Судья Михеева С.А. |
№ 33-3281/2018 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 августа 2018 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Королевой С.В.,
судей Гудковой Г.В., Савина А.И.
при секретаре Хяниной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 25 мая 2018 г. по иску Мозгалевой Р. А. к администрации Пряжинского национального муниципального района о признании права на обеспечение жилым помещением, восстановлении в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья на условиях специализированного найма.
Заслушав доклад судьи Гудковой Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иск заявлен по тем основаниям, что истец с 07.04.1998 по 04.09.2000 являлась воспитанницей ГКОУ РК «Олонецкий детский дом». В соответствии с распоряжением Чалнинской поселковой администрации от 03.03.1998 № за истцом и ее братом было закреплено жилое помещение по адресу (.....). 27.04.2000 указанное жилое помещение сгорело. 01.04.2014 администрация Пряжинского национального муниципального района постановлением № установила факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении, 12.08.2016 постановлением № истец исключена из Списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Постановлением администрации Пряжинского национального муниципального района от 12.08.2016 № в указанное постановление № внесено дополнение, пункт 1 дополнен абзацем о признании утратившим силу постановления администрации Пряжинского национального муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ №. До настоящего времени истец своим правом на получение жилья на основаниях, предусмотренных законодательством, не воспользовалась, считает, что исключена из Списка необоснованно, имеет право на восстановление в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья на условиях специализированного найма, в том числе независимо от возраста.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
С данным решением не согласна истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В жалобе приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Полагает, что у нее имелись причины, препятствующие к постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, ссылается на юридическую безграмотность, переезд в другое место жительства, вину опекуна и соответствующих органов, которые обязаны были озаботиться вопросом предоставления ей другого жилья после того как сгорело закрепленное за ней жилое помещение.
В суд апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.
Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), абзацу четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами права носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Мозгалева (до регистрации брака - (...)) Р.А. родилась ХХ.ХХ.ХХ. Ее родители решением (...) от ХХ.ХХ.ХХ лишены родительских прав, в связи с чем, истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением Чалнинской поселковой администрации от 03.03.1998 № за Егоровой Р.А. и Е.С.А. закреплено жилое помещение по адресу (.....).
В период с 07.04.1998 по 04.09.2000 истец являлась воспитанницей ГКОУ РК «Олонецкий детский дом»; в 2000 г. поступила в ПУ № 20 г. Питкяранта; в 2001 г. была отчислена.
После отчисления из ПУ № 20 г. Питкяранта истец в закрепленное за ней жилое помещение не вселялась, уехала в (.....), где проживает до настоящего времени.
ХХ.ХХ.ХХ Мозгалева Р.А. обратилась в администрацию Пряжинского национального муниципального района с заявлением о включении в список лиц, имеющих право на получение жилья на условиях специализированного найма.
Постановлением администрации Пряжинского национального муниципального района от 01.04.2014 № установлен факт невозможности проживания Мозгалевой Р.А. в ранее занимаемом жилом помещении по указанному выше адресу.
На основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия от 22.07.2016 №, постановления администрации Пряжинского национального муниципального района от 12.08.2016 № Мозгалева Р.А. исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья на условиях специализированного найма.
Постановлением администрации Пряжинского национального муниципального района от 12.08.2016 №а, постановление администрации Пряжинского национального муниципального района от 01.04.2014 № признано утратившим силу.
Не согласившись с данными постановлениями, Мозгалева Р.А. обратилась в суд с настоящим иском, полагая о наличии права на обеспечение жилым помещением, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Установив указанные обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства, проанализировав положения вышеприведенных правовых норм, принимая во внимание то, что Мозгалева Р.А. обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о включении ее в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья на условиях специализированного найма, только в марте 2014, то есть по достижению возраста 32 лет; до достижения возраста 23 лет, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения не обращалась; объективных причин, препятствующих реализации истцом своего права в установленный законом срок не усмотрено, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований истца.
Оснований не согласиться с выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они мотивированы, не противоречат установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в полном объеме повторяют позицию истца, изложенную в суде первой инстанции, которой судом дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 25 мая 2018 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи