РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 мая 2021 года г. Ясногорск Тульской области
Ясногорский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ярцевой Г.И.,
с участием
представителя административного истца по доверенности Тейтельмана А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-181/2021 по административному исковому заявлению Николаенко С.А. к администрации муниципального образования Ясногорский район о признании незаконными распоряжений о проведении внеплановой выездной документарной проверки,
установил:
Николаенко С.А. обратилась в суд с административным иском к администрации МО Ясногорский район о признании незаконным распоряжения о проведении внеплановой выездной документарной проверки.
В обоснование указала, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 1208 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
25.01.2021 главой администрации МО Ясногорский район вынесено распоряжение № 39-рах о проведении внеплановой выездной документарной проверки. Проверка проводится на основании решения Ясногорского районного суда Тульской области от 22.09.2020. Цель проведения проверки – установление фактов исполнения Николаенко С.А. обязанностей по использованию земель.
Полагала данное распоряжение незаконным, поскольку в пункте 63 Порядка осуществления муниципального земельного контроля, утвержденного Постановлением Правительства Тульской области № 704 от 29.12.2014, основаниями проведения внеплановой проверки в отношении граждан содержится два основания, ни одно из которых не соответствует указанному в распоряжении.
Указанное, по мнению административного истца, свидетельствует об отсутствии правовых оснований для принятия решения о проведении проверки.
Кроме того, указывает на то, что резолютивная часть решения Ясногорского районного суда Тульской области, на основании которого принято оспариваемое распоряжение, не содержит указаний на проведение контрольных мероприятий в отношении Николаенко С.А.
Указывала на то, что принятым распоряжением нарушаются ее права.
Просила признать незаконным распоряжение № 39-рах от 25.01.2021 о проведении внеплановой выездной документарной проверки.
Определением суда от 12.04.2021 в одно производство объединены три административных дела по административным искам Николаенко С.А. к администрации МО Ясногорский район о признании незаконными распоряжений о проведении внеплановой выездной документарной проверки – распоряжений № 40-рах от 25.01.2021 и распоряжение № 38-рах от 25.01.2021.
В возражениях на административные исковые заявления представитель административного ответчика администрации МО Ясногорский район по доверенности Нижегородцева А.В. указала, что поскольку прокуратура Ясногорского района, являясь органом государственной власти, в интересах неопределенного круга лиц обращалась в суд с иском, то проверка проведена на основании информации от органа государственной власти, что соответствует Порядку осуществления муниципального земельного контроля.
Отмечает, что распоряжение о проверке выносилось в отношении физического лица, поэтому ссылка на нормативно-правовые акты о проведении проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей несостоятельна.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Тейтельман А.Д. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Пояснил, что решение Ясногорского районного суда Тульской области от 22.09.2020 не выносилось в отношении Николаенко А.С., поэтому оно не может являться основанием к проведению внеплановой выездной документарной проверки. Проверки по обжалуемым распоряжениям проведены, составлены акты, которые являются незаконными.
Административный истец ФИО6 и представитель административного ответчика администрации МО Ясногорский район, своевременно и надлежащим образом извещенные о судебном заседании, не явились, об отложении рассмотрения дела не просили, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1, 2 ст. 72 ЗК РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.
Постановлением Правительства Тульской области № 704 от 29.12.2014 (в редакции от 19.06.2017) утвержден Порядок осуществления муниципального земельного контроля, в соответствии с п. 54 которого Муниципальный земельный контроль в отношении граждан осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок и мероприятий по контролю без взаимодействия.
Плановые и внеплановые проверки в отношении граждан проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки, срок проведения каждой из которых не может превышать двадцати рабочих дней (пункт 61 указанного Порядка).
Согласно п. 63 Порядка основанием для проведения внеплановой проверки в отношении граждан является:
а) поступление в орган муниципального земельного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения гражданами обязательных требований земельного законодательства, а также получение информации в ходе обследования территории о нарушениях гражданами требований земельного законодательства;
б) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований земельного законодательства.
В судебном заседании с достаточной полнотой установлено, что административный истец Николаенко А.С. является собственником земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами:
- №, площадью 1208 кв.м., по адресу: <адрес>, с 28.10.2020;
- №, площадью 3701 кв.м., по адресу: <адрес>, с 10.08.2020;- №, площадью 2714 кв.м., по адресу: <адрес>, с 10.08.2020.
Указанные обстоятельства не отрицались представителем административного истца в судебном заседании, а также подтверждены истребованными в ходе подготовки дела к судебному разбирательству выписками из ЕГРН.
25.01.2021 главой администрации МО Ясногорский район приняты три распоряжения № 38-рах, № 39-рах, № 40-рах «О проведении внеплановой выездной документарной проверки Николаенко С.А.», в которых принято решение о проведении проверок на вышеуказанных земельных участках.
Основанием к проведению проверок указано решение Ясногорского районного суда Тульской области от 22.09.2020.
В судебном заседании исследовались материалы административного дела №2а-411/2020 по административному исковому заявлению прокурора Ясногорского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Ясногорский район о понуждении к исполнению контрольных полномочий в части осуществления муниципального земельного контроля.
В ходе исследования искового заявления прокурора Ясногорского района, поданного в защиту неопределенного круга лиц, и решения установлено, что основанием для проведения прокурорской проверки послужили многочисленные обращения правозащитной группы жителей <адрес> и д.<адрес> (ФИО7 и другие) в прокуратуру района и различные инстанции.
В ходе проверки установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, № используются собственниками не в соответствии с установленным видом разрешенного использования.
Просил обязать администрацию муниципального образования Ясногорский район в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу провести контрольные мероприятия по осуществлению муниципального земельного контроля в отношении расположенных в <адрес> земельных участков и земельных участков, принадлежащих ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11
Решением от 22.09.2020 требования прокурора удовлетворены. Судебный акт вступил в законную силу 23.10.2020.
Согласно ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебных актов по административным делам, а также задержка их исполнения влечет за собой применение мер, предусмотренных настоящим Кодексом, или ответственность, установленную федеральными законами.
Вступившее в законную силу решение Ясногорского районного суда Тульской области от 22.09.2020 о возложении на администрацию МО Ясногорский район обязанности по проведению проверок в рамках муниципального земельного контроля, являясь судебным постановлением, подлежало обязательному исполнению.
Администрация МО Ясногорский район, принимая распоряжении о проведении проверок, в соответствии с требованиями КАС РФ исполняло решение суда.
Те обстоятельства, что основанием для проведения внеплановых документарных проверок в отношении граждан указаны два основания (поступление в орган муниципального земельного контроля обращений и заявлений граждан, информации от органов государственной власти и истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований земельного законодательства), правового значения в данном случае не имеют, поскольку орган муниципального земельного контроля назначил проверку в рамках исполнения судебного постановления.
Приходя к такому выводу, суд, анализируя нормы права, содержащиеся в Порядке осуществления муниципального земельного контроля, утвержденного Постановлением Правительства Тульской области, и в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации, в рамках которого рассмотрено административное дело и постановлено решение от 22.09.2020, приходит к выводу о применении норм КАС РФ как Федерального закона, имеющего большую юридическую силу нежели Постановление Правительства Тульской области. При этом суд учитывает, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с п. «в» ч.1 ст. 72 Конституции РФ.
Доводы административного истца о том, что постановленное решение от 22.09.2020 не выносилось в отношении Николаенко С.А. суд отвергает как несостоятельные, поскольку предметом рассмотрения являлись факты осуществления муниципального земельного контроля в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 71:23:040201:233, 71:23:040201:244, 71:23:040201:220. Те обстоятельства, что во время рассмотрения административного дела и в последствии собственники земельных участков изменились, не могут оказать влияния на принятый судебный акт, в котором предметом рассмотрения являлись факты осуществления муниципального земельного контроля на земельных участках. Иное свидетельствовало бы о злоупотреблении гражданами правом на распоряжение земельными ресурсами.
Обращает на себя внимание, что основанием к проведению прокурорской проверки, по результатам которой было подано административное исковое заявление в суд, явились многочисленные обращения граждан.
Указанное обстоятельство суд также учитывает при принятии решения с учетом всеобъемлющего принципа равенства всех граждан перед законом.
В целом распоряжения главы администрации МО Ясногорский район от 25.01.2021 № 38-рах, № 39-рах, № 40-рах «О проведении внеплановой выездной документарной проверки Николаенко С.А.» приняты в рамках предоставленных органу местного самоуправления полномочий, с соблюдением процедуры.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Николаенко С.А. к администрации муниципального образования Ясногорский район о признании незаконными распоряжений о проведении внеплановой выездной документарной проверки № 39-рах от 25.01.2021, № 40-рах от 25.01.2021, № 38-рах от 25.01.2021 отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ясногорский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья