Дело № 2-2263/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Клин Московской области 29 августа 2019 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Вороновой Т.М.,
при секретаре Ермаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Войсковой части 41486 к Фомину М. В. о возмещении ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Войсковая часть 41486 обратилась в суд с иском к Фомину М.В. о возмещении ущерба.
В обоснование заявленных требований истец указывал на то, что в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», Федеральным законом № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», требованиями приказа Министра обороны России № 333 от 2014 года по факту выявления недостач материальных ценностей в ходе приемки материальных ценностей капитаном Скрипковским Д.Д. у материально ответственного лица капитана запаса Фомина М.В. в войсковой части 41486 проведено разбирательство.
В ходе разбирательства установлено, что согласно приказа командира войсковой части 41486 от 04.02.2019 года №169 капитану Скрипковскому Д.Д., назначенному на должность начальника группы обслуживания (авиационного оборудования) технико-эксплуатационной части авиационного отряда (на Ан-12, Ан-26, Ту-134) было приказано в период с 04.02.2019 года по 09.02.2019 года принять дела и должность установленным порядком, все числящееся имущество у капитана запаса Фомина М.В., уволенного с военной службы на основании приказа Главнокомандующего воздушно-космическими силами от 28.11.2018 года № 175.
Капитан запаса Фомин М.В. был об этом уведомлен посредством мобильной связи капитаном Скрипковским Д.Д, но прибыть для передачи дела и должности, всего числящегося за ним имущества установленным порядком, отказался, ссылаясь на собственную занятость.
Капитан Фомин М.В. был исключен из ?списков части приказом в/ч 41486 № 1-с от 11.01.2019г., с 17.01.2019г.
Во время проведения плановой инвентаризации инвентаризационной комиссией войсковой части 41486 в составе председателя комиссии подполковника Иванова Д.А. и членов комиссии капитана Бибикова К.М., прапорщика Зайцева В.А., сержанта Мальцева И.С. и при приемке материальных ценностей капитаном Скрипковским Д.Д. была выявлена недостача следующих материальных ценностей:
1. Аппарат АПП-1А - 2 шт:;
2. Выключатель ВГ-15с2 - 1 шт.;
3. Датчик ДТ27-9 - 1 шт.;
4. Запчасти ГС-24Б - 1 к-т;
5. Термопара Т-6 б/пр - 1 шт.;
6. Блок ДУСУ изделия МСРП-12-96 - 1шт.;
7. Трансформатор ТРП-52 расходомера топлива РТМС-0,85-Б1 - 1шт.;
8. Блок 2449т- 1 шт.;
9. Герцметр ГФ-400 - 1 шт.;
10. Датчик ДУС-970В - 1 шт.;
11. Датчик МВ-25Г - 2 шт.;
12. Компас КИ-13к - 1 шт.;
13. Приемник П-1Тр - 2 шт.;
14. Приемник П-9Т - 2 шт.;
15. Термос ЭТ-9 - 1 шт.
На основании данных инвентаризационной комиссии были составлены инвентаризационные описи №№ 00000104, 00001023, 00001027, 00001031, 00001035 с указанием вышеизложенной недостачи.
По результатам инвентаризации была составлена ведомость расхождений № 00000034 от 24.04.2019 года с указанием размера причиненного ущерба.
По результатам ведомости расхождений № 00000034 от 24.04.2019 года был составлен акт оценки (определения) справедливой стоимости объекта нефинансовых активов от 15 мая 2019 года с уточнением размера причиненного ущерба, после чего он составил 118 457,68 рублей.
Учитывая указанные обстоятельства, истец просил взыскать с ответчика военнослужащего запаса Фомина М.В. сумму ущерба в размере 118 457,68 руб., так как ущерб причинен военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения и пользования.
Представители истца в судебное заседание явились, исковые требования просили удовлетворить.
Фомин М.В. в судебное заседание не явился, извещен, его представитель возражал против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Тверской области» в судебное заседание не явился, извещен, просил о рассмотрении дела в их отсутствие, просил удовлетворить исковые требования.
Проверив материалы дела, с учетом представленных сторонами доказательств, оценив их в совокупности на основании ст.67 ГПК РФ, заслушав объяснения явившихся лиц, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (далее - военнослужащие), за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также порядок возмещения причиненного ущерба установлены Федеральным законом N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих".
Статьей 2 названного Закона установлено, что все виды вооружения, продовольствие и иные виды военного имущества, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью, являются имуществом воинской части.
В этой же статье определено, что реальным ущербом считается утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.
В силу ст. 3 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" указано, что военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.
В соответствии со ст. 5 настоящего Закона военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен: военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей; действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации; в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации; умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий.
Согласно ст. 27 Устава внутренней службы Вооруженных сил РФ, материальную ответственность военнослужащие несут за материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, в соответствии с Положением о материальной ответственности военнослужащих.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», Федеральным законом № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», требованиями приказа Министра обороны России № 333 от 2014 года по факту выявления недостач материальных ценностей в ходе приемки материальных ценностей капитаном Скрипковским Д.Д. у материально ответственного лица капитана запаса Фомина М.В. в войсковой части 41486 проведено разбирательство.
В ходе разбирательства установлено, что согласно приказа командира войсковой части 41486 от 04.02.2019 года № 169 капитану Скрипковскому Д.Д., назначенному на должность начальника группы обслуживания (авиационного оборудования) технико-эксплуатационной части авиационного отряда (на Ан-12, Ан-26, Ту-134) было приказано в период с 04.02.2019 года по 09.02.2019 года принять дела и должность установленным порядком, все числящееся имущество у капитана запаса Фомина М.В., уволенного с военной службы на основании приказа Главнокомандующего воздушно-космическими силами от 28.11.2018 года № 175.
Капитан запаса Фомин М.В. был об этом уведомлен посредством мобильной связи капитаном Скрипковским Д.Д, но прибыть для передачи дела и должности, всего числящегося за ним имущества установленным порядком, отказался, ссылаясь на собственную занятость.
Капитан Фомин М.В. был исключен из ?списков части приказом в/ч 41486 № 1-с от 11.01.2019 года, с 17.01.2019 года.
Во время проведения плановой инвентаризации инвентаризационной комиссией войсковой части 41486 в составе председателя комиссии подполковника Иванова Д.А. и членов комиссии капитана Бибикова К.М., прапорщика Зайцева В.А., сержанта Мальцева И.С. и при приемке материальных ценностей капитаном Скрипковским Д.Д. была выявлена недостача следующих материальных ценностей:
1. Аппарат АПП-1А - 2 шт.;
2. Выключатель ВГ-15с2 - 1 шт.;
3. Датчик ДТ27-9 - 1 шт.;
4. Запчасти ГС-24Б - 1 к-т.;
5. Термопара Т-6 б/пр - 1 шт.;
6. Блок ДУСУ изделия МСРП-12-96 - 1шт.;
7. Трансформатор ТРП-52 расходомера топлива РТМС-0,85-Б1 - 1шт.;
8. Блок 2449т- 1 шт.;
9. Герцметр ГФ-400 - 1 шт.;
10. Датчик ДУС-970В - 1 шт.;
11. Датчик МВ-25Г - 2 шт.;
12. Компас КИ-13к - 1 шт.;
13. Приемник П-1Тр - 2 шт.;
14. Приемник П-9Т - 2 шт.;
15. Термос ЭТ-9 - 1 шт.
На основании данных инвентаризационной комиссии были составлены инвентаризационные описи №№ 00000104, 00001023, 00001027, 00001031, 00001035 с указанием вышеизложенной недостачи.
По результатам инвентаризации была составлена ведомость расхождений № 00000034 от 24.04.2019 года с указанием размера причиненного ущерба.
По результатам ведомости расхождений № 00000034 от 24.04.2019 года был составлен акт оценки (определения) справедливой стоимости объекта нефинансовых активов от 15 мая 2019 года с уточнением размера причиненного ущерба, после чего он составил 118 457,68 рублей.
Учитывая указанные обстоятельства, истец просил взыскать с ответчика военнослужащего запаса Фомина М.В. сумму ущерба в размере 118 457,68 руб., так как ущерб причинен военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения и пользования.
Судом установлено, что 28.11.2018 года, капитан запаса Фомин М.В., приказом Главкома воздушно- космическими силами № 175 был уволен с военной службы.
Приказом по В/Ч 41486 от 11.01.2019 г. он был исключен из списков части с 17.01.2019 года и с указанной даты официально окончил военную службу.
В указанный период, начиная с 28.11.2018 г. по 17.01.2019 г. (с даты издания приказа об увольнении и до исключения из списков части, т.е. фактического увольнения) ответчик находился на своем рабочем месте с целью передачи дел вновь назначенному на должность ответчика сотруднику, либо в отсутствие такового вышестоящему руководству.
В соответствии со ст. 75, 82 и 93 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ (далее - ВС РФ), утвержденного Указом Президента РФ от 10.11.2007 г. № 1495, командир в мирное и военное время отвечает, в том числе, за сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества, в связи с чем обязан знать действительное состояние воинской части (подразделения), постоянно иметь точные сведения о наличии и состоянии вооружения, военной техники и другого военного имущества.
