Дело №2-522/2023
УИД 21RS0017-01-2023-000759-97
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Шумерля |
4 октября 2023 года |
Шумерлинский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Юрковец М.А.,
при секретаре Шмаровой С.В.,
с участием помощника Шумерлинского межрайонного прокурора Гаврилова И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Шумерлинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Товариществу собственников жилья «Наш дом» о возложении обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать размещение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Шумерлинский межрайонный прокурор, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Товариществу собственников жилья «Наш дом» (далее по тексту – ТСЖ «Наш дом») с требованием о возложении обязанности в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать размещение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Требования прокурора мотивированы тем, что Шумерлинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения ТСЖ «Наш дом» законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и охраны окружающей среды при размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов от многоквартирного ......................... Проведенной проверкой установлено, что контейнерные площадки, оборудованные администрацией городского округа, в пользовании ТСЖ «Наш дом» не передавались, их использование осуществляется в отсутствие на то законных оснований. На основании изложенного просит возложить на ТСЖ «Наш дом» обязанность в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать размещение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов от многоквартирного ........................ в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства.
В судебном заседании помощник Шумерлинского межрайонного прокурора Гаврилов И.Н. исковые требования поддержал по доводам, указанным в исковом заявлении.
Ответчик ТСЖ «Наш дом» явку своего представителя на судебное заседание не обеспечил. От представителя ответчика – председателя ТСЖ «Наш дом» ФИО7 поступило заявление, в котором указано что поддерживают позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление.
В отзыве на исковое заявление представитель ответчика ФИО9 просил в удовлетворении исковых требований отказать в связи с тем, что на придомовой территории ТСЖ «Наш дом» обустроена контейнерная площадка, которая обслуживается и находится в собственности ТСЖ «Наш дом» на основании постановления администрации города Шумерля Чувашской Республики «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Шумерля Чувашской Республики» от "___" ___________ г. № ___________.
Третьи лица – администрация г. Шумерля Чувашской Республики, управление градостроительства и городского хозяйства администрации г. Шумерля Чувашской Республики, будучи своевременно и надлежащим образом извещенными судом о дате, месте и времени судебного рассмотрения дела, явку своего представителя на судебное заседание не обеспечили, причина неявки суду неизвестна. От представителя администрации г. Шумерля Чувашской Республики – ФИО8 поступила телефонограмма, в которой просят рассмотреть дело без их участия.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав помощника прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон «Об отходах производства и потребления») к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Из положений ст. 13.4 Закона «Об отходах производства и потребления» следует, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п. 4 ст. 13.4 Закона «Об отходах производства и потребления»).
В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039 (далее – Правила) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (п. 4 Правил).
Таким образом, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществление ведение их реестра возложено на органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
В соответствии с п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
В силу п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
В соответствии с п. 26 (1) минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, а также порядок их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3.04.2013 № 290, в данный перечень включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Согласно подп. д (2) п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 содержание общего имущества включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что ТСЖ «Наш дом» является управляющей организацией в многоквартирном доме по адресу: ........................, в связи с чем, данная организация обязана организовать и содержать место накопления твердых коммунальных отходов обслуживаемого многоквартирного дома.
Из письма администрации г. Шумерля Чувашской Республики от "___" ___________ г. № ___________ следует, что контейнерные площадки, оборудованные администрацией г. Шумерля для накопления твердых коммунальных отходов, в пользование управляющим организациям или ТС(Н)Ж не передавались, нормативных правовых актов в связи с этим не издавалось. В администрации г. Шумерля отсутствуют сведения об обращении ТСЖ и управляющих организаций с вопросом согласования размещения мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением администрации г. Шумерля Чувашской Республики от "___" ___________ г. № ___________ утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Шумерля Чувашской Республики. Согласно указанного реестра место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, расположенная по адресу ........................, закреплена за собственником контейнерной площадки – ТСЖ «Наш дом».
Постановлением администрации г. Шумерля Чувашской Республики от "___" ___________ г. № ___________ постановлено: отменить постановление администрации города Шумерля Чувашской Республики «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Шумерля Чувашской Республики» от "___" ___________ г. № ___________.
Из письма администрации г. Шумерля Чувашской Республики от "___" ___________ г. № ___________ следует, что постановление администрации города Шумерля Чувашской Республики «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Шумерля Чувашской Республики» от "___" ___________ г. № ___________ признано утратившим силу, в связи с несоответствием требованиям Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от "___" ___________ г. № ___________.
Постановлением администрации г. Шумерля Чувашской Республики от "___" ___________ г. № ___________ утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Шумерля Чувашской Республики. Согласно указанного реестра места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенные в городе Шумерля, находятся в собственности администрации г. Шумерля Чувашской Республики.
Доказательств исполнения обязанностей по организации места накопления твердых бытовых отходов и их содержанию при управлении вышеуказанным многоквартирным домом ответчиком по правилам ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) не предоставлено.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истца являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 207 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм (если указанные действия могут быть совершены только ответчиком), суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Если у ответчика имеются обстоятельства, препятствующие исполнению решения в установленный срок, он не лишен возможности обратиться в суд в порядке ст. 203 ГПК РФ с заявлением об отсрочке его исполнения.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку ТСЖ «Наш дом» не освобождено от уплаты госпошлины, с данного ТСЖ подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шумерлинского межрайонного прокурора к Товариществу собственников жилья «Наш дом» удовлетворить.
Возложить на Товарищество собственников жилья «Наш дом» (ОГРН 1132138000598, ИНН 2125002335) обязанность в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать размещение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов от многоквартирного ........................ в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства.
Взыскать с Товарищества собственников жилья «Наш дом» (ОГРН 1132138000598, ИНН 2125002335) государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения, путем подачи апелляционной жалобы через Шумерлинский районный суд Чувашской Республики.
Судья: