УИД: 11RS0001-01-2020-016635-79
Дело № 2-1521/2021
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Никитенковой Е.В.,
при секретаре Комаровой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 10 февраля 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми к Дубосэросу Виталию Михайловичу о возложении обязанности разработать проект рекультивации земельного участка, провести восстановление нарушенных земель,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми (далее – Управление Россельхознадзора по Республике Коми) обратилось в суд с иском к Дубосэросу В.М. о возложении обязанности в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», разработать проект рекультивации нарушенных земель площадью 1353 кв.м., в том числе 1152 кв.м. - площадь котлована, 201 кв.м. - колея с подъездной дорогой, на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ..., осушенном мелиоративной системой объекта «Лозым-нюр», площадью 8535 кв.м., расположенном в ... Республики Коми, географические координаты: ...., в срок до ** ** ** после разработки проекта рекультивации провести восстановление нарушенных земель, предоставлять в Управление Россельхознадзора по Республике Коми ежеквартальные отчеты о проводимых на основании решения суда мероприятиях по восстановлению окружающей среды, эффективности и результативности выполненных мероприятий.
В судебном заседании представители Управления Россельхознадзора по ... иск поддержали, указав, что ответчиком до настоящего времени не представлено доказательств восстановления нарушенных земель.
Дубосэрос В.М. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки не сообщил, о рассмотрении дела без его участия не ходатайствовал.
Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ст. 5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится, в том числе, предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением, в том числе, требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы; требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель; обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей; предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений; требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми, утвержденным приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 15.04.2013 № 187 Управление Россельхознадзора по Республике Коми осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности, в том числе взыскивает штрафы и предъявляет иски на возмещение ущерба.
Судом установлено, что Дубосэрос В.М. является собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ... площадью 8535 кв.м., расположенного в ... Республики Коми, географические координаты: ...., осушенного мелиоративной системой объекта «...». Право собственности зарегистрировано в ЕГРН ** ** **.
В период с ** ** ** по ** ** ** Дубосэрос В.М. на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ... допустил нарушение требований земельного законодательства, выразившиеся в самовольном снятии и перемещении плодородного слоя почвы, уничтожении плодородного слоя почвы, а именно без разрешительных документов организовал проведение работ по выемке торфа, сопряженных с нарушением почвенного покрова, с использованием колесного экскаватора и грузовых машин. Торф вместе с поверхностным плодородным слоем почвы вывозился с земельного участка с целью продажи гражданам. В результате работ на земельном участке образован котлован площадью 1152 кв.м. Плодородный слой почвы и торф сняты на глубину до 1,5 м. и вывезены с земельного участка с использованием грузовых машин.
В процессе забора торфа экскаватором, а также проезда тяжелого транспорта к месту погрузки и вывоза за пределы земельного участка, наезжена дорога с образованием колеи длиной 30 м, шириной 6,7 м. Площадь колеи с подъездной дорогой составила 201 кв.м. Движение тяжелой техники привело к уничтожению (механическому разрушению) плодородного слоя почвы на земельном участке сельскохозяйственного назначения.
Указанные обстоятельства установлены Управлением Россельхознадзора по Республике Коми при производстве по делам об административном правонарушении № 12-20/ЗН и № 13-20/3H, в рамках которых Дубосэрос В.М. ** ** ** привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и по ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.
Постановления Управления Россельхознадзора по Республике Коми по делам об административном правонарушении № 12-20/ЗН и № 13-20/3H от ** ** ** Дубосэросом В.М. не обжалованы и в настоящее время вступили в законную силу.
Согласно п. 4 ст. 61 ГПК Российской Федерации вступившие в законную силу постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Учитывая изложенное, суд признает установленными обстоятельства совершения Дубосэросом В.М. действий по снятию и перемещению, а также уничтожению плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером 11:04:0401001:3289 с образованием котлована площадью 1152 кв.м. и колеи с подъездной дорогой площадью 201 кв.м.
** ** ** Управлением Россельхознадзора по Республике Коми направлена Дубосэросу В.М. претензия о возмещении ущерба, причиненного почвам как объекту окружающей среды, в добровольном порядке путем разработки проекта рекультивации и проведения рекультивации земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ** ** **. Данная претензия была получена Дубосэросом В.М. ** ** **, однако до настоящего времени ответ на претензию не получен, сведения о принятии мер по рекультивации земель ответчиком в добровольном порядке отсутствуют.
Пунктом 8 письма Роскомзема от 29.03.1994 №3-14-1/404 определено, что порча и уничтожение плодородного слоя почвы - частичное или полное разрушение почвенного покрова в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» почвы отнесены к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
Согласно п. 1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
В соответствии со ст.ст. 12, 13 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Положениями ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень обязанностей собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков, в числе которых: обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Статья 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» обязывает собственников и владельцев земельных участков соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Согласно п. 2 ст. 74 Земельного кодекса Российской Федерации привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.
В соответствии со статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно п. 2 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
На основании п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий. Согласно п. 8 рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст. 1082 ГК РФ, ст. 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1, 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, часть 1 статьи 196 ГПК РФ).
Суд, руководствуясь приведенными положениями, учитывая, что факт совершения Дубосэросом В.М. действий по снятию и перемещению, а также уничтожению плодородного слоя почвы на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 11:04:0401001:3289 нашел свое подтверждение в ходе производства по делу, приходит к выводу о том, что возложение на ответчика обязанности возместить вред, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, а также земельного законодательства, путем рекультивации поврежденных земель наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства и позволит наиболее эффективно устранить последствия допущенных нарушений.
Учитывая изложенное, суд признает требования Управления Россельхознадзора по Республике Коми о возложении на Дубосэроса В.М. обязанности в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», разработать проект рекультивации нарушенных земель площадью 1353 кв.м., в том числе 1152 кв.м. - площадь котлована, 201 кв.м. - колея с подъездной дорогой, на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 11:04:0401001:3289, осушенном мелиоративной системой объекта «Лозым-нюр», площадью 8535 кв.м., расположенном в ... Республики Коми, географические координаты... и после разработки проекта рекультивации провести восстановление нарушенных земель.
Суд полагает предложенные истцом сроки для выполнения ответчиком возложенных на него обязанностей – три месяца с даты вступления решения суда в законную силу на разработку проекта рекультивации нарушенных земель и срок до ** ** ** на восстановление нарушенных земель обоснованными, разумными и позволяющими исполнить решение суда.
Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» суд по требованию истца может возложить на причинителя вреда (его правопреемника) обязанность по представлению уполномоченному органу государственной власти или местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды отчетов о проводимых на основании решения суда мероприятиях по восстановлению окружающей среды, эффективности и результативности выполненных мероприятий (статья 206 ГПК РФ, статья 174 АПК РФ).
Суд с учетом указанных разъяснений возлагает на Дубосэроса В.М. обязанность предоставлять в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми ежеквартальные отчеты о проводимых на основании решения суда мероприятиях по восстановлению окружающей среды, эффективности и результативности выполненных мероприятий.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Возложить на Дубосэроса Виталия Михайловича обязанность в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», разработать проект рекультивации нарушенных земель площадью 1353 кв.м., в том числе 1152 кв.м. - площадь котлована, 201 кв.м. - колея с подъездной дорогой, на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ..., осушенном мелиоративной системой объекта «Лозым-нюр», площадью 8535 кв.м., расположенном в ... Республики Коми, географические координаты: ....
Возложить на Дубосэроса Виталия Михайловича обязанность в срок до ** ** ** после разработки проекта рекультивации провести восстановление нарушенных земель площадью 1353 кв.м., в том числе 1152 кв.м. - площадь котлована, 201 кв.м. - колея с подъездной дорогой, на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ..., осушенном мелиоративной системой объекта «Лозым-нюр», площадью 8535 кв.м., расположенном в ... Республики Коми, географические координаты: ....
Возложить на Дубосэроса Виталия Михайловича обязанность предоставлять в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по ... ежеквартальные отчеты о проводимых на основании решения суда мероприятиях по восстановлению окружающей среды, эффективности и результативности выполненных мероприятий.
Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение семи дней со дня вручения копии заочного решения.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня вынесения Сыктывкарским городским судом Республики Коми определения об отказе в удовлетворении заявления об отмене заочного решения суда.
Судья Е.В. Никитенкова
Мотивированное решение изготовлено 12.02.2021.