Дело №2-405/2020
УИД 03RS0001-01-2020-000045-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июля 2020 года город Уфа
Демский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Киекбаевой А.Г.,
при секретаре Баязитовой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Б.К.В., К.Р.Р., К.А.М., В.С.Б,, И.Н.Б., И.О.В. к Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан, Администрации Демского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан об обязании построить соответствующую СНиП автомобильную дорогу местного значения,
УСТАНОВИЛ:
Б.К.В., К.Р.Р., К.А.М., В.С.Б,, И.Н.Б., И.О.В. обратились в суд с иском к Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан, Администрации Демского района ГО г.Уфа Республики Башкортостан об обязании построить соответствующую СНиП автомобильную дорогу местного значения, указав, что истцы являются собственниками жилых домов с кадастровыми номерами №, №, №, №, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами №, № №, №, расположенных в Демском районе города Уфы по улице Соловьиная. Какое-либо дорожное покрытие, обеспечивающее свободный доступ к домам истцов, отсутствует. Благодаря собственным усилиям жильцов дорога представляет собой грунтовую поверхность, частично засыпанной гравием. Зимой расчищается также исключительно жильцами, а в мокрую погоду превращается в болото. Таким образом, подъезд к домам крайне затруднителен, а при определенных погодных условиях становится невозможен. Осуществление строительства ремонта и содержание подъездов к земельным участкам, находящимся в границах района, в виде автомобильных дорог общего пользования относится к полномочиям Администрации ГО г.Уфа РБ и Администрации Демского района г. Уфы РБ. Согласно п. 1.1 и п. 4.4 «СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 №233), дорога обеспечивающая проезд к домам жильцов относится к пятой категории дороги с однополосной проезжей частью шириной 4,5 м и обочинами по 1,75 м. 18.06.2018 один из жильцов (ФИО20 P.P.) обратился в Администрацию ГО город Уфа РБ с просьбой построить автомобильную дорогу местного значения, обеспечивающую подъезд к указанным земельным участкам от земель общего пользования. На указанное обращение поступил ответ от Администрации Демского района ГО г. Уфа РБ (исх. №71-03-01237 от 04.07.2018), что согласно проекту планировки, утвержденному Постановлением главы Администрации ГО г.Уфа РБ от 27.10.2018 №6058, к ранее выделенным участкам предусмотрен подъезд со стороны бульвара Героев Труда, а обеспечить подъезд к вновь выделенным участкам не представляется возможным. В тоже время, вновь выделенные участки образованы на законных основаниях в соответствии с Земельным кодексом РФ, а также Законом Республики Башкортостан от 05.01.2004 №59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» (принят Государственным Собранием - Курултаем - РБ 23.12.2003) и Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 22.08.2008 №7/4 (ред. от 27.06.2018) «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан». Обращения в прокуратуру г.Уфы к каким-либо результатам не привели, в ответе на представление прокурора, Администрация сообщила тоже, что и в ответах ФИО20 P.P., добавив только то, что испрашиваемый участок зарезервирован для общеобразовательной школы. Однако данные сведения противоречат Решению Совета ГО г.Уфа РБ от 27.06.2018 №28/22, согласно которому Решение Совета ГО г.Уфа РБ от 28.01.2015 №41/6 «О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» признано утратившим силу. Таким образом, на территории города отсутствуют участки, зарезервированные для муниципальных нужд. Кроме того, планируемый в Постановлении главы Администрации ГО г.Уфа РБ от 23.12.2014 №5642 земельный участок П-001 в настоящий момент не образован, на кадастровом учете не состоит, следовательно, внесение изменений в проект планировки и межевания территории не будет затрагивать/нарушать чьи-либо права. 28.08.2019 истцами в адрес главы Администрации ГО г.Уфа РБ было направлено коллективное обращение о внесении изменений в проект планировки и межевания территории. Однако, вопреки п. 2 ст. 40 Конституции РФ, согласно которому органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, Главархитектура на коллективное обращение ответила отказом. Полевая дорога, ведущая к указанным выше земельным участкам, в неблагоприятные погодные условия делает затруднительным проезд автотранспорта, в том числе специальной техники. Данное положение лишает собственников домов и земельных участков возможности осуществлять свои социальные права, получать своевременную медицинскую помощь, бездействие органов местного самоуправления муниципального района ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, поскольку