Решение по делу № 2-1521/2021 от 18.12.2020

УИД: 11RS0001-01-2020-016635-79

Дело № 2-1521/2021

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Никитенковой Е.В.,

при секретаре Комаровой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 10 февраля 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми к Дубосэросу Виталию Михайловичу о возложении обязанности разработать проект рекультивации земельного участка, провести восстановление нарушенных земель,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми (далее – Управление Россельхознадзора по Республике Коми) обратилось в суд с иском к Дубосэросу В.М. о возложении обязанности в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», разработать проект рекультивации нарушенных земель площадью 1353 кв.м., в том числе 1152 кв.м. - площадь котлована, 201 кв.м. - колея с подъездной дорогой, на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ..., осушенном мелиоративной системой объекта «Лозым-нюр», площадью 8535 кв.м., расположенном в ... Республики Коми, географические координаты: ...., в срок до ** ** ** после разработки проекта рекультивации провести восстановление нарушенных земель, предоставлять в Управление Россельхознадзора по Республике Коми ежеквартальные отчеты о проводимых на основании решения суда мероприятиях по восстановлению окружающей среды, эффективности и результативности выполненных мероприятий.

В судебном заседании представители Управления Россельхознадзора по ... иск поддержали, указав, что ответчиком до настоящего времени не представлено доказательств восстановления нарушенных земель.

Дубосэрос В.М. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки не сообщил, о рассмотрении дела без его участия не ходатайствовал.

Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ст. 5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится, в том числе, предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением, в том числе, требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы; требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель; обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей; предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений; требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми, утвержденным приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 15.04.2013 № 187 Управление Россельхознадзора по Республике Коми осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности, в том числе взыскивает штрафы и предъявляет иски на возмещение ущерба.

Судом установлено, что Дубосэрос В.М. является собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ... площадью 8535 кв.м., расположенного в ... Республики Коми, географические координаты: ...., осушенного мелиоративной системой объекта «...». Право собственности зарегистрировано в ЕГРН ** ** **.

В период с ** ** ** по ** ** ** Дубосэрос В.М. на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ... допустил нарушение требований земельного законодательства, выразившиеся в самовольном снятии и перемещении плодородного слоя почвы, уничтожении плодородного слоя почвы, а именно без разрешительных документов организовал проведение работ по выемке торфа, сопряженных с нарушением почвенного покрова, с использованием колесного экскаватора и грузовых машин. Торф вместе с поверхностным плодородным слоем почвы вывозился с земельного участка с целью продажи гражданам. В результате работ на земельном участке образован котлован площадью 1152 кв.м. Плодородный слой почвы и торф сняты на глубину до 1,5 м. и вывезены с земельного участка с использованием грузовых машин.

В процессе забора торфа экскаватором, а также проезда тяжелого транспорта к месту погрузки и вывоза за пределы земельного участка, наезжена дорога с образованием колеи длиной 30 м, шириной 6,7 м. Площадь колеи с подъездной дорогой составила 201 кв.м. Движение тяжелой техники привело к уничтожению (механическому разрушению) плодородного слоя почвы на земельном участке сельскохозяйственного назначения.

Указанные обстоятельства установлены Управлением Россельхознадзора по Республике Коми при производстве по делам об административном правонарушении № 12-20/ЗН и № 13-20/3H, в рамках которых Дубосэрос В.М. ** ** ** привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и по ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.

Постановления Управления Россельхознадзора по Республике Коми по делам об административном правонарушении № 12-20/ЗН и № 13-20/3H от ** ** ** Дубосэросом В.М. не обжалованы и в настоящее время вступили в законную силу.

Согласно п. 4 ст. 61 ГПК Российской Федерации вступившие в законную силу постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Учитывая изложенное, суд признает установленными обстоятельства совершения Дубосэросом В.М. действий по снятию и перемещению, а также уничтожению плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером 11:04:0401001:3289 с образованием котлована площадью 1152 кв.м. и колеи с подъездной дорогой площадью 201 кв.м.

** ** ** Управлением Россельхознадзора по Республике Коми направлена Дубосэросу В.М. претензия о возмещении ущерба, причиненного почвам как объекту окружающей среды, в добровольном порядке путем разработки проекта рекультивации и проведения рекультивации земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ** ** **. Данная претензия была получена Дубосэросом В.М. ** ** **, однако до настоящего времени ответ на претензию не получен, сведения о принятии мер по рекультивации земель ответчиком в добровольном порядке отсутствуют.

