Дело № 88а-1929 /2020г.
Р’РўРћР РћР™ РљРђРЎРЎРђР¦РОННЫЙ РЎРЈР” ОБЩЕЙ ЮРРРЎР”РРљР¦РР
РљРђРЎРЎРђР¦РРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
г. Москва 12 февраля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева РЎ.Р.,
судей Анатийчук О.М., Рахманкиной Е.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шульпина Бориса Дмитриевича на решение Торопецкого районного суда Тверской области от 28 мая 2019 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 21 августа 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Шульпина Бориса Дмитриевича к главе Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области Николаеву Анатолию Александровичу, администрации Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области о признании действий (бездействия) по учету мнения населения относительно создания товарной аквакультуры не соответствующими федеральному законодательству и Уставу сельского поселения (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-85/2019г.)
Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М., судебная коллегия,
установила:
Шульпин Б.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением к главе Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области Николаеву А.А. о признании действий (бездействие) ответчика по учету мнения населения относительно создания товарной аквакультуры, не соответствующими федеральному законодательству и Уставу сельского поселения, взыскании затрат, понесенных истцом при восстановлении своего нарушенного права.
В обоснование требований указал, что в Министерство сельского хозяйства Тверской области поступило предложение общества с ограниченной ответственностью «Чихачи» об определении границ рыбоводных участков на части акваторий озер Слободское и Добшинское Торопецкого района Тверской области. 25 октября 2018 года Министерство сельского хозяйства, а 5 декабря 2018 председатель Комитета по управлению имуществом Торопецкого района Тверской области обратились к главе Торопецкого района Тверской области с предложением высказать свою позицию по развитию товарной аквакультуры на озерах с учетом мнения населения. 10 декабря 2018 года глава Скворцовского сельского поселения Николаев А.А. направил в Комитет по управлению имуществом Торопецкого района ответ о том, что администрация Скворцовского сельского поселения и 65% населения д. Добшо, д. Скворцово, д. Бор, д. Воробьи, д. Пятницкое, д. Покровское поддерживают развитие товарной аквакультуры. Глава Торопецкого района Тверской области Бриж А.Г. 11 декабря 2018 года сообщил Министерству сельского хозяйства Тверской области о целесообразности создания рыбоводного комплекса. На заседании комиссии 27 декабря 2018 года принято решение об определении границ рыбоводных участков озер Добшинское и Слободское Торопецкого района. 17 января 2019 года Министром сельского хозяйства Тверской области издан приказ за № 4 «Об утверждении границ рыбоводных участков на водоемах Тверской области. Приказом Министра сельского хозяйства от 11 марта 2019 года № 33 в таблице «Рыбоводные участки на водоемах Тверской области» приложения к приказу Министерства сельского хозяйства Тверской области от 17 января 2019 года № 4 «Об утверждении границ рыбоводных участков на водоемах Тверской области» пункты 5 и 6 признаны утратившими силу. Жители Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области не согласны с развитием товарной аквакультуры. Поскольку опрос граждан не проводился, ответчиком нарушены требования, установленные главой 5 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и главой 3 Устава муниципального образования Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области по учету мнения населения относительно вопроса создания товарной аквакультуры на озерах сельского поселения, что повлекло нарушение прав, свобод и интересов истца и других жителей Скворцовского сельского поселения.
Определением суда от 14 мая 2019 года исковые требования Шульпина Б.Д. к главе Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области Николаеву А.А. в части взыскания денежной суммы в размере 2 рубля 97 копеек выделены из административного дела для рассмотрения в порядке гражданского производства.
К участию в деле привлечены в качестве административного соответчика администрация Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области, в качестве заинтересованных лиц - Министерство сельского хозяйства Тверской области, администрация Торопецкого района Тверской области и Комитет по управлению имуществом Торопецкого района Тверской области.
Решением Торопецкого районного суда Тверской области от 28 мая 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Шульпину Б.Д. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 21 августа 2019 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Шульпиным Б.Д. ставится вопрос об отмене решения районного суда и апелляционного определения, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что судами допущено неправильное применение норм материального и процессуального закона, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27 декабря 2019 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, будучи своевременно и надлежащим образом извещены, в суд не явились.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Министерство сельского хозяйства Тверской области поступило предложение общества с ограниченной ответственностью «Чихачи» об определении границ рыбоводных участков на части акваторий озер Слободское и Добшинское Торопецкого района Тверской области.
25 октября 2018 года Министерство сельского хозяйства направило главе Торопецкого района Тверской области письмо с предложением высказать свою позицию по развитию товарной аквакультуры на озерах Слободское и Добшинское с учетом мнения населения.
05 декабря 2018 года председатель Комитета по управлению имуществом Торопецкого района Тверской области Матвеева С.С. в письме предложила главе Скворцовского сельского поселения Николаеву А.А. высказать свою позицию по развитию товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) на озере Слободское и озере Добшинское, с учетом мнения населения.
10 декабря 2018 года глава Скворцовского сельского поселения Николаев А.А. в Комитет по управлению имуществом Торопецкого района направил письменный ответ о том, что администрация Скворцовского сельского поселения и 65% граждан из числа опрошенных, проживающих в д. Добшо, д. Скворцово, д. Бор, д. Воробьи, д. Пятницкое, д. Покровское, расположенных в непосредственной близости от озера Добшо и озера Слободское поддерживают развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в этих озерах.
