Решение по делу № 2-3861/2023 от 22.09.2023

86RS0001-01-2023-004677-79

                                                       РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 ноября 2023 года                                                                г.Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Клименко Г.А.,

при секретаре судебного заседания Карчевской А.И.,

с участием: помощника прокурора Карпенко Е.С., представителя ответчика Кузнецовой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-3861/2023 по исковому заявлению Ханты-Мансийского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объекта,

установил:

Истец Ханты-Мансийский межрайонный прокурор обратился в Ханты-Мансийский районный суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объекта.

Требования мотивированы тем, что на основании решения от 07.09.2023 года проведена проверка исполнения ответчиком законодательства о противодействии терроризму в части соблюдения требований об обеспечении антитеррористической защищенности объекта «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов», который включен в Реестр объектов возможных террористических посягательств, расположенных в ХМАО-Югре, на который распространяются требования постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006. В результате проведенного 14.01.2023 года категорирования объекту присвоена II категория опасности, на основании Акта категорирования 09.02.2023 года разработан паспорт безопасности Учреждения. Проверка показала, что Учреждением допускаются факты нарушения требований об обеспечении антитеррористической защищенности объекта. Для их устранения межрайонным прокурором 29.10.2021 в адрес главы города Ханты-Мансийска внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Между тем, до настоящего времени в отношении МБОУ «СОШ №3» СКУД на территории образовательного объекта не установлено. Истец просит обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» по истечении одного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать объект образования (территорию), расположенный по адресу: город Ханты-Мансийск, ул.Калинина, 24 системой контроля и управления доступом в соответствии с п.п. «а» п.26 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 года № 1006, а также с учетом требований, установленных п.4.2.3, 4.3.3 СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных приказом МЧС России от 19.03.2020 года № 194.

Помощник прокурора Карпенко Е.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дав пояснения согласно поданному заявлению.

Представитель ответчика Кузнецова Г.В. в судебном заседании заявила, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, просила отказать в его удовлетворении.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Настоящее исковое заявление подано Ханты-Мансийским межрайонным прокурором в порядке части 1 ст.45 ГПК РФ в связи с проведенной проверкой исполнения требований законодательства о противодействии терроризму в части соблюдения требований об обеспечении антитеррористической защищенности объекта.

На федеральном уровне действует закон от 06.03.2006 N35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ).

Часть 4 ст.3 Федерального закона №35-Ф3 определяет противодействие терроризму как деятельность по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению причин    и условий,    способствующих совершению террористических актов, по выявлению предупреждению, пресечению, террористических актов, по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В силу требований ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ юридические лица обеспечивают    выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Пунктом 2 ч.б ст. 28 Федерального закона №273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №273- ФЗ) предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе    создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Из содержания ч.ч.1,2 ст. 41 Федерального закона №273-Ф3 следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N1006 (далее - Требования). Данный нормативноправовой акт устанавливает обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности образования (п. 1).

В Требованиях указан обязательный для реализации комплекс мер по обеспечению антитеррористической защищенности для каждого объекта образования (п. 17), в частности: воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов.

Помимо обозначенных требований, в отношении объектов (территорий) второй категории опасности в соответствии с п. 26 Требований установлен перечень дополнительных мер обеспечения антитеррористической безопасности, которые также являются императивными для данных категорий объектов. В частности, к ним относится оборудование объектов (территорий) системой контроля и управления доступом (пп. «а» п. 26 Требований)

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» включено в Реестр объектов возможных террористических посягательств, расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, на который распространяются требования постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006.

В результате проведенного 14.01.2023 категорирования объекту присвоена II категория опасности, на основе Акта категорирования 09.02.2023 года разработан паспорт безопасности Учреждения.

На основании решения № 726 от 07.09.2023 года проведена проверка исполнения муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» законодательства о противодействии терроризму в части соблюдения требований об обеспечении антитеррористической защищенности указанного объекта.

По результатам проверки установлено, что Учреждением допускаются факты нарушения требований об обеспечении антитеррористической защищенности объекта. Для их устранения межрайонным прокурором 29.10.2021 в адрес главы города Ханты-Мансийска внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.

Между тем, до настоящего времени в отношении МБОУ «СОШ №3» СКУД на территории образовательного объекта не установлено.

По информации образовательного Учреждения - школой неоднократно направлялись письма в Департамент образования администрации города Ханты-Мансийска с целью выделения финансирования на указанные мероприятий, но, несмотря на это, до настоящего времени финансирование мероприятий по установке СКУД в школе не обеспечено.

Кроме этого, одной из причин, препятствующих установке на входе в здание образовательного учреждения при имеющихся обстоятельствах СКУД, является перспективная вероятность нарушений требований пожарной безопасности. Так, согласно позиции, изложенной в письме от 13.01.2023 №ИВ-228-16-68 ОНДиПР по Ханты-Мансийску и району УНДиПР ГУ МЧС по ХМА-Югре, выходы не являются эвакуационными, если в их проемах установлены турникеты, за исключением случаев установки турникетов в вестибюлях при наличии распашных калиток перед эвакуационными выходами наружу и имеющих ширину не менее ширины указанных выходов. Разблокирование указанных калиток должно выполняться автоматически по сигналам пожарной автоматики, дистанционно из помещения охраны и вручную. Кроме этого, при размещении СКУД в коридорах и на иных путях эвакуации, по которым могут эвакуироваться более 50 человек, следует учитывать пункт 4.3.3 СП 1.13130.2020, в соответствии с которым ширина таких горизонтальных участков путей эвакуации должна быть не менее 1,2 метра.

Учитывая изложенное, Учреждением до настоящего времени не исполнена норма пп. «а» п. 26 Требований, так как на объекте не оборудована система контроля и управления доступом.

В силу требований ст. 5.2 Федерального закона №35-Ф3 органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

Согласно п.п. 3 и 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона №273-Ф3 к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относятся в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающий к ним территорий.

Как указано в п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочием по финансового обеспечению выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями.

Представителем ответчика МБОУ «СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» заявлено о ненадлежащем ответчике по настоящему гражданскому делу.

Суд не может согласиться с позицией ответчика по следующим основаниям.

Согласно п. 1.8 Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов», утвержденного приказом Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска от 21.12.2018 №1187, учредителем Учреждения является муниципальное образование ХМАО-Югры городской округ город Ханты-Мансийск в лице Департамента образования администрации города Ханты-Мансийска и Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска.

На основании п. 3.2.4, 3.2.5 Устава Учреждения Департамент образования администрации города формирует и утверждает муниципальное задание на оказание услуг (выполнение работ), а также осуществляет финансовое обеспечение его выполнения.

В силу п. 1.1 Положения о Департаменте образования Администрации города Ханты-Мансийска, утвержденного решением Думы города Ханты- Мансийска от 21.07.2011 №69 (далее - Положение), Департамент образования Администрации города Ханты-Мансийска (далее по тексту - Департамент) является органом Администрации города Ханты-Мансийска, созданным в целях обеспечения исполнения полномочий Администрации города Ханты-Мансийска в сфере образования и отдельных государственных полномочий в области образования, переданных в установленном порядке, и осуществляющим управление в сфере образования на территории города Ханты-Мансийска в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно пункту 1.9 Положения Департамент является главным распорядителем бюджетных средств и получателем бюджетных средств в отношении подведомственных ему муниципальных образовательных организаций и муниципальных учреждений.

В соответствии с п. 2.1.5 Положения к полномочиям Департамента по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности объекта образования является обязанностью Учреждения. Администрация города и Департамент образования администрации города привлекаются в качестве третьих лиц в связи с тем, что возложение судом обязанности на Учреждение затрагивает права указанных лиц как распорядителей бюджетных средств по отношению к образовательному Учреждению.

В соответствии со статьей 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. После замены ненадлежащего ответчика надлежащим подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала.

В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.

При рассмотрении данного гражданского дела, представитель прокуратуры Карпенко Е.С. не согласна на замену ненадлежащего ответчика надлежащим и просила рассмотреть исковые требования к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению « Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов».

Непринятие мер по устранению выявленного нарушения антитеррористической защищенности на указанном объекте влечет возникновение потенциальной возможности совершения террористического акта в Учреждении, причинения вреда жизни и здоровью обучающихся, работников и лиц, находящихся в непосредственной близости от территорий объекта. Выявленные факты бездействия также могут привести к нарушению прав несовершеннолетних на получения образования. При этом, указанные нарушения затрагивают права неопределенного круга лиц.

Представителем ответчика исковые требования не признаются, в то же время, для устранения фактов нарушения требований об обеспечении антитеррористической защищенности объекта межрайонным прокурором 29.10.2021 года в адрес главы города Ханты-Мансийска внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. До настоящего времени мероприятий по установке СКУД в школе не произведено.

        С учетом изложенных обстоятельств дела, пояснений сторон, представленных доказательств, суд считает, что исковые требования обоснованные и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы ответчика о несогласии с исковыми требованиями являются несостоятельными по вышеуказанным мотивам.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление Ханты-Мансийского межрайонного прокурорав защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» () о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объекта, удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» по истечении одного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать объект образования (территорию), расположенный по адресу: город Ханты-Мансийск, ул.Калинина, 24 системой контроля и управления доступом в соответствии с п.п. «а» п.26 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 года № 1006, а также с учетом требований, установленных п.4.2.3, 4.3.3 СП 1.13130 « Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных приказом МЧС России от 19.03.2020 года № 194.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятии решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение составлено и подписано составом суда 22 ноября 2023 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда                                                         Г.А.Клименко

2-3861/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Ханты-Мансийский межрайонный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лицъ
Ответчики
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 3"
Другие
Администрация г. Ханты-Мансийска
Департамент образования администрации г. Ханты-Мансийска
Суд
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Клименко Г.А.
Дело на странице суда
hmray.hmao.sudrf.ru
22.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.09.2023Передача материалов судье
26.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.09.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.10.2023Предварительное судебное заседание
17.11.2023Судебное заседание
22.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее