Дело № 2а-2169/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 мая 2018 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г.Калининграда в составе судьи Таранова А.В., при секретаре Осадчук Е.О., с участием:
представителя административного истца Ковальчук О.Н. – Роменко А.В.,
представителя административного ответчика Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» Шефера В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ковальчук О.Н. к Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» об оспаривании отказа в формировании и предоставлении земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Ковальчук О.Н. обратилась в суд с административным иском к Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» (далее - Комитет) об оспаривании отказа в формировании и предоставлении земельного участка, указывая следующее.
Ковальчук О.Н. является собственником жилого <адрес> в <адрес>. Указанный дом был приобретен ею в порядке наследования. На прилегающей к жилому дому территории имелись хозяйственные постройки. После приобретения истицей в собственность жилого дома было произведено формирование земельного участка для обслуживания жилого дома, однако он был сформирован таким образом, что в него не вошла часть имевшихся хозяйственных построек. Земельный участок для обслуживания жилого дома был приобретен Ковальчук О.Н. в собственность в ДД.ММ.ГГГГ
Также в ДД.ММ.ГГГГ Ковальчук О.Н. было зарегистрировано право собственности на одно из ранее имевшихся на земельном участке строений – хозяйственную постройку, и ей был присвоен кадастровый номер №.
Таким образом, Ковальчук О.Н. является собственником нежилого здания (хозяйственной постройки) с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> на принадлежащем муниципалитету несформированном земельном участке, свободном от прав третьих лиц.
ДД.ММ.ГГГГ Ковальчук О.Н. обратилась в Комитет с заявлением, в котором просила сформировать земельный участок под указанное нежилое строение для последующего выкупа.
Письмом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ Ковальчук О.А. было отказано в формировании земельного участка, со ссылкой на то, что принадлежащее ей здание является самовольной постройкой.
Ковальчук О.Н. полагает, что у Комитета отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в формировании земельного участка для последующего предоставления его в собственность, поскольку Ковальчук О.Н. было в установленном порядке зарегистрировано право собственности на данное строение, что исключает его отнесение к самовольной постройке. Административный истец, как собственник строения вправе требовать формирования земельного участка и предоставления его в собственность.
Основываясь на изложенном Ковальчук О.Н. просит признать незаконным отказ в формировании и предоставлении ей земельного участка в собственность, и обязать Комитет сформировать и предоставить Ковальчук О.Н. в собственность земельный участок проектной площадью <данные изъяты> по <адрес>, предусмотренный проектом межевания территории в границах красных линий <адрес>, утвержденным постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от ДД.ММ.ГГГГ № под принадлежащее Ковальчук О.Н. нежилое здание площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №.
Ковальчук О.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца Роменко А.В. в судебном заседании требования поддержал, изложив доводы, аналогичные описанным в иске, и указал, что документами технической инвентаризации бесспорно подтверждено, что на протяжении длительного времени жилой дом, принадлежащий в настоящее время Ковальчук О.Н., и хозяйственная постройка, которой в настоящее время присвоен кадастровый номер № были расположены на едином земельному участке, который фактически являлся придомовым земельным участком жилого <адрес> в <адрес>. Это участок и все строения длительное время использовались правопредшественником истицы как единый объект, однако при признании за Ковальчук О.Н. право собственности в судебном порядке на жилой дом, указанный обстоятельства, ввиду краткости судебного решения, не нашли в нем своего отражения.
Представитель административного ответчика Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» Шефер В.А. в судебном заседании оставил вопрос об удовлетворении иска на усмотрение суда, указав на то, что документами технической инвентаризации действительно подтверждено, что хозяйственная постройка не является самовольной, а и утверждение проекта межевания территории не является основанием для отказа в формировании и предоставлении земельного участка.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Ковальчук О.Н. является собственником нежилого здания (хозяйственной постройки) с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Ковальчук О.Н. обратилась в Комитет с заявлением, в котором просила сформировать земельный участок под указанное нежилое строение для последующего выкупа.
Письмом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ Ковальчук О.А. было отказано в формировании земельного участка, со ссылкой на то, что принадлежащее ей здание является самовольной постройкой, а также на то, что постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден проект межевания территории в границах красных линий, и данным проектом предусмотрено образование земельного участка площадью 615 кв.м. для индивидуального жилищного строительства в месте, где расположена хозяйственная постройка Ковальчук О.Н.
В силу положений пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.
Пунктом 2 статьи 11.3 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ, исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:
1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;
2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;
3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;
4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;
5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 (ред. от 10.02.2016) утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов. Согласно пункту 6 указанного перечня, собственник здания, сооружения либо помещения в здании, сооружении, для приобретения земельного участка, на котором расположено здание, сооружение предоставляет (с учетом того, что испрашиваемый участок не образован):
- документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРП;
- документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП (при наличии соответствующих прав на земельный участок);
- сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.
Из изложенных положений нормативно-правовых актов следует, что обращаясь с заявлением о формировании и предоставлении земельного участка под существующее строение, его собственник должен представить как документы, подтверждающее его право на строение, так и проект межевания территории (схему земельного участка на кадастровом плане), отражающие размер, конфигурацию и местонахождение испрашиваемого участка. Обоснованность своих требований в части площади, конфигурации и расположения участка заявитель должен подтвердить документально. Таким подтверждением может являться, как перечень всех строений на участке (в случае наличия нескольких строений, относящихся к главному), так и иные доказательства владения участком в испрашиваемом виде.
В качестве наличия оснований для формирования и последующего приобретения земельного участка Ковальчук О.Н предоставила выписку из ЕГРП о праве собственности на нежилое строение и схему земельного участка.
В силу части 16 статьи 11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Из оспариваемого решения Комитета следует, что основанием отказа в утверждении схемы явился вывод должностного лица о том, что принадлежащее Ковальчук О.Н. здание является самовольной постройкой, а также на утверждение проекта межевания территории, которым предусмотрено образование в этом месте земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Давая оценку представленным доказательствам, суд не соглашается с выводом должностного лица о том, что хозяйственная постройка, под которую испрашивается участок является самовольной постройкой.
Техническим паспортом на жилой <адрес> в <адрес> подтверждено, что хозяйственная постройка, которой в настоящее время присвоен кадастровый номер №, располагалась в указанном месте по состоянию на 1969 год, и входила в состав хозяйственных построек принадлежащих к указанному дому. Как следует из данного технического паспорта, постройка частично использовалась как гараж, а частично как сарай, имела частично бетонный, а частично кирпичный фундамент, стены частично шлакобетонные, а частично кирпичные, шиферную кровлю, бетонные полы. Таким образом, еще по состоянию на 1969 год указанная постройка отвечала критериям капитальности. Указанная постройка сохранена до настоящего времени и именно на нее зарегистрировано право собственности административного истца.
При таких обстоятельствах, вывод Комитета о том, что строение с кадастровым номером № является самовольной постройкой, является неправильным.
В силу части 16 статьи 11.10 ЗК РФ, утверждение проекта межевания само по себе не может являться основанием для отказа в формировании и предоставлении земельного участка, в связи с чем, оспариваемый отказ надлежит признать незаконным.
Вместе с тем, суд не усматривает оснований для возложения на административного ответчика обязанности сформировать и предоставить Ковальчук О.Н. в собственность земельный участок проектной площадью <данные изъяты> по <адрес>, поскольку с учетом того обстоятельства, что в утверждении схемы было отказано по двум основаниям (самовольная постройка и утверждение проекта межевания), и при этом уполномоченным на то органом не была дана оценка соответствия схемы требованиям ЗК РФ и наличию (отсутствию) оснований, перечисленных в части 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
В связи с этим суд считает необходимым произвести восстановление нарушенного права административного истца путем обязания Комитета разрешить по существу заявление Ковальчук О.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о формировании и предоставлении ей в собственность земельного участка под нежилое здание с кадастровым номером №, учтя при этом установленные в настоящем судебном решении обстоятельства.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Ковальчук О.Н. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» от ДД.ММ.ГГГГ № № в формировании и последующем выкупе земельного участка под нежилое здание с кадастровым номером № расположенное по адресу: <адрес>, и обязать Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» разрешить по существу заявление Ковальчук Ольги Николаевны от ДД.ММ.ГГГГ о формировании и предоставлении ей в собственность земельного участка под нежилое здание с кадастровым номером № расположенное по адресу: <адрес>.
В остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд, через Ленинградский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28 мая 2018 года
Судья А.В. Таранов