Учитывая информацию, представленную главой администрации Скворцовского сельского поселения, глава Торопецкого района Бриж А.Г. 11 декабря 2018 года, сообщил Министерству сельского хозяйства Тверской области о том, что администрация Скворцовского сельского поселения Торопецкого района и администрация Торопецкого района считают целесообразным создание рыбоводного комплекса на водных объектах (озере Слободское и озере Добшинское).
На заседании комиссии от 27 декабря 2018 года рассмотрены предложения общества с ограниченной ответственностью «Чихачи» и принято решение об определении границы рыбоводного участка на части озера Добшинское Торопецкого района и определении границы рыбоводного участка на части озера Слободское Торопецкого района.
Министром сельского хозяйства Тверской области издан приказ № 04 от 17 января 2019 года об утверждении границ рыбоводных участков согласно приложению к приказу, в котором под пунктами 5 и 6 указаны рыбоводные участки на территории Торопецкого района - часть акватории озера Добшинское и часть акватории озера Слободское.
Жители Скворцовского сельского округа Торопецкого района Тверской области, не согласившись с указанным решением, сообщили, что опрос граждан по данному вопросу не проводился.
В связи с поступлением жалоб от жителей сельского поселения специалистами Министерства осуществлен выезд в Торопецкий район, в ходе которого проведена встреча с представителями администрации Торопецкого района и Скворцовского сельского поселения, а также жителями д. Покровское. Граждане, присутствовавшие на встрече, единогласно высказались против осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) на озере Слободское, так как разведение форели может привести к ухудшению экологической обстановки на водном объекте.
На заседании комиссии по определению границ рыбоводных участков на водоемах Тверской области от 27 февраля 2019 года повторно рассмотрены предложения общества с ограниченной ответственностью «Чихачи» об определении границ рыбоводных участков в Торопецком районе.
Согласно Протоколу № 14 заседания комиссии было принято решение об отмене решения членов Комиссии от 27 декабря 2018 года об определении границ рыбоводного участка на части озера Добшинское и части озера Слободское Торопецкого района Тверской области.
Приказом Министра сельского хозяйства №33 от 11 марта 2019 года в таблице «Рыбоводные участки на водоемах Тверской области» приложения к приказу Министерства сельского хозяйства Тверской области от 17 января 2019 года № 04 «Об утверждении границ рыбоводных участков на водоемах Тверской области» пункты 5 и 6 признаны утратившими силу.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришел к выводу, что на момент рассмотрения спора права, свободы и интересы административного истца не нарушены. Апелляционная инстанция согласилась с данным выводом.
Правовые основы регулирования деятельности в области аквакультуры (рыбоводства), в том числе в части защиты прав и интересов физических лиц и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность в данной области, закреплены в положениях Федерального закона от 02 июля 2013 года № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу п. 3 ч. 3 ст. 3 указанного закона правовое регулирование отношений в области аквакультуры (рыбоводства) осуществляется в том числе на принципе участия граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в решении вопросов, касающихся аквакультуры (рыбоводства), согласно которому указанные субъекты имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых способствует развитию аквакультуры (рыбоводства), а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.
В соответствии с положениями статьи 31 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.
Результаты опроса носят рекомендательный характер.
В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.
Опрос граждан проводится по инициативе:
1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения;
2) органов государственной власти субъектов Российской Федерации - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.
Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для удовлетворения требований административного иска по рассматриваемой категории дел является совокупность двух условий: установленное несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение таким решением прав, свобод и законных интересов административного истца.
Решение о признании действий (бездействия) незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Проанализировав приведенные выше положения закона, суд первой и апелляционной инстанций правильно указали, что в результате того, что приказом Министра сельского хозяйства № 33 от 11 марта 2019 года в таблице «Рыбоводные участки на водоемах Тверской области» приложения к приказу Министерства сельского хозяйства Тверской области от 17 января 2019 года № 04 «Об утверждении границ рыбоводных участков на водоемах Тверской области» пункты 5 и 6 признаны утратившими силу, и отменено решение членов Комиссии от 27 декабря 2018 года об определении границ рыбоводного участка на части озера Добшинское и части озера Слободское Торопецкого района Тверской области, в основу которых был положен оспариваемый учет мнения населения по вопросу развития товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) на озере Слободское и озере Добшинское, права истца были восстановлены.
При таких обстоятельствах, сам по себе факт проведения учета мнения населения ненадлежащим образом не может повлечь удовлетворение заявленных истцом требований.
Доводы кассационной жалобы истца сводятся к несогласию с выводами суда, но их не опровергают. По сути, доводы повторяют позицию истца при рассмотрении дела, им судами дана надлежащая правовая оценка.
Рных РґРѕРІРѕРґРѕРІ, которые могли Р±С‹ повлиять РЅР° законность оспариваемых судебных актов, РІ жалобе РЅРµ содержится.
Нормы материального и процессуального закона судами применены правильно. Нарушений, перечисленных в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену решений, по делу не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329,330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Торопецкого районного суда Тверской области от 28 мая 2019 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 21 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шульпина Бориса Дмитриевича без удовлетворения.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё