УИД 10RS0007-01-2023-000113-27
№ 2-78/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
пос. Лоухи 22 марта 2023 года
Лоухский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Васильева Д.В.,
при секретаре Беловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Смоленниковой А.Ю. к администрации Лоухского муниципального района о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, предоставлении жилого помещения вне очереди,
установил:
иск мотивирован следующими обстоятельствами: истец является лицом, относящимся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители решением Лоухского районного суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ были лишены родительских прав. На основании Постановления Главы местного самоуправления Лоухского района Номер от ХХ.ХХ.ХХ истец вместе с ... М. была определена под опеку в МКОУ «П.». Постановлением Главы местного самоуправления Лоухского района Номер от ХХ.ХХ.ХХ за несовершеннолетними закреплена жилая площадь, расположенная по адресу: .... По окончании школы, в ХХХХ году истец переехала в ... для прохождения дальнейшего обучения, где и проживает по настоящее время. ХХ.ХХ.ХХ истец обратилась в Администрацию Лоухского муниципального района с заявлением о признании её нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением Администрации Лоухского муниципального района Номер от ХХ.ХХ.ХХ истец признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения, поскольку был установлен факт, что общая площадь жилого помещения по адресу: ..., приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения. Распоряжением Администрации Лоухского муниципального района Номер от ХХ.ХХ.ХХ в Распоряжение Номер от ХХ.ХХ.ХХ внесены изменения, а именно исключен пункт о признании истца нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Истец полагает, что отказ в признании её нуждающейся в предоставлении жилого помещения является незаконным, поскольку заявление о включении в список указанной категории лиц подается законными представителями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в течение трех месяцев с момента достижения ими 14-летнего возраста. Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных заявлений. Данное обязательство со стороны соответствующих органов не исполнено. Истец до настоящего времени жилым помещением администрацией Лоухского муниципального района не обеспечена, своего жилого помещения, пригодного для проживания, в собственности не имеет. Зарегистрирована по месту расположения МКОУ «П.». В связи с этим истец просит суд: обязать администрацию Лоухского муниципального района включить её в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; обязать администрацию Лоухского муниципального района предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения с учетом установленной на территории Лоухского муниципального района нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда.
Истец Смоленникова А.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения уведомлена надлежащим образом, согласно телефонограмме просила рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования поддерживает.
Представитель ответчика администрации Лоухского муниципального района Кичко В.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала. Не оспаривала факт принадлежности истца к категории лиц из числа детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, а также факт невозможности проживания в настоящее время в квартире, которая была закреплена за Смоленниковой А.Ю. Вместе с тем указала, что истец с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как лица из категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения 23-х летнего возраста не обращалась. Закрепленная за истцом квартира в ХХХХ году была пригодна для проживания, основания для постановки Смоленниковой А.Ю. на соответствующий учет отсутствовали. В этот момент истцу было хх лет. С заявлением о постановке на учет по категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, истец обратилась после достижения 23-х летнего возраста (в хх лет). В данном случае полагает, что истец утратила право на предоставление ей жилого помещения вне очереди по заявленному в иске основанию.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд установил:
Смоленникова А.Ю., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании Постановления Главы местного самоуправления Лоухского района Номер от ХХ.ХХ.ХХ истец вместе с ... М. была определена под опеку в МКОУ «П.».
Постановлением Главы местного самоуправления Лоухского района Номер от ХХ.ХХ.ХХ за несовершеннолетними закреплена жилая площадь, расположенная по адресу: ....
Смоленникова А.Ю., после обучения в средней школе, продолжила обучение в ..., где и проживает до настоящего времени.
С заявлением о постановке её на учет в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, нуждающегося в предоставлении жилого помещения, Смоленникова А.Ю. обратилась ХХ.ХХ.ХХ, в возрасте хх лет.
Распоряжением Администрации Лоухского муниципального района Номер от ХХ.ХХ.ХХ, с учетом изменений, внесенных в данный нормативный акт Распоряжением Администрации Лоухского муниципального района Номер от ХХ.ХХ.ХХ, истцу в признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения было отказано по основанию обращения с соответствующим заявлением в органы местного самоуправления после достижения 23-х летнего возраста.
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу пункта 9 статьи 8 указанного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
По договорам найма специализированных жилых помещений жилье предоставляется указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 8 данного Федерального закона, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ЖК РФ (в редакции до 01.01.2013) распространено на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, разрешая спор, суд исходит из того обстоятельства, что истцу гарантировано право на получение жилья специализированного жилищного фонда как лицу, оставшемуся без попечения родителей, в случае, если истец не была обеспечена жилым помещением, либо был признан факт невозможности её проживания в жилом помещении, которым она была обеспечена.
В данном случае правом на получение жилья истец обладает до достижения ею 23 лет, а также по достижении 23 лет, если она до наступления указанного возраста встала на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Реализация указанного права носит заявительный характер. При этом, в случае, если лицо не было поставлено на соответствующий учет до достижения дееспособности, данное лицо вправе обратиться с соответствующим заявлением самостоятельно по достижении им 18-ти летнего возраста.
Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, и не вставшим (не поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения.
После достижения дееспособности истец до достижения ею возраста 23 года с заявлением о включении её в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, не обращалась.
При этом суд также учитывает следующее:
подпунктами 1, 2, 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием таких обстоятельств, как проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством; общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статья 72 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает право нанимателя жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме наймодателя и проживающих совместно с ним членов его семьи осуществить обмен занимаемого ими жилого помещения на жилое помещение, предоставленное по договору социального найма другому нанимателю.
По смыслу части 3 названной статьи в судебном порядке право требовать осуществления принудительного обмена занимаемого жилого помещения имеют исключительно наниматель жилого помещения по договору социального найма и проживающие совместно с ним члены его семьи, если между ним не достигнуто соглашение об обмене.
Таким образом, положения статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации регулируют вопросы обмена жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма.
Исходя из приведенных законоположений в их системном единстве, наличие вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения необходимо в случае, если речь идет о проверке возможности проживания указанных в статье 8 Закона N 159-ФЗ лиц в ранее занимаемых по договору социального найма жилых помещениях.
Вместе с тем установлено, что истец с соответствующим заявлением о проверке невозможности её проживания с матерью, лишенной в отношение неё родительских прав, разрешения вопроса по осуществлению обмена жилых помещений в администрацию Лоухского муниципального района не обращалась.
Таким образом, поскольку администрацией Лоухского муниципального района данная проверка не осуществлялась, ответчиком права истца на предоставлении жилого помещения по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, не нарушались.
Согласно акту обследования жилого помещения, расположенного по адресу: ..., и выданному на основании данного акта заключению межведомственной жилищной комиссии, назначенной Главой ... сельского поселения, от ХХ.ХХ.ХХ, закрепленное за истцом жилое помещение признано пригодным для проживания. Общая площадь жилого помещения составляет 70,2 кв.м.
В соответствии с Решением Номер XXXV сессии III созыва Совета Лоухского муниципального района Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ, норма предоставления жилой площади муниципального жилищного фонда по договору социального найма установлена в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно договору социального найма Номер от ХХ.ХХ.ХХ, жилое помещение по адресу: ..., предоставлена на семью из пяти человек, с соблюдением установленной на территории Лоухского муниципального района нормы общей площади жилого помещения.
Таким образом, в момент достижения истцом совершеннолетия закрепленная за ней квартира была пригодна для проживания, общая площадь жилого помещения, закрепленного за истцом, соответствовала установленной норме.
При этом суд учитывает, что в соответствии с материалами личного дела ... Смоленниковой А.Ю., должностными лицами МКОУ «П.» осуществлялся ежегодный контроль технического состояния жилого помещения, закрепленного за Смоленниковой А.Ю., что подтверждено соответствующими актами осмотров жилого помещения.
С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к мнению, что истец, в момент подачи ею заявления, утратила право на включение в список лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, и на предоставление ей жилого помещения по соответствующим основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Смоленниковой А.Ю. к администрации Лоухского муниципального района о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, предоставлении жилого помещения вне очереди – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца через Лоухский районный суд Республики Карелия в Верховном Суде Республики Карелия с момента его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья: Д.В. Васильев
Решение в окончательной форме принято 24.03.2023.