Судья Гараева А.Р. УИД 16RS0050-01-2023-002605-16
дело № 2-2809/2023
№ 33-10486/2023
Учет № 096 г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
17 июля 2023 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Муртазина А.И.
судей Мелихова А.В. и Новосельцева С.В.
при ведении протокола секретарём судебного заседания Нигматзяновой А.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мелихова А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного казённого учреждения «Республиканский центр материальной помощи» на решение Приволжского районного суда города Казани от 18 апреля 2023 года, которым постановлено:
Исковое заявление Государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи» к Разетдиновой Алие Фанисовне о взыскании необоснованно полученной ежемесячной денежной выплаты оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Государственное казённое учреждение (далее ГКУ) «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» обратилось в суд с иском Разетдиновой А.Ф. о взыскании необоснованно полученной ежемесячной денежной выплаты.
В обоснование требований указало, что 3 апреля 2022 года Разетдинова А.Ф. через портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан подала заявление о назначении денежной выплаты на первого ребенка.
7 апреля 2022 года отделением РЦМП в Приволжском районе принято решение о предоставлении мер социальной поддержки Разетдиновой А.Ф. в виде ежемесячной выплаты на ребенка – Разетдинова К.Т., 6 марта 2022 года рождения, в период с 6 марта 2022 года по 6 марта 2023 года.
В декабре 2022 года Разетдинова А.Ф. обратилась в отделение Центра за иными мерами социальной поддержки, представив справки о доходах супруга. После введения дохода в базу данных и подсчета среднедушевого дохода семьи установлено, что Разетдинова А.Ф. права на получение ежемесячной выплаты не имеет, ввиду превышения размера среднедушевого дохода семьи 2-кратной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения.
С января 2023 года выплата Разетдиновой А.Ф. ежемесячной выплаты прекращена. Выплата по заявлению от 3 апреля 2022 года произведена Разетдиновой А.Ф. в полном объеме на общую сумму 109948 рублей 26 копеек за период с 6 марта 2022 года по 31 декабря 2022 года.
На основании изложенного, просило взыскать с ответчика денежные выплаты в связи с рождением первого ребенка с 6 марта 2022 года по 31 декабря 2022 года в размере 109948 рублей 26 копеек.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца исковые требования поддержала в полном объёме, пояснив, что обращение ответчика было через портал «Госуслуг», сведения о супруге отсутствовали. После повторного обращения, был сделан межведомственный запрос. Ответчик не имела права на получение социальной меры поддержки, доход супруга превышал прожиточный минимум. Ответчик, скрывая данные о супруге безосновательно получала ежемесячное пособие.
Ответчик в суд первой инстанции не явилась.
Суд в удовлетворении исковых требований отказал и вынес решение в вышеприведённой формулировке.
В апелляционной жалобе представитель истца, выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что правилами предоставления ежемесячной денежной выплаты предусматривается предоставление заявителем сведений о доходах супруга, при этом заявитель несет ответственность за предоставление недостоверных данных. При этом в жалобе приводятся те же доводы, что и в обоснование предъявленного иска, указывает, что ответчик необоснованно получила выплаты и отказывается от ее возврата в добровольном порядке.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, извещены надлежаще.
Выслушав пояснения ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
При этом следует исходить из того, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2018 года № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
На основании Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (далее Федеральный закон № 418-ФЗ) и приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 года № 889-н «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка» (действовавшего в период возникновения спорных правоотношений) (далее Порядок № 889-н), право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (пункт 2 статьи Федерального закона № 418-ФЗ в редакции, действующей на момент подачи заявления).
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (пункт 5 статьи 1 Закона № 418-ФЗ).
Величина прожиточного минимума пенсионера, установленная в субъекте РФ, используется в том числе в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Как установлено судом и видно из материалов дела, решением ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» от 7 апреля 2022 года по заявлению Разетдиновой А.Ф. с 6 марта 2022 года ей была назначена ежемесячная денежная выплата в связи с рождением первого ребенка в размере 10433 рублей.
Заявление было подано Разетдиновой А.Ф. через портал государственных услуг Российской Федерации, посредством заполнения предложенной формы.
Обращаясь в суд с иском, истец сослался на возникновение на стороне ответчика неосновательного обогащения, поскольку при повторном обращении в учреждение ответчик представила справку о доходах супруга, и при произведенном перерасчете установлено, что среднедушевой доход семьи превысил величину прожиточного минимума на момент подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, по указанной причине истцу необоснованно выплачено 109948 рублей 26 копеек.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что стороной истца не предоставлено достаточных доказательств, подтверждающих недобросовестность ответчика при подаче заявлений о получении выплат, в связи с чем спорные денежные суммы не подлежат возврату.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 5 Порядка № 889н заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка или заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее - заявление о назначении выплат) может быть подано в любое время в течение трех лет со дня рождения ребенка (родного, усыновленного).
Сведения для назначения ежемесячной выплаты представляются в отделение государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» по месту жительства.
Заявление о назначении ежемесячной выплаты может быть подано посредством почтовой связи способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, а также в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг или Портала государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан.
В заявлении ответчика, поданном через портал государственных услуг Российской Федерации, посредством заполнения предложенной формы, сведения о доходах не указывались.
Как правильно указал суд первой инстанции, ответчик, подавая заявление о назначении пособий, заполнила все имеющиеся в электронном бланке заявления графы.
Из системного толкования вышеназванных нормативных актов и Порядка № 889н следует, что Сведения о вознаграждении за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты стимулирующего характера, вознаграждении за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в рамках гражданско-правового договора, должны были быть получены истцом посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Истец, проверяя достоверность предоставленных сведений, осуществил соответствующую проверку и принял решение о назначении выплаты при отсутствии сведений о доходах супруга ответчика.
Таким образом, доказательств, достоверно подтверждающих совершение ответчиком умышленных действий по сокрытию сведений, влияющих на право получения пособий либо наличие счетной ошибки не представлено.
Сам факт, что ответчик при первом обращении к истцу не указала сведения о доходах супруга, и то, что он является сотрудником органов внутренних дел не могут служить основанием для признания Разетдиновой А.Ф. недобросовестным получателем мер социальной поддержки.
Добросовестность гражданина по требованиям о взыскании переплат социальных выплат презюмируется. Доказательств, свидетельствующих о том, что спорные выплаты являлись следствием недобросовестности со стороны ответчика, истцом суду не представлено.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, у суда не было правовых оснований для удовлетворения иска и взыскания с ответчика соответствующих выплат.
Вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено, а судами первой и апелляционной инстанции не установлено доказательств того, что ответчик скрывала информацию о своем супруге.
При таких обстоятельствах, учитывая правила распределения бремени доказывания по такого рода спорам, суд пришел к правильному выводу об отсутствии недобросовестности со стороны истца в получении оспариваемой суммы ежемесячной денежной выплаты, что в силу вышеприведенных норм права исключает возможность удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы представителя истца о том, что ответчик должна была самостоятельно предоставить сведения о месте работы и доходах супруга, так как Центр не имеет возможности получить эти сведения путем использования системы межведомственного информационного взаимодействия, не могут повлечь за собой отмену обжалуемого решения суда, так как ненадлежащее выполнение учреждением своей обязанности по проверке предоставленных сведений, выразившееся в невозвращении заявления ответчика на доработку, само по себе не свидетельствует о недобросовестности поведения последней.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении спора судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Приволжского районного суда города Казани от 18 апреля 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казённого учреждения «Республиканский центр материальной помощи» - без удовлетворения.
Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий три месяца, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Апелляционное определение суда изготовлено в окончательной форме 24 июля 2023 года.
Председательствующий
Судьи: