14RS0035-01-2021-012265-76
Дело № 2а-6626/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 27 июля 2021 г.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М.А., единолично,
с участием прокурора Докторовой В.П.,
при секретаре Лукиной Н.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Игнатьева Александра Александровича к Окружной администрации города Якутска о признании недействующим части нормативного правового акта «Административный регламент предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности», утвержденного постановлением Окружной администрации города Якутска от 27.02.2015 № 55п,
у с т а н о в и л :
Игнатьев А.А. обратился в суд с административным иском о признании недействующим пп. 2 п. 1.2 «Административный регламент предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности», утвержденного постановлением Окружной администрации города Якутска от 27.02.2015 № 55п. В обоснование своих требований указал, что орган местного самоуправления оспариваемым нормативным правовым актом установил норму права о том, что гражданин вправе получить земельный участок для вышеуказанных целей не более одного раза. Между тем земельным законодательством не предусмотрены ограничения по количеству реализации права получения земельных участков в порядке ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявителю отказано по тем основаниям, которые не предусмотрены законодательством, что нарушает его права и законные интересы.
В судебном заседании административный истец Игнатьев А.А., представивший диплом о наличии у него высшего юридического образования, свои требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Дополнительно пояснил, что ему по данному основанию Окружная администрация г. Якутска не отказывала в предоставлении земельного участка. Вместе с тем его права и законные интересы нарушены данным пунктом нормативного правового акта, поскольку он может в будущем подать заявление на предоставление земельного участка и орган местного самоуправления может ему отказать в предоставлении земельного участка по данному основанию.
В судебном заседании представитель административного ответчика Окружной администрации (далее – ОА) г. Якутска Александрова С.Н. требования не признала в полном объеме, ссылаясь на законность нормативного правового акта, просила в удовлетворении иска отказать. Согласно письменному отзыву на административное исковое заявление и объяснениям представителя в судебном заседании оспариваемый пункт Административного регламента соответствует положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Пояснила, что обращение административного истца о предоставлении земельного участка в соответствии с данным Административным регламентом не поступало, в связи с чем административным истцом не доказано, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются или могут быть нарушены его права, свободы и законные интересы, между тем признание судом лишь факта незаконности нормативного правового акта не может быть признано основанием для удовлетворения административного иска.
Согласно заключению прокурора оспариваемая часть нормативного правового акта не противоречит нормам действующего законодательства.
Проверив оспариваемый акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, суд считает требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Исходя из п. 1 ч. 5 ст. 217.1 КАС РФ, к признакам акта, обладающего нормативными свойствами, относятся наличие в таком акте общеобязательных правил, распространяющихся на неопределенный круг лиц и рассчитанных на неоднократное применение.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Устава городского округа «город Якутск», утвержденного Решением окружного Совета г. Якутска от 25.06.2007 № РОС-51-1 (зарегистрировано в государственном учреждении Министерства юстиции Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу 23.01.2008 № RU143010002008001), постановления Окружной администрации города Якутска принимаются в случаях, когда необходимо издать нормативный акт по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия).
Постановлением Окружной администрации г. Якутска от 27.02.2015 № 55п утвержден Административный регламент предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности» (далее – Административный регламент).
Данный оспариваемый административным истцом в части Административный регламент имеет нормативно-правовой характер, поскольку издан органом местного самоуправления по вопросам местного значения, подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования, соответственно, содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
В силу ч. 6 ст. 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Статьей 56 ЗК РФ предусмотрена возможность ограничения прав на землю по основаниям, установленным ЗК РФ, иными федеральными законами.
Согласно пп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ.
В силу п. 6 ст. 39.14 ЗК РФ в случае, если в соответствии с данным кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель. При этом предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно.
Оспариваемым подпунктом 2 п. 1.2 Административного регламента предусмотрено, что муниципальная услуга «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности» предоставляется гражданам в случаях предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства однократно, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов
Таким образом, предоставление земельного участка по указанному основанию более одного раза не допускается, ввиду чего это основание отказа в предоставлении земельного участка предусмотрено в ЗК РФ.
Из изложенного следует, что оспариваемая часть Административного регламента соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Кроме того, исходя из п. 3 ч. 1 ст. 128, ч. 1 ст. 208 КАС РФ, п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.
Таким образом, для удовлетворения административного иска о признании недействующим полностью или в части нормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: 1) не соответствие нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; 2) нарушение или реальная угроза нарушения данным нормативным правовым актом или его частью прав, свобод или законных интересов административного истца.
Из материалов дела установлено, что административный истец является гражданином Российской Федерации, имеет высшее юридическое образование, проживает в г. ___ Также из материалов дела и объяснений административного истца и представителя административного ответчика установлено, что Игнатьев А.А. в орган местного самоуправления по данному Административному регламенту не обращался, в предоставлении земельного участка на основании оспариваемого пункта Административного регламента ему не отказано.
При таких обстоятельствах административным истцом не доказано, что оспариваемая часть Административного регламента нарушает его права, свободы и/или законные интересы.
В силу п. 1 ч. 5 ст. 217.1 КАС РФ заявленное требование о признании акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим может быть удовлетворено полностью или в части, если оспариваемый акт полностью или в части не соответствует действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, устанавливает не предусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение.
Таким образом, предусмотренные федеральным законом основания для признания оспариваемого пп. 2 п. 1.2 Административного регламента недействующим отсутствуют, в связи с чем административный иск не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска Игнатьева Александра Александровича к Окружной администрации города Якутска о признании недействующим части нормативного правового акта «Административный регламент предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности», утвержденного постановлением Окружной администрации города Якутска от 27.02.2015 № 55п, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: п/п М.А. Кузьмина
Копия верна.
Судья: М.А. Кузьмина
Секретарь: Н.К. Лукина
Решение изготовлено в окончательной форме 04 августа 2021 г.