Пунктом 8 письма Роскомзема от 29.03.1994 №3-14-1/404 определено, что порча и уничтожение плодородного слоя почвы - частичное или полное разрушение почвенного покрова в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» почвы отнесены к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Согласно п. 1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

В соответствии со ст.ст. 12, 13 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Положениями ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень обязанностей собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков, в числе которых: обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Статья 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» обязывает собственников и владельцев земельных участков соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии со ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Согласно п. 2 ст. 74 Земельного кодекса Российской Федерации привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

В соответствии со статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно п. 2 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

На основании п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий. Согласно п. 8 рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст. 1082 ГК РФ, ст. 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1, 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, часть 1 статьи 196 ГПК РФ).

Суд, руководствуясь приведенными положениями, учитывая, что факт совершения Дубосэросом В.М. действий по снятию и перемещению, а также уничтожению плодородного слоя почвы на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 11:04:0401001:3289 нашел свое подтверждение в ходе производства по делу, приходит к выводу о том, что возложение на ответчика обязанности возместить вред, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, а также земельного законодательства, путем рекультивации поврежденных земель наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства и позволит наиболее эффективно устранить последствия допущенных нарушений.

Учитывая изложенное, суд признает требования Управления Россельхознадзора по Республике Коми о возложении на Дубосэроса В.М. обязанности в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», разработать проект рекультивации нарушенных земель площадью 1353 кв.м., в том числе 1152 кв.м. - площадь котлована, 201 кв.м. - колея с подъездной дорогой, на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 11:04:0401001:3289, осушенном мелиоративной системой объекта «Лозым-нюр», площадью 8535 кв.м., расположенном в ... Республики Коми, географические координаты... и после разработки проекта рекультивации провести восстановление нарушенных земель.

Суд полагает предложенные истцом сроки для выполнения ответчиком возложенных на него обязанностей – три месяца с даты вступления решения суда в законную силу на разработку проекта рекультивации нарушенных земель и срок до ** ** ** на восстановление нарушенных земель обоснованными, разумными и позволяющими исполнить решение суда.

Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» суд по требованию истца может возложить на причинителя вреда (его правопреемника) обязанность по представлению уполномоченному органу государственной власти или местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды отчетов о проводимых на основании решения суда мероприятиях по восстановлению окружающей среды, эффективности и результативности выполненных мероприятий (статья 206 ГПК РФ, статья 174 АПК РФ).

Суд с учетом указанных разъяснений возлагает на Дубосэроса В.М. обязанность предоставлять в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми ежеквартальные отчеты о проводимых на основании решения суда мероприятиях по восстановлению окружающей среды, эффективности и результативности выполненных мероприятий.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Возложить на Дубосэроса Виталия Михайловича обязанность в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», разработать проект рекультивации нарушенных земель площадью 1353 кв.м., в том числе 1152 кв.м. - площадь котлована, 201 кв.м. - колея с подъездной дорогой, на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ..., осушенном мелиоративной системой объекта «Лозым-нюр», площадью 8535 кв.м., расположенном в ... Республики Коми, географические координаты: ....

Возложить на Дубосэроса Виталия Михайловича обязанность в срок до ** ** ** после разработки проекта рекультивации провести восстановление нарушенных земель площадью 1353 кв.м., в том числе 1152 кв.м. - площадь котлована, 201 кв.м. - колея с подъездной дорогой, на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ..., осушенном мелиоративной системой объекта «Лозым-нюр», площадью 8535 кв.м., расположенном в ... Республики Коми, географические координаты: ....

Возложить на Дубосэроса Виталия Михайловича обязанность предоставлять в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по ... ежеквартальные отчеты о проводимых на основании решения суда мероприятиях по восстановлению окружающей среды, эффективности и результативности выполненных мероприятий.

Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение семи дней со дня вручения копии заочного решения.

Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня вынесения Сыктывкарским городским судом Республики Коми определения об отказе в удовлетворении заявления об отмене заочного решения суда.

Судья Е.В. Никитенкова

Мотивированное решение изготовлено 12.02.2021.

2-1521/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми
Ответчики
Дубосэрос Виталий Михайлович
Другие
Власова Ирина Сергеевна
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Никитенкова Екатерина Владимировна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
18.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.12.2020Передача материалов судье
23.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2021Судебное заседание
10.02.2021Судебное заседание
12.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее