Решение по делу № 2-6502/2022 от 21.06.2022

Дело № 2-1-6502/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Калужский районный суд Калужской области

в составе председательствующего судьи Желтиковой О.Е.

при ведении протокола помощником судьи Титковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 11 августа 2022 года гражданское дело по иску Захарова С.А. к Министерству здравоохранения Калужской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом,

    

УСТАНОВИЛ:

21 июня 2022 года Захаров С.А. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Калужской области о возложении обязанности обеспечить его лекарственным препаратом «Спинраза» (Нусинерсен) по жизненным показаниям в дозе, рекомендованной уполномоченной медицинской организацией, до отмены его применения. В обоснование предъявленных требований прокурором указано, что истец является инвалидом второй группы бессрочно, страдает редким заболеванием. Протоколом заседания врачебной комиссии ГБУЗ Калужской области «ЦМБ №1» от ДД.ММ.ГГГГ ему был разрешен к индивидуальному применению по жизненным показаниям не зарегистрированный на территории Российской Федерации лекарственный препарат «Спинраза» (Нусинерсен). На ответ истца по вопросу обеспечения его названным лекарственным препаратом, сообщено, что лекарственный лекарственными препаратами обеспечиваются только граждане, сохранившие набор социальных услуг, и не отказавшиеся в пользу денежной вылптаы, а также на то, что возраст пациента Захарова С.А. не подпадает под критерий для обеспечения лекарственным препаратом за счет средств «Круг Добра». Истец считает, что не обеспечение его лекарственным препаратом, назначенным ему по жизненным показаниям консилиумом врачей, нарушает его права на своевременное лечение заболевания. Просит обязать ответчика обеспечить его назначенным для лечения лекарственным препаратом «Спинраза» (Нусинерсен) по жизненным показаниям в дозе, рекомендованной уполномоченной медицинской организацией до отмены его применения, также просит привести решение суда к немедленному исполнению.

Истец Захаров С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, его представитель по доверенности Латыпова Д.А. в судебном заседании настаивали на удовлетворении требований.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Калужской области по доверенности Кучеренко Е.В. в судебном заседании требования не признала.

Представители третьих лиц ГБУЗ КО «Центральная межрайонная больница №1», ГКУ Калужской области «Центр организации закупок в сфере здравоохранения», Министерство здравоохранения РФ, Министерство финансов Калужской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Захаров С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидов второй группы бессрочно с детства в связи имеющимся у него заболеванием «спинальная мышечная атрофия 3 типа».

Как следует из выписки из протокола заседания врачебной подкомиссии ФГБНУ НЦП по назначению лекарственных препаратов от 06 апреля 202 года, комиссия, рассмотрев документы Захарова С.А. пришла к выводам, что Захарову С.А. с учетом имеющегося у него заболевания показано патогенетическое лечение препаратом «Нусинерсен»; лечение проводится постоянно и длительно.

Согласно протоколу заседания врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ Калужской области «ЦМБ №1» в связи с имеющимся у Захарова С.А. заболеванием ему показано патогенетическое лечение препаратом «Нусинерсен».

Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Захаров С.А. обратился в Министерство здравоохранения Калужской области по вопросу организации обеспечения указанным препаратом, назначенным ему к индивидуальному применению по жизненным показаниям.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ Министерство здравоохранения Калужской области указало на то обстоятельство, что по данным пенсионного фонда РФ по Калужской области Захаров С.А. отказался от получения набора социальных услуг в части лекартсвенного обеспечения и в настоящее время получает его в денежном эквиваленте, кроме того препарат «Спинраза» предназначен для интратекального введения посредством люмбальной пункции, лечение проводится только в условиях стационара медицинской организации медицинским работником, обладающим опытом выполнения люмбальной пункции. Также в ответе указано, что с 2021 года в РФ обеспечение детей до 18 лет препаратом «Спинраза» осуществляется благотворительным фондом «Круг добра» на основании консилиумов федеральных клиник, обеспечение же пациентов старше 18 лет за счет средств данного фонда не предусмотрено.

До настоящего времени Захаров С.А. не обеспечен указанным препаратом.

Аналогичные пояснения даны в ходе судебного разбирательства представителем ответчика, возражавшей против удовлетворения исковых требований по данным основаниям.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Согласно статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05 мая 2012 года N 502н утвержден Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации.

Согласно пункту 4 указанного Порядка врачебная комиссия осуществляет следующие функции: принятие решения по вопросам назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 4.12), принятие решения о назначении лекарственных препаратов в случаях и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, а также лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (подпункт 4.13).

В соответствии с пунктом 15 Порядка решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) считается принятым, если его поддержало две трети членов врачебной комиссии (подкомиссии).

Пунктом 16 Порядка определено, что решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) оформляется в виде протокола, который содержит следующие сведения: дата проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии) (подпункт 16.1.), список членов врачебной комиссии (ее подкомиссии), присутствовавших на заседании (подпункт 16.2), перечень обсуждаемых вопросов (подпункт 16.3), решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) и его обоснование (подпункт 16.4).

Таким образом, вопрос назначения и выписывания лекарственных препаратов находится в исключительной компетенции врачебной комиссии медицинской организации.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. № 1610 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также устанавливает требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи ("Финансовое обеспечение Программы") предусмотрено, что источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления), средства обязательного медицинского страхования.

За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляются: обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение N 1). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют инвалиды I группы.

Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети "Интернет" (часть 2 статьи 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года N 403 утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.

Препарат Спинраза (Нусинерсен) включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года N 2406-р.

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями.

К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации граждан необходимыми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средство, не входящее в соответствующий стандарт медицинской помощи и (или) перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Заболевание, которое диагностировано у истца, включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний.

Лекарственный препарат Спинраза (Нусинерсен) назначен Захарову С.А. врачебной подкомиссией ФГБНУ "Научный центр неврологии" (выписка из протокола заседания от ДД.ММ.ГГГГ) по жизненным показаниям, то есть в данном случае имеется медицинский документ, содержащий назначение лекарственного препарата, выданный медицинскими работниками в установленном порядке.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения исковых требований Захарова С.А., исходя из подлежащих применению к спорным отношениям норм права и фактических обстоятельств дела, а именно: наличия у истца тяжелого генетического заболевания и статуса инвалида вследствие этого заболевания, нуждаемости Захарова С.А. по жизненным показаниям в лечении лекарственным препаратом, назначения данного препарата как единственно возможного варианта пожизненной продолжительностью лечения, в связи с чем на Министерство здравоохранения Калужской области подлежит возложить обязанность принять меры по организации обеспечения Захарова С.А. лекарственным препаратом Спинраза (Нусинерсен) в дозе, рекомендуемой уполномоченной медицинской организацией.

При этом суд учитывает характер и динамика имеющегося у истца заболевания, носящего по заключению врачебной подкомиссии прогрессирующий характер, наличие реальной угрозы здоровью истца вследствие утраты возможности своевременного лечения дорогостоящим лекарственным препаратом, являющимся единственным возможным средством оказания ему медицинской помощи.

Принимая во внимание то обстоятельство, что из содержания представленных суду медицинских документов следует, что имеющееся у Захарова С.А. заболевание является тяжелым, во избежание усугубления негативных последствий заболевания, суд приходит к выводу о необходимости в данном случае обращения решения суда к немедленному исполнению.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Захарова С.А. удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Калужской области обеспечить Захарова С.А. (паспорт назначенным для лечения лекарственным препаратом «Спинраза» (Нусинерсен) по жизненным показаниям в дозе, рекомендуемой уполномоченной медицинской организацией до отмены его применении.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение месяца.

Председательствующий                          О.Е. Желтикова

Мотивированное решение составлено 31 августа 2022 года.

2-6502/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ЗАХАРОВ СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ
Ответчики
Министерство здравоохранения Калужской области
Суд
Калужский районный суд Калужской области
Судья
Желтикова О.Е.
Дело на странице суда
kaluga.klg.sudrf.ru
21.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.06.2022Передача материалов судье
24.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.07.2022Судебное заседание
11.08.2022Судебное заседание
31.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2022Дело оформлено
11.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее