..., т.е. в пределахдесяти дней со дня получения предписания.

Руководствуясь статьями 175,180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Аврора» к Государственной инспекции труда в Оренбургской области, главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Ращупкиной Т.Н. о признании незаконными и отмене предписания N-N от ..., акта проверки N от ...- удовлетворить частично.

Признать незаконными и отменить п.п.3,7 предписания N-N от ..., выданного обществу с ограниченной ответственностью «Аврора».

В удовлетворении остальной части административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Аврора» к Государственной инспекции труда в Оренбургской области, главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Ращупкиной Т.Н. о признании незаконными и отмене предписания и акта проверки -отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись                  О.А. Пименова

Решение в окончательной форме принято 26 августа 2021 года.

Судья: подпись                        О.А. Пименова

Копия верна. Судья:

Секретарь:

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

2а-5266/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Аврора" директор Леликова Елена Сергеевна
Ответчики
Государственная инспекция труда по Оренбургской области
Государственная инспекция труда по Оренбургской области Ращупкина Т.Н.
Другие
Леликова Елена Сергеевна
Сидоренко Татьяна Васильевна
Бельских Наталья Викторовна
Капустин Виктор Борисович
Суд
Ленинский районный суд г. Оренбург
Судья
Пименова Оксана Александровна
Дело на сайте суда
leninsky.orb.sudrf.ru
30.06.2021Регистрация административного искового заявления
01.07.2021Передача материалов судье
01.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
01.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.07.2021Судебное заседание
26.07.2021Судебное заседание
30.07.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
12.08.2021Судебное заседание
26.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее