Дело № 2а- ______/2022 (2а-4398/2021)
44RS0001-01-2021-008715-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 января 2022 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе судьи Скрябиной О.Г., при секретаре судебного заседания Волнухине Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области и Николаеву М.М. о прекращении права на осуществление охоты,
установил:
Костромской межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области и Николаеву М.М. о прекращении права на осуществление охоты. Просят прекратить право Николаева М.М., <дата> зарегистрированного по адресу: <адрес>, на осуществление охоты до погашения или снятия судимости. Возложить обязанность на Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> аннулировать охотничий билет единого федерального образца серия ... №, выданный <дата> Николаеву М.М., в соответствии с Порядком выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от <дата> №. Обязать Николаева М.М. возрастить в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области охотничий билет единого федерального образца серия ... №, выданный <дата>. Свои требования административный истец мотивирует тем, что Николаев М.М. привлечен к уголовной ответственности, что является основанием для прекращения его прав на осуществление охоты.
В судебном заседании представитель административного истца по иск поддержал по основаниям, указанным в заявлении, просят требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области по доверенности Пророкова Е.Н. требования административного истца не признала, пояснила, что Прокурор в данном случае, обращаясь в суд, подменяет полномочия Департамента. О привлечении Николаева М.М. к уголовной ответственности Департаменту не было известно, в связи с чем и не было до настоящего времени прекращено право Николаева М.М. на охоту. Обязанности по прекращению прав на охоту входят в компетенцию Департамента. Просит в удовлетворении требований отказать. При этом, пояснила, что с момента, когда Департамент получил копию искового заявления и до настоящего времени, действия по прекращению права Николаева М.М. на охоту Департаментом не предприняты.
Николаев М.М. в судебном заседании не участвует, извещался о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств не заявил.
С согласия участников процесса дело рассмотрено при имеющейся явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Департаментом <дата> гражданину Николаеву М.М., <дата> г.р. выдан охотничий билет единого федерального образца серия ... №, о чем в государственный охотхозяйственный реестр внесены соответствующие сведения. Данный охотничий билет действителен и не аннулировался.
В тоже время, <дата> Николаев М.М. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ... УК РФ, ... УК РФ, ... Уголовного кодекса РФ. Приговором ... Николаеву М.М. назначено наказание, в виде ... лишения свободы. На основании ст. 73 УК РФ назначенное наказание считать условным с испытательным сроком ...
Основания и процедура аннулирования охотничьих билетов установлены Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об охоте) и Порядком выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета, утвержденным Приказом Минприроды России от 20 января 2011 года № 13 (далее - Порядок).
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон об охоте) под охотой понимается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой; орудиями охоты - огнестрельное, пневматическое и холодное оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», а также боеприпасы, капканы и другие устройства, приборы, оборудование, используемые при осуществлении охоты.
В силу положений ч.ч. 2 и 3 ст. 21 Закона об охоте охотничий билет является документом единого федерального образца без ограничения срока и территории его действия, имеет учетные серию и номер, выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона об охоте охотничий билет выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума.
Частью 8 ст. 21 Закона об охоте предусмотрены основания для аннулирования охотничьего билета, к которым относятся:
1) несоответствие физического лица требованиям части 1 настоящей статьи;
2) подача охотником заявления об аннулировании своего охотничьего билета;
3) судебное решение.
В силу ч. 9 ст. 21 Закона об охоте охотничий билет аннулируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с указанием обстоятельства, послужившего основанием аннулирования, с обязательной ссылкой на соответствующее положение части 8 настоящей статьи.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.01.2011 № 13 утвержден Порядок выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета (далее Порядок), пунктом 17 которого предусмотрены аналогичные основания для аннулирования охотничьего билета, что и положениями ч. 8 ст. 21 Закона об охоте.
В соответствии с п. 19.2 Порядка при наличии основания, указанного в подп. «в» п. 17 настоящего Порядка, охотничий билет аннулируется уполномоченным органом в течение одного рабочего дня со дня поступления в уполномоченный орган сведений о вступлении в законную силу судебного решения, послужившего основанием аннулирования охотничьего билета.
В силу п. 25.1 Порядка в случае, если охотничий билет аннулирован по основанию, указанному в подп. «в» п. 17 настоящего Порядка, аннулированный охотничий билет подлежит возврату в уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного решения, послужившего основанием аннулирования охотничьего билета.
Согласно Положению о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, утв. постановлением Губернатора Костромской области от 29.10.2009 № 247, одной из основных функций Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области (далее - Департамента) является ведение государственного охотхозяйственного реестра, выдача и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца.
В соответствии со ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашается:
а) в отношении лиц, условно осужденных, - по истечении испытательного срока;
б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, - по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;
в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания;
г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания;
ф д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, - по
истечении десяти лет после отбытия наказания.
Таким образом, Николаев М.М. имеет непогашенную (неснятую) судимость за совершение умышленного преступления, что свидетельствует о его несоответствии требованиям ч. 1 ст. 21 Закона об охоте, и является основанием для аннулирования выданного ему охотничьего билета.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 8, ч.ч. 1, 3 ст. 20, ст.ст. 21, 29, 30 Закона об охоте, п.1 Порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утв. приказом Минприроды России от <дата> №, наличие у Николаева М.М. охотничьего билета, а также сведений о нем в охотхозяйственном реестре является основанием для выдачи разрешения на добычу охотничьих ресурсов, и, следовательно, возникновения права на добычу охотничьих ресурсов, использования орудий охоты, в том числе не относящихся к охотничьему оружию (капканы и другие устройства, приборы, оборудование, используемые при осуществлении охоты).
Осуществление охотничьей деятельности лицом, незаконно обладающим охотничьим билетом, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также создает угрозу причинения лицом, ранее нарушившим требования федерального законодательства, и имеющим в настоящее время возможность использования орудий охоты, как имущественного, так и неимущественного вреда неопределенному кругу лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В связи с чем, государство обязано, посредством своих органов, принять меры к восстановлению законности.
В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии с частью 9 статьи 21 Закона об охоте охотничий билет аннулируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 19 Порядка при наличии основания, указанного в подпункте «а» пункта 17 Порядка (несоответствия физического лица требованиям части 1 статьи 21 Закона об охоте) охотничий билет аннулируется уполномоченным органом в течение пяти рабочих дней со дня выявления обстоятельства, послужившего основанием аннулирования охотничьего билета.
Аннулированный по указанному основанию охотничий билет подлежит возврату в уполномоченный орган в течение месяца со дня получения уведомления об аннулировании охотничьего билета. Уведомление об аннулировании охотничьего билета физическому лицу, в отношении которого принято соответствующее решение, направляется уполномоченным органом, аннулировавшим охотничий билет, в течение одного рабочего дня со дня аннулирования охотничьего билета (пункты 23, 25 Порядка).
При таких обстоятельствах, поскольку административный ответчик Николаев М.М. имеет неснятую не погашенную судимость, требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ... №, ░░░░░░░░ <░░░░> ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░> №.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ... №, ░░░░░░░░ <░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ -
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░ 2022 ░░░░.