не позволяет обеспечить проезд машин «Скорой помощи», пожарной техники, автолавок. Обращают внимание, что среди истцов имеются также пенсионеры и инвалиды, которые относятся к незащищенной группе населения, и доступ к своим домам для них становится гораздо затруднительнее. В случае возникновения чрезвычайных и экстренных случаев имеющаяся «дорога» не сможет обеспечить подъезд специальной техники к их домам. Таким образом, бездействие со стороны органов местного самоуправления нарушает право истцов на свободный и беспрепятственный доступ к своему жилищу, право на своевременную медицинскую помощь предусмотренную Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», право на своевременную помощь службами МЧС РФ, предусмотренную Федеральным законом от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Истцы просят обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу построить соответствующую СНиП автомобильную дорогу местного значения, обеспечивающую подъезд от земель общего пользования к земельным участкам с кадастровыми номерами №, № №, №, № расположенных в <адрес>.
Истцы Б.К.В., К.Р.Р., К.А.М., В.С.Б,, И.Н.Б., И.О.В. на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель истца К.Р.Р. - Жуков А.В., действующий на основании доверенности от 10.03.2020 года, в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Ответчик – представитель администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан Артемьев Д.С., действующий на основании доверенности от 06.11.2019 года, являющийся также представителем ответчика – администрации Демского района ГО г.Уфа Республики Башкортостан по доверенности от 14.01.2019 года, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, просил отказать в их удовлетворении.
Третье лицо - представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан Субханкулова И.Т., действующая на основании доверенности от 27.09.2019 года, в судебном заседании просила суд вынести законное и обоснованное решение в соответствии с действующим законодательством.
Третьи лица: представители Управления земельными и имущественными отношениями Администрации ГО г. Уфа, Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации ГО г.Уфа РБ, Управления по строительству и ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации ГО г.Уфа РБ на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся сторон.
Выслушав представителя истца, ответчиков, третего лица, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия.
Статьей 304 ГК РФ установлено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации установлено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Данному конституционному положению корреспондирует пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В пункте 1 статьи 10 ГК РФ закреплена недопустимость действий граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
По смыслу приведенных выше законоположений, добросовестность при осуществлении гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей предполагает поведение, ожидаемое от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующее ей.
При этом установление злоупотребления правом одной из сторон влечет принятие мер, обеспечивающих защиту интересов добросовестной стороны от недобросовестного поведения другой стороны.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что истцу Б.К.В. с ДД.ММ.ГГГГ на праве общей долевой собственности с долей в праве 2/9 принадлежит жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Иными собственниками в праве общей долевой собственности являются: ФИО14 (2/9 доли), ФИО15 (2/9 доли) и ФИО16 (1/3 доли).
Также данным лицам на праве общей долевой собственности с указанными долями в праве принадлежит земельный участок площадью 603 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по указанному выше адресу, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 26.03.2020 года.
Истцу К.Р.Р. на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером № и земельный участок с кадастровым номером №, площадью 246 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается представленными выписками из ЕГРН от 27.02.2020 года и от 26.03.2020 года.
Жилой дом с кадастровым номером № и земельный участок с кадастровым номером №, площадью 254 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> принадлежат на праве собственности В.С.Б,, что подтверждается выписками из ЕГРН от 27.02.2020 года и от 26.03.2020 года.
Жилой дом с кадастровым номером № и земельный участок с кадастровым номером №, площадью 264 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, принадлежат на праве собственности И.О.В., что подтверждается выписками из ЕГРН от 27.02.2020 года и от 26.03.2020 года.
Как следует из представленных копий реестровых дел, дел правоустанавливающих документов на вышеуказанные объекты недвижимого имущества – земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №, а также представленных договоров купли – продажи, выписок из ЕГРН, изначально земельные участки были предоставлены и принадлежали иным лицам, и в результате размежевания ими земельных участков образовались земельные участки истцов.
Отсутствие дорожного сообщения, обеспечивающего подъезд к указанным земельным участкам, на которых расположены жилые помещения истцов, подтверждается материалами дела, пояснениями истцов, не оспаривается ответчиками.
Судом установлено, что истец К.Р.Р. обратился в Администрацию ГО г. Уфа РБ с обращением о строительстве автомобильной дороги, обеспечивающей подъезд к земельным участкам истцов.
На данное заявление им был получен ответ от 04.07.2018 года, из которого следует, что согласно проекту планировки части жилого микрайона Баланово – Ново-Александровка, утвержденным постановлением главы Администрации ГО г. Уфа РБ от 27.10.2011 года № 6058, подъезд к ранее выделенным земельным участкам предусмотрен со стороны б. Героев Труда. Земельный участок с кадастровым номером 02:55:050491 зарезервирован для строительства общеобразовательной школы, обустройство дороги для обеспечения подъезда к вновь выделенным земельным участкам с отторжением части территории, предусмотренной для строительства школы, не представляется возможным. С выездом на место установлено, что проезжая часть по бульвару Героев Труда, предусмотренного проектом планировки микрорайона, имеет твердое покрытие, подъезд к жилым домам, расположенным вдоль улицы, обеспечен. В текущем году выполнен ремонт покрытия по бульвару Героев Труда с использованием асфальтогранулята.
Истец К.Р.Р. обратился в прокуратуру г. Уфы РБ с жалобой на действия (бездействие) должностных лиц в части не обеспечения подъезда к жилым домам истцов.
По результатам проведенной прокуратурой г. Уфы РБ проверки было установлено, что выявлены нарушения законодательства о дорожной деятельности, и установлено, что по результатам застройки <адрес> вдоль домов № образовался проезд, обеспечивающий доступ к названным жилым домам. При этом состояние дорог не соответствует требованиям ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Однако, несмотря на неоднократные обращения жителей, Администрацией ГО г. Уфа РБ мер по благоустройству проезда и обеспечению безопасности дорожного движения не принято. По результатам проверки в адрес главы Администрации ГО г. Уфа РБ внесено представление об устранении нарушений законодательства.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом РФ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 N 257-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 3 указанного Федерального закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1 статьи Федерального закона N 257-ФЗ).
В зависимости от назначения автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги (статья 5 Федерального закона N 257-ФЗ).
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа (пункт 11 статьи 5 Федерального закона N 257-ФЗ).
Исходя из требований п. 2 ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагаются на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 6 ст. 13 Федерального закона N 257-ФЗ к полномочиям городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с п. 9 ст. 6 Федерального закона N 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Постановлением Администрации ГО г. Уфа РБ № 6058 от 27.10.2011 года утверждена планировка части жилого района Баланово – Ново-Александровка в Демском районе ГО г. Уфа РБ.
Постановлением Администрации ГО г. Уфа РБ № 5642 от 23.12.2014 года утвержден проект планировки жилого района Баланово – Ново-Александровка, ограниченного улицами Александровка, Якуба Колоса, 1-я Строителей, Гилева и административной границей ГО г. Уфа в Демском районе ГО г. Уфа РБ, чертежи планировки территории с отображением красных линий, линий регулирования застройки, осей улиц, линий дорог и проездов, границ зон планируемого размещения объектов жилого, социально – культурного и коммунально-бытового назначения, где в том числе предусмотрено размещение общеобразовательной школы на 700 мест.
Согласно ответу Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа РБ от 26.02.2020 года на судебный запрос следует, что жилые дома №№ по <адрес> и № по <адрес> расположены на территории, где в установленном порядке разработаны документация по планировке территории части жилого района Баланово – Ново-Александровка в Демском районе ГО г. Уфа РБ (утверждена постановлением главы Администрации ГО г. Уфа РБ № 6058 от 27.10.2011 года) и проект планировки территории жилого района Баланово – Ново-Александровка в Демском районе ГО г. Уфа РБ (утвержден постановлением главы Администрации ГО г. Уфа РБ № 6070 от 27.10.2011 года). Данными проектами в квартале, ограниченном бульваром Героев Труда, улицами Башкирской кавдивизии, Янгантауской, Соловьиной предусмотрено размещение общеобразовательной школы и пяти индивидуальных жилых домов, формирование земельных участков для их размещения; между участком школы и участками жилых домов ни автомобильная дорога, ни внутриквартальный проезд не предусмотрены.
Согласно действующему законодательству предусмотрена необходимость формирования земельных участков под застройку с учетом возможности свободного прохода и проезда для использования земельного участка в связи с его целевым назначением. Указанное должно было быть предусмотрено при создании и проектировании жилой застройки.
Из представленного ответа Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ от 13.02.2020 года следует, что земельный участок, предусмотренный под строительство общеобразовательной школы, находящийся рядом с земельными участками с кадастровыми номерами №, №, №, №, не образован.
В ходе рассмотрения дела, а именно 13.04.2020 года земельный участок с кадастровым №, предусмотренный под строительство общеобразовательной школы, был образован из земель государственной и муниципальной собственности в соответствии с представленным заявлением о поставновке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 13.03.2020 № 30-5127026 (дополнительные документы от 10.04.2020 № 2-0-1-264/3093/2020-834) и межевым планом, подготовленным кадастровым инженером ФИО17, заявителем выступала Администрация ГО г. Уфа, что подтверждается пояснениями представителя ФГБУ «ФКП Росреестра по РБ».
Согласно сведениям о конфигурации земельного участка, содержащимся на публичной кадастровой карте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, расположенной на интернет-ресурсе, земельный участок с кадастровым 02:55::050491:4829 был образован с отступом от участков истцов т.е. с отторжением части территории, предоставленной для строительства общеобразовательный школы, на котором фатически образовался проезд вдоль жилых домов истцов.
Иной земельный участок, по которому возможен проход, проезд к жилым объектам, отсутствует.
Таким образом, при установленных судом обстоятельствах, суд приходит к выводу о неисполнении администрацией ГО г. Уфа Республики Башкортостан, как органом местного самоуправления, обязанности по устройству автомобильной дороги местного значения на территории, в границах которой расположен находящийся в собственности истцов земельные участки, ранее предоставленные иным лицам на основании постановления этого же органа местного самоуправления. Тогда как согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20.12.2010 № 22-П, основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
В данном случае обязанность органа местного самоуправления по организации на территории муниципального образования вопросов обеспечения жителей транспортной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, установлена законом.
При этом, строительство дороги, обеспечивающей подъезд от земель общего пользования к земельным участкам истцов не нарушает права иных лиц, в том числе ответчика, поскольку земельный участок под строительство общеобразовательной школы образован с отступом от земельных участков истцов для обеспечения проезда и прохода к последним.
Доводы ответчика о необоснованности требований истцов со ссылкой на результаты публичных слушаний по проекту межевания от 11.11.2014 года не влекут оснований для освобождения ответчика от обязанности по благоустройству территории городского округа, поскольку как следует из представленных материалов дела, истцы приобрели земельные участки уже после их раздела, межевания и постановки их на кадастровый учет со стороны предыдущих собственников, и на момент проведения публичных слушаний по проекту межевания территории (11.11.2014 года) истцы не являлись собственниками данных земельных участков, соответственно не могли участвовать в данных слушаниях и внести свои предложения. При этом права собственности на жилые дома и земельные участки истцов зарегистрированы в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования об обязании Администрации ГО г. Уфа РБ в течение 6 месяцев построить соответствующую СНиП автомобильную дорогу местного значения подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░,, ░.░.░., ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №, №, №, №, №, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░