Решение по делу № 2а-2169/2018 от 02.03.2018

Дело № 2а-2169/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 мая 2018 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г.Калининграда в составе судьи Таранова А.В., при секретаре Осадчук Е.О., с участием:

представителя административного истца Ковальчук О.Н. – Роменко А.В.,

представителя административного ответчика Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» Шефера В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ковальчук О.Н. к Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» об оспаривании отказа в формировании и предоставлении земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Ковальчук О.Н. обратилась в суд с административным иском к Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» (далее - Комитет) об оспаривании отказа в формировании и предоставлении земельного участка, указывая следующее.

Ковальчук О.Н. является собственником жилого <адрес> в <адрес>. Указанный дом был приобретен ею в порядке наследования. На прилегающей к жилому дому территории имелись хозяйственные постройки. После приобретения истицей в собственность жилого дома было произведено формирование земельного участка для обслуживания жилого дома, однако он был сформирован таким образом, что в него не вошла часть имевшихся хозяйственных построек. Земельный участок для обслуживания жилого дома был приобретен Ковальчук О.Н. в собственность в ДД.ММ.ГГГГ

Также в ДД.ММ.ГГГГ Ковальчук О.Н. было зарегистрировано право собственности на одно из ранее имевшихся на земельном участке строений – хозяйственную постройку, и ей был присвоен кадастровый номер .

Таким образом, Ковальчук О.Н. является собственником нежилого здания (хозяйственной постройки) с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес> на принадлежащем муниципалитету несформированном земельном участке, свободном от прав третьих лиц.

ДД.ММ.ГГГГ Ковальчук О.Н. обратилась в Комитет с заявлением, в котором просила сформировать земельный участок под указанное нежилое строение для последующего выкупа.

Письмом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ Ковальчук О.А. было отказано в формировании земельного участка, со ссылкой на то, что принадлежащее ей здание является самовольной постройкой.

Ковальчук О.Н. полагает, что у Комитета отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в формировании земельного участка для последующего предоставления его в собственность, поскольку Ковальчук О.Н. было в установленном порядке зарегистрировано право собственности на данное строение, что исключает его отнесение к самовольной постройке. Административный истец, как собственник строения вправе требовать формирования земельного участка и предоставления его в собственность.

Основываясь на изложенном Ковальчук О.Н. просит признать незаконным отказ в формировании и предоставлении ей земельного участка в собственность, и обязать Комитет сформировать и предоставить Ковальчук О.Н. в собственность земельный участок проектной площадью <данные изъяты> по <адрес>, предусмотренный проектом межевания территории в границах красных линий <адрес>, утвержденным постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от ДД.ММ.ГГГГ под принадлежащее Ковальчук О.Н. нежилое здание площадью <данные изъяты> с кадастровым номером .

Ковальчук О.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.

Представитель административного истца Роменко А.В. в судебном заседании требования поддержал, изложив доводы, аналогичные описанным в иске, и указал, что документами технической инвентаризации бесспорно подтверждено, что на протяжении длительного времени жилой дом, принадлежащий в настоящее время Ковальчук О.Н., и хозяйственная постройка, которой в настоящее время присвоен кадастровый номер были расположены на едином земельному участке, который фактически являлся придомовым земельным участком жилого <адрес> в <адрес>. Это участок и все строения длительное время использовались правопредшественником истицы как единый объект, однако при признании за Ковальчук О.Н. право собственности в судебном порядке на жилой дом, указанный обстоятельства, ввиду краткости судебного решения, не нашли в нем своего отражения.

Представитель административного ответчика Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» Шефер В.А. в судебном заседании оставил вопрос об удовлетворении иска на усмотрение суда, указав на то, что документами технической инвентаризации действительно подтверждено, что хозяйственная постройка не является самовольной, а и утверждение проекта межевания территории не является основанием для отказа в формировании и предоставлении земельного участка.

Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Ковальчук О.Н. является собственником нежилого здания (хозяйственной постройки) с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Ковальчук О.Н. обратилась в Комитет с заявлением, в котором просила сформировать земельный участок под указанное нежилое строение для последующего выкупа.

Письмом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ Ковальчук О.А. было отказано в формировании земельного участка, со ссылкой на то, что принадлежащее ей здание является самовольной постройкой, а также на то, что постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект межевания территории в границах красных линий, и данным проектом предусмотрено образование земельного участка площадью 615 кв.м. для индивидуального жилищного строительства в месте, где расположена хозяйственная постройка Ковальчук О.Н.

В силу положений пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.

Пунктом 2 статьи 11.3 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ, исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:

1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;

2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;

3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;

4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;

5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 (ред. от 10.02.2016) утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов. Согласно пункту 6 указанного перечня, собственник здания, сооружения либо помещения в здании, сооружении, для приобретения земельного участка, на котором расположено здание, сооружение предоставляет (с учетом того, что испрашиваемый участок не образован):

- документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРП;

- документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП (при наличии соответствующих прав на земельный участок);

- сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.

Из изложенных положений нормативно-правовых актов следует, что обращаясь с заявлением о формировании и предоставлении земельного участка под существующее строение, его собственник должен представить как документы, подтверждающее его право на строение, так и проект межевания территории (схему земельного участка на кадастровом плане), отражающие размер, конфигурацию и местонахождение испрашиваемого участка. Обоснованность своих требований в части площади, конфигурации и расположения участка заявитель должен подтвердить документально. Таким подтверждением может являться, как перечень всех строений на участке (в случае наличия нескольких строений, относящихся к главному), так и иные доказательства владения участком в испрашиваемом виде.

В качестве наличия оснований для формирования и последующего приобретения земельного участка Ковальчук О.Н предоставила выписку из ЕГРП о праве собственности на нежилое строение и схему земельного участка.

В силу части 16 статьи 11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Из оспариваемого решения Комитета следует, что основанием отказа в утверждении схемы явился вывод должностного лица о том, что принадлежащее Ковальчук О.Н. здание является самовольной постройкой, а также на утверждение проекта межевания территории, которым предусмотрено образование в этом месте земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Давая оценку представленным доказательствам, суд не соглашается с выводом должностного лица о том, что хозяйственная постройка, под которую испрашивается участок является самовольной постройкой.

Техническим паспортом на жилой <адрес> в <адрес> подтверждено, что хозяйственная постройка, которой в настоящее время присвоен кадастровый номер , располагалась в указанном месте по состоянию на 1969 год, и входила в состав хозяйственных построек принадлежащих к указанному дому. Как следует из данного технического паспорта, постройка частично использовалась как гараж, а частично как сарай, имела частично бетонный, а частично кирпичный фундамент, стены частично шлакобетонные, а частично кирпичные, шиферную кровлю, бетонные полы. Таким образом, еще по состоянию на 1969 год указанная постройка отвечала критериям капитальности. Указанная постройка сохранена до настоящего времени и именно на нее зарегистрировано право собственности административного истца.

При таких обстоятельствах, вывод Комитета о том, что строение с кадастровым номером является самовольной постройкой, является неправильным.     

В силу части 16 статьи 11.10 ЗК РФ, утверждение проекта межевания само по себе не может являться основанием для отказа в формировании и предоставлении земельного участка, в связи с чем, оспариваемый отказ надлежит признать незаконным.

Вместе с тем, суд не усматривает оснований для возложения на административного ответчика обязанности сформировать и предоставить Ковальчук О.Н. в собственность земельный участок проектной площадью <данные изъяты> по <адрес>, поскольку с учетом того обстоятельства, что в утверждении схемы было отказано по двум основаниям (самовольная постройка и утверждение проекта межевания), и при этом уполномоченным на то органом не была дана оценка соответствия схемы требованиям ЗК РФ и наличию (отсутствию) оснований, перечисленных в части 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

В связи с этим суд считает необходимым произвести восстановление нарушенного права административного истца путем обязания Комитета разрешить по существу заявление Ковальчук О.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о формировании и предоставлении ей в собственность земельного участка под нежилое здание с кадастровым номером , учтя при этом установленные в настоящем судебном решении обстоятельства.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Ковальчук О.Н. удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» от ДД.ММ.ГГГГ в формировании и последующем выкупе земельного участка под нежилое здание с кадастровым номером расположенное по адресу: <адрес>, и обязать Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» разрешить по существу заявление Ковальчук Ольги Николаевны от ДД.ММ.ГГГГ о формировании и предоставлении ей в собственность земельного участка под нежилое здание с кадастровым номером расположенное по адресу: <адрес>.

В остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд, через Ленинградский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 28 мая 2018 года

Судья                                    А.В. Таранов

2а-2169/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ковальчук Ольга Николаевна
Ковальчук О. Н.
Ответчики
Комитет муниципального имущества и землеьных ресурсов Администрации ГО Город Калининград
Другие
Рубашкин Владимир Владимирович
Суд
Ленинградский районный суд г. Калининград
Судья
Таранов А.В.
Дело на странице суда
leningradsky.kln.sudrf.ru
02.03.2018Регистрация административного искового заявления
02.03.2018Передача материалов судье
05.03.2018Решение вопроса о принятии к производству
23.03.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2018Судебное заседание
23.04.2018Судебное заседание
17.05.2018Судебное заседание
21.05.2018Судебное заседание
28.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.08.2018Дело оформлено
16.08.2018Дело передано в архив
16.04.2020Регистрация административного искового заявления
16.04.2020Передача материалов судье
16.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.04.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2020Судебное заседание
16.04.2020Судебное заседание
16.04.2020Судебное заседание
16.04.2020Судебное заседание
16.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2020Дело оформлено
16.04.2020Дело передано в архив
17.04.2020Регистрация административного искового заявления
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.04.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2020Дело оформлено
17.04.2020Дело передано в архив
21.05.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее