дело № 12-65/2024
УИД 11RS0016-01-2024-000657-43
РЕШЕНИЕ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Долгих Е.А.,
при секретаре судебного заседания Анисовец А.А.,
рассмотрев в с.Выльгорт 03 июля 2024 года в открытом судебном заседании жалобу администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми на постановление Врио начальника отделения судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми – старшего судебного пристава от 10 апреля 2024 года,
установил:
Постановлением Врио начальника отделения судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми – старшего судебного пристава от 10.04.2024 администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми обратилась в Сыктывдинский районный суд с жалобой, в которой просит отменить постановление должностного лица и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми Сёмина О.В. в судебном заседании жалобу поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что при рассмотрении дела администрацией заявлено ходатайство об отложении, которое оставлено судебным приставом без удовлетворения, чем нарушено право на защиту. Кроме того, должностным лицом не рассмотрены доводы, изложенные в пояснениях от 059.03.2024 и от 03.04.2024. Также при рассмотрении дела не устанавливался факт наличия обстоятельств, указанных в ч. 4 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на которые ссылалась администрация. Органом местного самоуправления ежегодно проводится работа по ремонту автомобильной дороги и проведение данных работ в зимний период не представляется возможным.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении – Врио начальника отделения судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми Шучалина Н.Г., надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав пояснения защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства №-ИП, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет административную ответственность.
В силу положений ст.6 Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФи.
В силу ст. 5, 6 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава – исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом – исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в п.1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах».
В соответствии со ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав – исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Вступившим в законную силу решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 25.09.2019 требования прокурора Сыктывдинского района Республики Коми в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» удовлетворены. На администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» возложена обязанность в срок до 01.09.2020 привести проезжую часть дороги «с. Слудка – д.Ипатово – д. Шыладор» (идентификационный номер 87 228 ОП МР 001) в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» путем восстановления покрытия проезжей части дороги.
На основании указанного решения суда 10.09.2020 Отделением судебных приставов по Сыктывдинскому району в отношении администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» возбуждено исполнительное производство №-ИП, которое до настоящего времени не окончено.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 21.03.2022 администрации предоставлена отсрочка исполнения указанного решения суда до 31.12.2022.
В рамках исполнительного производства администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» неоднократно вручались требования об исполнении требований исполнительного документа.
26.10.2020 судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми вынесено постановление о взыскании с администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми исполнительского сбора, за неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения требований.
Постановлением отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми от 13.02.2023 администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Постановлением отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми от 27.02.2024 администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 Кодекса РРФ об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, 27.02.2024 судебным приставом-исполнителем отделения судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми вновь вручено требование о необходимости в срок до 22.03.2024 исполнить решение суда, в котором должник предупрежден о возможности привлечения к административной ответственности по ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
05.03.2024 от должника в адрес отделения судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми поступил ответ на данное требование, однако документов, подтверждающих исполнение требований исполнительного документа в полном объеме, должником не представлено.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что в срок, установленный для добровольного исполнения, должник требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнил, документы, подтверждающие исполнение требований исполнительного документа, представлены должником не в полном объеме.
В ходе рассмотрения жалобы представителем юридического лица факт неисполнения решения суда не оспаривался.
Обстоятельства совершения администрацией муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми вмененного административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 04.04.2024; вступившими в законную силу постановлениями о привлечении администрации муниципального района «Сыктывдинский» к административной ответственности по ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также требованиями должностного лица.
На основании ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, при этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.Сведений о том, что администрацией муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми были предприняты все зависящие от нее меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа, в материалах дела не имеется.
Доказательств наличия уважительных причин, препятствующих исполнению требований исполнительного документа, в материалы дела не предоставлено.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доводы защитника юридического лица о том, что при рассмотрении дела нарушено право администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми на защиту, в связи с тем, что судебным приставом оставлено без удовлетворения ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, суд находит несостоятельными.
Ходатайство об отложении рассмотрения дела должностным лицом рассмотрено надлежащим образом, с соблюдением требований статьи 24.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесенным определением в его удовлетворении мотивированно отказано. Ссылка защитника на недостаточность времени для подготовки к рассмотрению дела подлежит отклонению, поскольку о дате рассмотрения специалисты были извещены 05.04.2024, а дело рассмотрено 10.04.2024.
Указанные законным представителем юридического лица причины, препятствующие исполнению требований исполнительного документа, нельзя признать уважительными, поскольку под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Обстоятельства, на которые ссылается должник к числу обстоятельств непреодолимой силы, непреодолимых препятствий, предусмотренных ч. 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не относятся.
Также следует отметить, что совершенное администрацией муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми административное правонарушение посягает на институт судебной власти и исполнение решения суда должно рассматриваться в качестве составной части «судебного разбирательства», в связи с чем, органы власти не могут ссылаться на отсутствие денежных средств и иных ресурсов в качестве оправдания для неисполнения судебного решения.
Учитывая длительность неисполнения решения суда, ссылка представителя администрации на то, что органом местного самоуправления ежегодно проводится работа по ремонту автомобильной дороги и проведение данных работ в зимний период не представляется возможным, также является несостоятельной.
Утверждения представителя о том, должностным лицом не рассмотрены доводы, изложенные в пояснениях от 05.03.2024 и от 03.04.2024 и не проверен факт наличия обстоятельств, указанных в ч. 4 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в судебном заседания своего подтверждения не нашли, поскольку данные пояснения и обстоятельства учтены судебным приставом при вынесения оспариваемого постановления.
Ссылки на недостаточность денежных средств для исполнения решения суда, с учетом дефицитного характера утвержденного бюджета, также являются несостоятельными.
Указанные обстоятельства не свидетельствуют о наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда, поскольку исполнить решение суда должник был обязан, с учетом предоставленной отсрочки до 11.11.2022, а равно в рассматриваемом случае у администрации муниципального района имелось достаточно времени для исполнения судебного акта.
Довод об отсутствии в действиях администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми состава административного правонарушения, мотивированный тем, что решение суда не было исполнено в установленный срок по независящим от должника обстоятельствам, не может повлечь отмену оспариваемого постановления.
Таким образом, действия администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми образуют состав вмененного ей административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и Врио начальника – старший судебный пристав отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми Шучалина Н.Г. пришла к обоснованному выводу о наличии в действиях администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о необходимости применения в рассматриваемом случае положений ч. 4 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, также подлежат отклонению.
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 27.09.2018 № 2478-О положения ч. 4 ст. 24.5 Кодекса, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.
С учетом установленных обстоятельств, свидетельствующих о неисполнении решения суда на протяжении длительного времени, а также отсутствия доказательств принятия администрацией всех возможных мер для исполнения решения суда, оснований для применения положений ч. 4 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в рассматриваемом случае не имеется.
При таких обстоятельствах, постановление должностного лица является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Постановление по делу об административном правонарушении в полной мере отвечает требованиям, предусмотренным ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст.4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела об административном правонарушении, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления и удовлетворения жалобы не имеется.
Порядок и срок привлечения администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми к административной ответственности соблюдены, в связи с чем, оснований для прекращения производства по делу за истечением срока давности привлечения к административной ответственности не имеется.
Поскольку административное наказание администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми назначено надлежащим должностным лицом, в пределах, установленных законом за совершение данного административного правонарушения, с учетом как смягчающих, так и отягчающих обстоятельств, в минимально возможном размере, суд не находит оснований для отмены, либо изменения постановления об административном правонарушении.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Постановление Врио начальника отделения судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми – старшего судебного пристава Шучалиной Н. Г. от 10 апреля 2024 года о признании администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей – оставить без изменения, а жалобу администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.А. Долгих