Решение по делу № 33-4415/2018 от 25.05.2018

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33-4415

Строка № 089г

    А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Воронеж                                             19 июня 2018 г.

    Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда

    в составе:

    председательствующего Кузнецовой Л.В.,

    судей Авдеевой С.Н., Глазовой Н.В.,

    при секретаре Бронякиной А.А.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузнецовой Л.В.

дело по исковому заявлению Симаковой Натальи Александровны к Департаменту труда и социальной защиты и КУВО «Управление социальной защиты населения Лискинского района» о признании отказа в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным и присвоении звания "Ветеран труда"

по апелляционным жалобам представителя КУВО «УСЗН Лискинского района» по доверенности Савельева Н.А. и представителя департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности Томилиной Г.Д.

на решение Лискинского районного суда Воронежской области от 03 апреля 2018 г.

(судья райсуда Капустин Е.Л.),

У С Т А Н О В И Л А:

Симакова Н.А. обратилась в суд с вышеназванным иском к ответчикам, указав, что с 1997 года работала воспитателем музыки в детском саду, педагогом дополнительного образования в Доме пионеров и школьников, а сейчас работает учителем музыки в школе. Общий трудовой педагогический стаж составляет более сорока лет. 5 июня 2017 г. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 276/к-н за значительные заслуги в сфере образования и многолетний добросовестный труд была награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации. 16 октября 2017 г. она обратилась в КУ ВО «Управление социальной защиты населения Лискинского района» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», однако в присвоении звания ей было отказано. В связи с чем, Симакова Н.А. просит признать незаконным решение КУ ВО «Управление социальной защиты населения Лискинского района» от 18.10.2017 г. № 4798 и обязать ответчика присвоить ей звание «Ветеран труда» (л.д. 6-11).

Решением Лискинского районного суда Воронежской области от 03 апреля 2018 г. исковые требования Симаковой Н.А. удовлетворены (л.д. 44, 45-47).

В апелляционных жалобах представителя КУВО «УСЗН Лискинского района» по доверенности Савельева Н.А. и представителя департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности Томилиной Г.Д. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением и неправильным применением норм материального права, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований (л.д. 51-54, 58-59).

В суде апелляционной инстанции представитель КУВО «УСЗН Лискинского района» по доверенности Савельев Н.А. поддержал апелляционные жалобы, просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Симакова Н.А. считает решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили. В связи с чем, судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционных жалоб, изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб и возражений на них, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав Симакову Н.А., представителя КУВО «УСЗН Лискинского района» по доверенности Савельева Н.А., судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67

ГПК РФ), а также тогда когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Частью 1 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие основания для отмены решения суда по данному делу имеются.

Как следует из материалов дела, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 июня 2017 г. № 276/к-н за значительные заслуги в сфере образования и многолетний добросовестный труд Симакова Н.А. награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ (л.д. 12).

16 октября 2017 г. истец обратилась в КУ ВО «Управление социальной защиты населения Лискинского района» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда».

18 октября 2017 г. КУ ВО «УСЗН Лискинского района» Симаковой Н.А. дан ответ о том, что рассмотреть вопрос о присвоении ей звания «Ветеран труда» не предоставляется возможным, в связи с тем, что Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, награждение которой произведено 5 июня 2017 г. не относится к ведомственным знакам отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» (л.д. 13-14).

Удовлетворяя заявленные исковые требования о признании решения КУ ВО «УСЗН Лискинского района» об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным и возлагая на КУ ВО «УСЗН Лискинского района» обязанность присвоить Симаковой Н.А. звание «Ветеран труда», суд первой инстанции исходил из того, что истец была награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации; врученная ей награда является ведомственным знаком отличия, полностью соответствует требованиям действующего законодательства о ведомственных знаках отличия в труде, что дает право истцу на присвоение звания «Ветеран труда». Также суд указал, что в связи с тем, что Закон Воронежской области от 7 июля 2016 г. № 69-03 (в редакции от 2 июня 2017 г.) «О присвоении звания «Ветеран труда» к ведомственным знакам отличия в соответствующей сфере деятельности, учитываемым при присвоении звания «Ветеран труда», по - прежнему относит почетные грамоты, награждение которыми производилось федеральными органами исполнительной власти, суд считает, что отказ в присвоении истцу звания «Ветеран труда» не основан на законе.

Судебная коллегия находит выводы суда ошибочным, а решение суда принятым с существенным нарушением норм материального права.

В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица:

1)    имеющие удостоверение «Ветеран труда»;

2)    награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемыйдля назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает два необходимых условия для присвоения звания «Ветеран труда» - наличие у лица определенного трудового стажа и наличие определенной награды за заслуги в труде (службе), в частности, ведомственных знаков отличия.

Согласно пункту 1.1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» было принято постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 г. № 578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия», которое вступило в силу с 1 июля 2016 г.

Данным постановлением утверждено Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия.

В силу пункта 1 данного Положения, оно устанавливает порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также порядок награждения знаками отличия.

Пунктом 3 названного Положения предусмотрено, что Федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда».

Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 г. № 578 содержит предписание федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в 3-месячный срок разработать и издать нормативные правовые акты, учреждающие ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания «Ветеран труда».

Во исполнение указанного предписания приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 1223 «О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации» утверждено Положение о знаке отличия Министерства образования и науки Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1.1 которого Знак отличия Министерства образования и науки Российской Федерации является ведомственной наградой Министерства образования и науки Российской Федерации, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда».

Поскольку в соответствии с п. 3 Положения об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия, федеральный орган исполнительной власти вправе учредить только один знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда», то на данный момент знак отличия Министерства образования и науки Российской Федерации является единственной ведомственной наградой Министерства образования и науки Российской Федерации, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда».

При вынесении решения суд первой инстанции не учел, что в соответствии с приказом Министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 26 сентября 2016 г. № 1223 Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, которой 5 июня 2017 г. была награждена Симакова И.А., является ведомственной наградой Министерства образования и науки Российской Федерации, однако не дает право на присвоение звания «Ветеран труда».

На момент награждения Симаковой Н.А. право на присвоение звания «Ветеран труда» давала награда «Золотой знак отличия Министерства образования и науки Российской Федерации», на данный момент (с 09.12.2016 г.) такой наградой является «Знак отличия Министерства образования и науки Российской Федерации».

Пункт 1 части 4 статьи 2 Закона Воронежской области от 07.07.2006 г. № 69-03 «О присвоении звания «Ветеран труда», действительно относит к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания «Ветеран труда», в том числе и почетные грамоты, награждение которыми производилось федеральными органами исполнительной власти.

Из смысла данной нормы следует, что почетные грамоты являются одним из видов наград, которые могут быть установлены федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в качестве своей ведомственной награды, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда».

Являются обоснованными доводы апелляционных жалоб о том, что судом неверно истолкованы положения пункта 1 части 4 статьи 2 Закона Воронежской области от 07.07.2006 г. № 69-03 «О присвоении звания «Ветеран труда», посчитав, что наградами, дающими право па присвоение звания «Ветеран труда», являются любые грамоты федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, поскольку данное толкование противоречит пункту 1.1статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», постановлению Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 г. № 578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 1223 «О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации».

Из материалов дела видно, что на указанные доводы ответчики ссылались также в суде первой инстанции, однако суд безосновательно отверг данные доводы, указав, что они содержат ошибочное субъективное толкование норм материального права, что привело к вынесению незаконного и необоснованного судебного решения.

Более того, обязывая КУ ВО «УСЗН Лискинского района» присвоить Симаковой Н.А. звание «Ветеран труда», суд не принял во внимание положения ч. 1 ст. 3 Закона Воронежской области от 07 июля 2006 г. № 69-03 «О присвоении звания «Ветеран труда», согласно которым звание «Ветеран труда» присваивается указом губернатора Воронежской области.

При таких обстоятельствах выводы суда о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Симаковой Н.А. требований о признании отказа в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным и присвоении звания "Ветеран труда" судебная коллегия признает неправильными, основанными на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих возникшие отношения.

С учетом изложенного обжалуемое судебное постановление нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального права, решение подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе Симаковой Н.А. в удовлетворении заявленных требований.

        Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

        О П Р Е Д Е Л И Л А:

       решение Лискинского районного суда Воронежской области от 03 апреля 2018 г. отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Симаковой Натальи Александровны к КУ ВО «Управление социальной защиты населения Лискинского района» о признании отказа в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным и присвоении звания "Ветеран труда" - отказать.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33-4415/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Симакова Н.А.
Ответчики
УСЗН
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Кузнецова Людмила Васильевна
Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
29.05.2018Передача дела судье
19.06.2018Судебное заседание
29.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2018Передано в экспедицию
19.06.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее