Копия
66RS0008-01-2021-001366-21
Дело № 2а-1020/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июня 2021 года город Нижний Тагил
Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Каракаш М.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №16 по Свердловской области к Семенову И.А. о взыскании задолженности по налогам и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России №16 по Свердловской области обратилась в Дзержинский районный суд города Нижний Тагил с административным исковым заявлением к Семенову И.А., в котором просит взыскать с него задолженность по налогам и пени на общую сумму <данные изъяты>, в том числе: в доход бюджета муниципального образования «город Нижний Тагил» налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> и пени в размере <данные изъяты>; в доход бюджета Свердловской области транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> и пени в размере <данные изъяты>
В обоснование иска указано, что на налоговом учете в МИФНС №16 по Свердловской области состоит в качестве налогоплательщика Семенов И.А. Согласно сведениям, поступившим из регистрирующих органов, Семенов И.А. на праве собственности владел следующими объектами налогообложения: квартира, расположенная по адресу: <Адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный знак <№>, дата начала владения ДД.ММ.ГГГГ. В адрес административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ было направлено налоговое уведомление <№> об уплате налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. В установленный законом срок административный ответчик налог не уплатил, в связи с чем в его адрес было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ <№> об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> и пени в размере <данные изъяты>, об уплате налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> и пени в размере <данные изъяты> – срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок задолженность по налогам не погашена. ДД.ММ.ГГГГ инспекцией в адрес мирового судьи направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскание с Семенова И.А. задолженности по налогам. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей вынесен судебный приказ. В связи с поступившими возражениями от должника ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен. Неисполнение Семеновым И.А. конституционной обязанности по уплате налогов подрывает авторитет и бюджет государства Российской Федерации, гражданином которого он является.
Административный истец МИФНС №16 по Свердловской области ходатайствовал о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного судопроизводства.
Административный ответчик Семенов И.А. возражений против рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства (без проведения устного разбирательства) и возражения относительно заявленных требований не представил.
В соответствии с пунктом 3 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
Сумма задолженности по данному административному иску составила <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ судом вынесено определение о рассмотрении настоящего административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу статьи 405 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год (статья 405 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи (пункт 1 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации).
В статье 409 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2). Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3). Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (пункт 4).
Согласно пункту 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 359 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подп. 1.1 п. 1), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Статьей 2 Закона Свердловской области «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» от 29.11.2002 №43-ОЗ утверждены ставки транспортного налога, указанные в приложении к Закону.
Согласно п.3 ст.362 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, то есть возникает с месяца постановки транспортного средства на государственный регистрационный учет и прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.
Таким образом, объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога прекращаются с месяца, следующего за снятием его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.
Кроме того, как неоднократно указывал в своих определениях Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года № 835-О-О, от 29 сентября 2011 года № 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года № 2391-О и др.).
Согласно сведениям, поступившим из регистрирующих органов, Семенов И.А. на праве собственности владеет следующими объектами налогообложения: квартира, расположенная по адресу: <Адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <№>, дата начала владения ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств обратного, а также наличия оснований для освобождения от уплаты налога, административным ответчиком суду не представлено.
В соответствии с п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Налоговое уведомление <№> от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ направлено налогоплательщику заказным письмом с уведомлением ДД.ММ.ГГГГ.
Семенов И.А. в установленный законом срок налоги не уплатил, в связи с чем, в его адрес было направлено требование:
от ДД.ММ.ГГГГ <№> об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> и пени в размере <данные изъяты>, об уплате налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> и пени в размере <данные изъяты> – срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В связи с неуплатой налогов административному ответчику в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации на момент направления требований была начислена соответствующая пеня.
Доказательств, свидетельствующих о не правильности начисления пени, административным ответчиком не представлено.
Указанное выше требование административным ответчиком в полном объеме по настоящее время не исполнено.
В связи с чем, у административного истца – Инспекции возникла обязанность, как у органа в чьи полномочия входит решение вопроса о принудительном взыскании недоимки в целях предотвращения потерь бюджета, по обращению с требованиями о ее взыскании в судебном порядке в соответствии с положениями закона.
Соблюдение срока обращения в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций, в силу части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является одним из обстоятельств, подлежащих проверке и установлению в ходе рассмотрения дела.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. При этом в силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату обращения налогового органа к мировому судье) налоговый (таможенный) орган в этот срок вправе подать заявление в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.
Кроме того, в подпункте 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом (мировым судьей) определения об отмене судебного приказа.
Проверяя срок на обращение в суд, необходимо устанавливать, когда возникла обязанность по уплате налога, в связи с чем налоговым органом осуществлялось изменение срока уплаты налога (правомерность перерасчета), когда было выставлено первоначальное требование, когда сумма превысила 3 000 рублей.
При разрешении вопроса о соблюдении срока на обращение в суд, суду надлежит проверять не только срок на обращение в суд с момента отмены судебного приказа, но и соблюдение указанного срока при обращении к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Это связано с тем, что сроки принудительного взыскания сквозные, исчисляются в соответствии со статьями 52, 69, 70 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Нарушение одних сроков не свидетельствует об увеличении общего срока взыскания, либо об ином исчислении начало течения срока для принудительного взыскания и соответственно соблюдения установленного законом порядка для такого взыскания.
В силу статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Начало течения срока определено законодателем именно днем истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов либо днем вынесения определения об отмене судебного приказа.
С учетом вышеприведенных обстоятельств и положений закона, Налоговый орган был обязан обратиться с заявлением о вынесении судебного приказа по требованию <№> не позднее ДД.ММ.ГГГГ (6 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку сумма недоимки превысила 3000 рублей).
Налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 4 Дзержинского судебного района г. Н.Тагила с заявлением о вынесение судебного приказа о взыскании с Семенова И.А. задолженности по налогам за период за ДД.ММ.ГГГГ и пени ДД.ММ.ГГГГ, то есть в срок, предусмотренный ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определением мирового судьи судебного участка № 4 Дзержинского судебного района города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ №2а-3188/2020 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Семенова И.А. задолженности по налогу и пени отменен.
В суд с административным иском МИФНС № 16 по Свердловской области обратилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть в течение 6 месяцев со дня отмены судебного приказа.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что срок Налоговой инспекцией не пропущен.
В силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика также взыскивается государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме <данные изъяты>
Руководствуясь статьями 177-180, 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №16 по Свердловской области к Семенову И.А. о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворить.
Взыскать с Семенова И.А., ДД.ММ.ГГГГ, уроженца <Адрес>, проживающего по адресу: <Адрес>,
- в доход бюджета муниципального образования «город Нижний Тагил» задолженность по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> и пени в размере <данные изъяты>
- в доход бюджета Свердловской области задолженность по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> и пени в размере <данные изъяты>
Взыскать с Семенова И.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Разъяснить участникам процесса, что суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Дзержинский районный суд города Нижний Тагил в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: подпись
Копия верна. Судья: М.С. Каракаш