Командир обязан предотвращать утрату, недостачу, порчу и хищение военного имущества; привлекать виновных лиц к ответственности; организовывать войсковое хозяйство и руководить им лично, а также через штаб, своих заместителей, начальников родов войск и служб.
Изложенные нормы законодательства свидетельствуют о том, что организация процесса по сдаче вверенного военнослужащему до момента его увольнения), а также контроль за его?имущества (причем проведением и предпринятое установленных законом мер, в случае установления факта несдачи имущества и причинения тем самым воинской части материального ущерба, возложены на командира воинской части.
Однако, стороной истца, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств того, что в указанный период, с 28.11.2019 г. по 17.01.2019 г., были проведены мероприятия но организации приема-передачи занимаемой ответчиком должности.
Приказов, распоряжений либо иных документов руководством воинской части о проведении (в том числе) инвентаризационных мероприятий не издавалось. О проведении каких-либо мероприятий подобного рода ответчик не уведомлялся ни в устной, ни в письменной форме.
После увольнения Фомина М.В. уведомлений от истца о проведении мероприятий, касающихся приема-передачи какого-либо имущества, не поступало.
Об организации Воинской частью мероприятий по передаче дел занимаемой ответчиком в период службы должности, а также проведении инвентаризации, ответчик не уведомлялся.
Из выписки из приказа командира В/Ч 41486 от 04.02.2019 г. № 169 усматривается, что командир части приказал Фомину М.В. в период с 04 по 09 февраля 2019 г. сдать дела и должность установленным порядком, все числящееся за ним имущество капитану Скрипкоскому Д.Д.
Вместе с тем, с 17.01.2019 года Фомин М.В. был уволен с воинской службы и на момент приказа командира В/Ч 41486 от 04.02.2019 г. № 169 уже не имел никакого отношения ни к В/Ч 41486 в частности, ни к Вооруженным силам в целом.
Таким образом, издание командиром указанной Воинской части приказа является не законным.
Правила проведения инвентаризации в Вооруженных Силах РФ определены Приказом Министра Обороны РФ от 16.10.10 г. № 1365 «Об утверждении порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств в вооруженных силах РФ», утверждающего «Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств в вооруженных силах РФ».
Указанным Порядком определяются (в том числе) правила ее проведения, одним из которых (п. 10) устанавливается, что проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.
Однако, истцом не представлено суду доказательств проведения инвентаризации.
В силу ч. 1 и 2 ст. 7 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» командир воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц.
В соответствии с нормами «Наставления по правовой работе в ВС», утвержденными Приказом Министра обороны РФ от 03.12.15 г. № 717, под административным расследованием понимается деятельность командира по установлению фактических обстоятельств совершения военнослужащими проступков правонарушений), а также наступления иных событий и фактов, не имеющих признаков преступления, с целью принятия по ним законного и обоснованного решения.
Административное расследование назначается приказом командира либо его распоряжением в виде резолюции на документе, послужившим поводом для принятия решения о назначении расследования. Причем командир воинской части при обнаружении материального ущерба обязан немедленно назначить административное расследование для установления причин его возникновения, размера и виновных лиц.
Административное расследование обязательно назначается и проводится, в частности: в случае причинения материального ущерба; для установления виновных лиц и размера нанесенного государству ущерба; при обнаружении утрат материальных средств с целью выявления причин обнаруженных нарушений и виновных в этом лиц.
Согласно пункту «а» ст. 58 «Наставления по правовой работе в ВС», утвержденными Приказом Министра обороны РФ от 03.12.15 г. № 717, административное расследование проводится посредством:
а) отбора объяснений:
у военнослужащих, которым имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи и других целей.
Во всех случаях результаты административного расследования оформляются в письменной форме с приложением соответствующих документов. Материалы административных расследований брошюруются в отдельные дела и хранятся в соответствии с правилами организации делопроизводства в воинской части.
В процессе проведения административного расследования готовятся следующие документы: рапорт, другие документы, на основании которых проводится административное расследование, с резолюцией командира о назначении административного расследования; объяснения должностных лиц, свидетелей и т.п.; заключение лица, проводившего расследование, с указанием условий, причин, характера нарушений и рекомендаций командованию по привлечению к дисциплинарной и (или) материальной ответственности и некоторые другие.
Объяснение подписывается лицом, от которого оно получается, и офицером, проводящим расследование. Круг лиц, от которых может быть получено объяснение, не ограничен и определяется лицом, проводящим расследование.
В ходе расследования выяснению подлежат следующие вопросы:
- действительно ли имел место проступок (событие или факт), в чем он выразился;
- где, когда, при каких обстоятельствах, какими средствами и с какой целью он был совершен;
- наличие вины в действиях (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами;
- каковы последствия проступка;
- обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица;
- причины и условия, способствовавшие совершению проступка.
Административное расследование должно быть закончено в месячный срок. В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим начальником еще 1 один месяц, о чем в материалах расследования должно быть соответствующее подтверждение.
Порядок составления и содержание заключения, которое должно быть составлено результатам административного расследования, регламентируется ст.ст. 60-61 Наставления, в которых указано, что административное расследование завершается давлением заключения офицера, его проводившего, о всех установленных обстоятельствах, о лицах, допустивших нарушения установленных норм и правил, с указанием предложений для принятия решения. Такое заключение составляется на имя командира и должно иметь три составные части: вводную, описательную и резолютивную.
В вводной части должно быть указано: на основании чего и по какому факту доводилось расследование, кто, где и когда его проводил.
В описательной части подробно излагаются обстоятельства расследованного проступка (правонарушения) с указанием: какое именно нарушение имело место в данном случае, кем, когда, где, каким способом, с какой целью и по каким мотивам оно совершено; умышленно или неосторожно действовало (бездействовало) лицо; какие при этом законы, нормы воинских уставов, приказов, наставлений или правил нарушены; во время службы или в иной обстановке; есть ли и какова причинная связь между действиями (бездействиями) лица и наступившими вредными последствиями. Здесь же дается анализ причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, характеристика личности виновного. Обязательно отражается отношение виновного лица к совершенному проступку.
В резолютивной части должно быть изложено: кто конкретно и в чем именно виновен, конкретные предложения (мнение) о том, к какому виду ответственности (дисциплинарной или материальной, или той и другой одновременно) целесообразно привлечь виновного (виновных).
Заключение (рапорт) подписывается офицером, проводившим административное расследование, с указанием даты его составления (окончания расследования) и вместе с приложенными к нему всеми документами (материалами), собранными в ходе расследования (объяснительные записки, справки, рапорты, письма, акты и другие документы), представляется командиру.
Положениями Наставления также определено, что по материалам административного расследования командир в срок не более трех дней принимает решение и объявляет его в приказе по воинской части, в котором определяются меры, которые должны быть приняты для восстановления нарушенного порядка, защиты прав и интересов государства, воинской части, военнослужащего, граждан и предотвращения подобных нарушений в будущем, а также меры воздействия в отношении тех лиц, виновность которых доказана расследованием (привлечение их к материальной, дисциплинарной ответственности или применение мер общественного ?воздействия).
Таким образом, учитывая, что привлечение военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, к материальной ответственности за причиненный ущерб влечет для них серьезные негативные последствия, выражающиеся, в частности, во взыскании с них денежных средств, притом, что зачастую такие действия (бездействие) совершаются этими лицами не в условиях очевидности, в связи с чем в целях (становления причин ущерба, его размера и виновных лиц необходимо выполнение целого комплекса мер, законодательство требует от командиров в рамках решения вопроса о привлечении военнослужащих и бывших военнослужащих к названному виду ответственности обязательного соблюдения определенной процедуры, а именно - проведения административного расследования.
При этом данная процедура не допускает формального отношения к ее доведению, о чем свидетельствуют вышеизложенные положения Наставления, которыми определен конкретный перечень действий, необходимых к неукоснительному выполнению в рамках проводимого административного расследования. Данный перечень, в свою очередь, не ограничивается получением объяснений от самого лица, предположительно причинившего материальный ущерб, а включает в себя также опрос различных должностных лиц, свидетелей и сбор документов и сведений.
Именно в результате проведенного в установленном порядке административного расследования достоверно устанавливаются как размер причиненного ущерба, так и его причины и виновные лица, что должно найти свое отражение в заключении по итогам проведения административного расследования, а уже затем, в свою очередь, по материалам административного расследования командир принимает решение и объявляет его в приказе по воинской части, в котором определяются меры, которые должны быть приняты для восстановления нарушенного порядка, защиты прав и интересов государства, воинской части, военнослужащего, граждан и предотвращения подобных нарушений в будущем, а также меры воздействия в отношении тех лиц, виновность которых доказана расследованием, в частности, привлечение их к материальной ответственности.
Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с военнослужащего запаса Фомина М.В. суммы ущерба в размере 118 457,68 руб., поскольку приказ об увольнении Фомина М.В. был издан 11.01.2019 года, ответчик был исключен из списков части приказом в/ч 41486 № 1-с от 11.01.2019 года, с 17.01.2019 года, вследствие чего он не может быть привлечен к материальной ответственности в виде возмещения убытков в сумме 118 457,68 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Войсковой части 41486 к Фомину М. В. о возмещении ущерба оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 17 сентября 2019 года.
Судья Воронова Т.М.