Решение по делу № 2-1105/2024 (2-10377/2023;) от 22.12.2023

УИД: <номер>

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<дата>                                г.Раменское

Раменский городской суд Московской области

в составе: председательствующего судьи Аладина Д.А.,

с участием помощника прокурора ФИО5,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер> по иску Раменского городского прокурора в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества Московской области, Московско-Окского бассейнового водного управления Росводресурсов к ФИО2 об истребовании земельного участка из незаконного владения, обязании использовать земельный участок в соответствии с ограничениями,-

установил:

Раменский городской прокурор в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества Московской области, Московско-Окского бассейнового водного управления Росводресурсов обратился в суд с иском к ФИО8 и, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит:

1.    Истребовать из чужого незаконного владения ответчика в собственность Российской Федерации в лице Территориального Управления Росимущества в Московской области, Московско-Окского бассейнового водного управления Росводресурсов часть земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020271:1235, расположенного в границах водного объекта - реки Дорка в следующих координатах:

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

2. Внести изменения в ЕГРН в части площади земельного участка с кадастровым номером <номер>, изменив площадь с учетом площади подлежащей изъятию;

3. Внести в ЕГРН сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка с кадастровым номером: <номер>, в соответствии с п. 15, 17 ст. 65 ВК РФ;

4. Указать в решении, что оно является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН;

5. ФИО2 ответчика использовать земельный участок с кадастровым номером: <номер>, в соответствии с ограничениями, установленными п. 15, 17 ст. 65 ВК РФ.

В обоснование требований в иске указывает, что Раменской городской прокуратурой <адрес> по информации Министерства экологии и природопользования от <дата>. о нарушении природоохранного законодательства при освоении земельных участков проведена проверка законности формирования и использования земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером <номер> принадлежит на праве собственности ФИО2 А., о чем в ЕГРН внесена запись о регистрации права от <дата> <номер>. Земельный участок с кадастровым номером <номер> общей площадью 2183 кв.м. имеет категорию земель «Земли сельскохозяйственного назначения» и вид разрешенного использования «Для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации и проживания в нем». Согласно информации Министерства экологии и природопользования, акту выездного обследования старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО4 от <дата> <номер>-З установлено, что земельный участок с кадастровым номером <номер> частично расположен в пределах береговой полосы водного объекта - <адрес>. Водный объект – река Дорка в силу закона является собственностью Российской Федерации. Вместе с тем в ЕГРН сведения об ограничении оборотоспособности земельного участка отсутствуют. В связи с чем, формирование спорных земельных участков противоречит требованиям земельного, водного законодательства.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО5 заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.

Ответчик – ФИО2 ФИО9 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, возражений против иска не представил.

Третье лицо – Министерство экологии и природопользования <адрес> о дне и времени рассмотрения дела извещены, представитель в судебное заседание не явился.

Третье лицо – Администрация Раменского городского округа о дне и времени рассмотрения дела извещена, представитель в судебное заседание не явился, согласно представленного в материалы дела письменного мнения, просит о рассмотрении заявленных требований с учетом представленных по делу доказательств в отсутствие представителя.

Третье лицо – Управление Росреестра по <адрес> о дне и времени рассмотрения дела извещена, представитель в судебное заседание не явился.

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, в силу ст. ст. 167, 233 ГПК РФ дело поставлено рассмотреть в отсутствие неявившегося ответчика, надлежащим образом извещенного о рассмотрении дела, в порядке заочного производства.

Суд, заслушав доводы помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит исковые требования подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

В силу ст. 3 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе ряда принципов, в число которых входит презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии со ст. 1 Водного кодекса РФ водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

На основании п. 1 ст. 5 Водного кодекса РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса РФ водотоки (ручьи) отнесены к поверхностным водным объектам, состоящим из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

В соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Береговая полоса является неотъемлемой частью водного объекта, связана с ним территориально и функционально и составляет с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта, путем использования водоохраной зоны в особо установленном режиме. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них. Законодатель исчерпывающе определил цели и способы использования береговой полосы водного объекта общего пользования, установив для всех граждан без исключения право на ее использование только для передвижения и пребывания около водного объекта (без использования механических транспортных средств).

Статьей 8 Водного кодекса РФ установлено, что все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся в собственности Российской Федерации.

Статьей 1 Земельного кодекса РФ определены основные принципы земельного законодательства, в том числе учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Пунктом 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельного участка не должно нарушать требования, установленные настоящим кодексом и другими федеральными законами.

В силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ и п. 8 ст. 28 Федерального закона от <дата> N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельные участки в составе земель общего пользования, в том числе водные объекты отчуждению (приватизации) не подлежат.

Частью 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельного участка в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 102 Земельного кодекса РФ на землях, покрытых поверхностными водными объектами, не осуществляется образование земельного участка (в редакции закона, действовавшей на момент формирования спорного участка).

Согласно ч. 2 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

На основании ч. 4 ст. 65 Водного кодекса РФ ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров, от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

В соответствии с ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещаются: использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов; сброс сточных, в том числе дренажных, вод; разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта.

В силу ч. 17 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Согласно ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, что ФИО10 является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер> площадью 2183 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>», что подтверждается выпиской из ЕГРН. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Раменской городской прокуратурой <адрес> проведена проверка законности формирования и использования земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес> как следует из акта выездного обследования <дата> проведено обследование акватории <адрес> по адресу: <адрес>». Осмотром установлено наличие признаков ограничение доступа к водному объекту, его береговой линии вдоль земельных участков с кадастровыми номерами <номер> путем установки ограждения в урез воды водного объекта. На момент осмотра какая-либо деятельность на осматриваемой территории не велась, лица, осуществившие работы по установке ограждений не установлены. Границы земельных участков, в числе которых значится участок с кадастровым номером <номер> не вынесены в натуру, установить местоположение границ участков в момент осмотра не представилось возможным, предположительно, расположены в пределах береговой полосы водного объекта – <адрес>.

Из искового заявления, объяснений представителя истца усматривается, что в ходе проведения проверочных мероприятий установлено, что земельный участок с кадастровым номером <номер> частично сформирован в береговой полосе водного объекта – <адрес>, а также с наложением на границы акватории указанной реки. Земельный участок также расположен в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы поверхностного водного объекта.

Управлением земельных отношений Раменского городского округа <адрес> <дата> составлен акт обследования спорного земельного участка по результатам которого представлена схема расположения поверхностных водных объектов, согласно которой границы земельного участка с кадастровым номером <номер> имеют пересечение с границами береговой полосы водного объекта – <адрес>, площадью 934.61 кв.м.

Разрешая спор, суд исходя из доказанности того, факта, что вопреки указанным требованиям законодательства в границы земельного участка с кадастровым номером <номер> включена береговая полоса поверхностного водного объекта - реки Дорка. Нахождение в собственности и дальнейшее использование ответчиком береговой полосы водного объекта с нарушением федерального законодательства влекут за собой нарушение интересов Российской Федерации как собственника указанного имущества и законных прав неопределенного круга лиц на равный доступ к природным ресурсам.

Как следует из разъяснений, данных в п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от <дата> "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и иных вещных прав", если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (ст. ст. 301, 302 ГК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохраных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. На основании ч. 4 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

В соответствии с ч. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещаются: использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; сброс сточных, в том числе дренажных, вод; разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством РФ о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта.

В силу ч. 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Согласно ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Несмотря на то, что указанные земельные участки расположены в границах водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы в их правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости сведений об особых условиях (ограничениях) использования с соблюдением требований ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации не имеется.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее по тексту - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества.

В соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны или территории.

Согласно п. 6 ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 218-ФЗ в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним, в том числе основания возникновения, изменения, прекращения ограничений права или обременений объекта недвижимости.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются вступившие в законную силу судебные акты.

На основании изложенного, учитывая, что земельный участок находится в границах прибрежной защитной полосы поверхностного водного объекта общего пользования, сведения о его нахождении в границах прибрежной защитной полосы поверхностного водного объекта <адрес> подлежат включению в Единый государственный реестр недвижимости, с истребованием из чужого незаконного владения ответчика в собственность Российской Федерации части земельного участка с кадастровым номером <номер> площадью 934.61.9, занятый береговой полосой поверхностного водного объекта общего пользования - реки Дорка, в координатах, приведенных в акте обследования земельного участка от <дата>.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199,233 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Раменского городского прокурора в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества Московской области, Московско-Окского бассейнового водного управления Росводресурсов к ФИО2, <дата> года рождения (<...> - удовлетворить.

Истребовать из чужого незаконного владения ФИО2 в собственность Российской Федерации в лице Территориального Управления Росимущества в Московской области, Московско-Окского бассейнового водного управления Росводресурсов часть земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного в границах водного объекта реки Дорка, в следующих координатах:

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

Вступившее в законную силу решение суда является основанием для внесения изменений в ЕГРН в части площади земельного участка с кадастровым номером <номер>, с изменением площади с учетом площади, подлежащей изъятию – 934.61 кв.м., а также внесении в ЕГРН сведений об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка с кадастровым номером <номер>, в соответствии с п. 15, 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.

ФИО2 использовать земельный участок с кадастровым номером <номер>, в соответствии с ограничениями, установленными п. 15, 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Заочное решение может быть пересмотрено Раменским городским судом по заявлению, поданному ответчиком в 7-дневный срок со дня получения копии решения суда или обжаловано в Московский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано,- в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья:                                         Д.А. Аладин

Мотивированное решение изготовлено <дата>

2-1105/2024 (2-10377/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Раменский городской прокурор в интересах РФ в лице ТУ Росимущества в МО, Московско- Окского бассейнового водного управления Росводресурсов
Ответчики
Унанян Ашот
Другие
Администрация Раменского г.о. МО
Управление Росреестра по МО
Суд
Раменский городской суд Московской области
Дело на странице суда
ramenskoe.mo.sudrf.ru
22.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.12.2023Передача материалов судье
25.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.02.2024Судебное заседание
21.02.2024Судебное заседание
19.03.2024Судебное заседание
01.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.04.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
07.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее