УИД - 61RS0036-01-2022-001963-88
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июня 2022г. г. Каменск - Шахтинский
Каменский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Сытник И.Ю., при секретаре Шехурдиной Е.А.,
с участием представителя истца М.Д.А. – Петрова А.А., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению М.Д.А., М.А.Д., М.Р.Р., М.Д.Д. и М.И.Д. в лице М.Р.Р. к Территориальному Управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерству обороны Российской Федерации филиал «Южный» о прекращении права общей долевой собственности на квартиру, передаче квартиры в собственность РФ и оперативное управление ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)»
У С Т А Н О В И Л :
М.Д.А., М.А.Д., М.Р.Р., М.Д.Д. и М.И.Д. в лице М.Р.Р. обратились в суд с иском к Территориальному Управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерству обороны Российской Федерации филиал «Южный» о прекращении права общей долевой собственности на квартиру, передаче квартиры в собственность РФ и оперативное управление ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)». В обоснование своих требований истец М.Д.А. указал, что ему и членам его семьи на основании Договора социального найма жилого помещения №, заключенного с Новочеркасским КЭЧ района была предоставлена во владение и пользование для проживания квартира по адресу: <адрес>. Данная квартира на момент предоставления находилась в собственности Российской Федерации и была закреплена на праве оперативного управления за Новочеркасским КЭЧ района. ФГУ «Новочеркасская КЭЧ района» было реорганизовано путем присоединения к ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 04.04.2020 № 175 создано ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Минобороны России, которое в настоящее время осуществляет полномочия Министерства обороны РФ в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Южного военного округа. В сентябре 2008 года он реализовал своё право на приватизацию. На основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от 17.09.2008 г. ему и членам его семьи - М.Р.Р., М.А.Д., М.Д.Д., М.И.Д. была передана квартира в долевую собственность. На сегодняшний день он решил воспользоваться своим правом, предоставленным мне ст. 9.1 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и передать принадлежащее мне и членам моей семьи на праве собственности жилое помещение в собственность Российской Федерации и в оперативное управление ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Минобороны России. В последующем он намерен заключать Договор социального найма на данную квартиру с уполномоченным органом- филиалом «Южный» Центрального Управления ФГАУ «Росжилкомплекс». В настоящее время ему необходимо осуществить деприватизацию данной квартиры и заключить с жилищным органом Министерства обороны РФ договор социального найма. На основании ответа ответчика на заявление представителя М.Д.А. по доверенности Петрова А.А. из Федерального Агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации (Росимущество) от 27.01.2022 г., следует, что принятие жилых помещений в собственность в порядке приватизации, и заключение договоров социального найма в отношении таких помещений относится к непосредственной компетенции Минобороны России. На основании ответа ответчика на заявление М.Д.А. из ФГАУ "Росжилкомплекс" филиал "Южный" от 14 марта 2022 г., следует, что порядок заключения с нанимателями жилых помещений в собственность по линии Министерства обороны Федерации, а также порядок принятия жилых помещений, предоставление нанимателям по линии Министерства обороны Российской Федерации в собственность Российской Федерации, не определены. В данном ответе ему разъяснили, что вопросы передачи жилого помещения в государственную собственность, может быть разрешен только в порядке гражданского судопроизводства. Считает, что поскольку квартира ранее была закреплена на праве оперативного управления за ФГУ «Новочеркасская КЭЧ района», которое было реорганизовано путем присоединения к ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, а позже приказом Министра обороны Российской Федерации от 04.04.2020 № 175 создано ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Минобороны России, которое в настоящее время осуществляет полномочия Министерства обороны РФ в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Южного военного округа, что Министерство обороны РФ обязано принять указанную квартиру в оперативное управление наравне с остальным имуществом. На основании изложенного просит суд прекратить право общей долевой собственности на квартиру принадлежащей М.Д.А. доля в праве 1/5, М.Р.Р. доля в праве 1/5, М.А.Д. доля в праве 1/5, ФИО13 ДанилуДмитриевичу доля в праве 1/5, М.И.Д. доля в праве 1/5, по адресу: <адрес> общей площадью квартиры 79,9 кв. м, жилой площадью 53,40 кв. м.; обязать Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области принять вышеуказанную квартиру в собственность Российской Федерации, провести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и передать ее в оперативное управление ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ; обязать Министерство обороны РФ в лице ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ принять вышеуказанную квартиру в оперативное управление и провести государственную регистрацию права оперативного управления на данную квартиру.
Истцы надлежащим образом извещенные о дате слушания дела, в судебное заседание не явились, согласно представленного заявления просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель истца М.Д.А. – Петров А.А. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, согласно доводов, указанных в иске. Пояснил, что М.Д.А. и члены его семьи имеют право на дополнительную площадь, как полковник и командир бригады, имеет стаж военной службы свыше 25 лет, ему положена субсидия в размере 26955000 рублей.
В судебное заседание представители ответчиков - филиала «Южный» ФГАУ «Росжилкомплекс», Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явились, представителей не направили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли. Дело рассмотрено в отсутствии представителей ответчиков по основаниям ч.3 ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика - филиала «Южный» ФГАУ «Росжилкомплекс» направил в суд возражения на исковое заявление, согласно которому заявленные требования истца считают необоснованными и просят в их удовлетворении отказать в полном объеме, по основаниям изложенным в возражениях на исковое заявление.
Представитель третьего лица, отдела образования Администрации г. Каменск-Шахтинского - Овчинникова Э.В. просила суд принять законное и обоснованное решение.
Выслушав объяснения представителя истца, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от 17 сентября 2008 года, заключенного с Новочеркасской КЭЧ района была предоставлена в общую долевую собственность М.Д.А., М.Р.Р., М.А.Д., М.И.Д., М.Д.Д. квартира, общей площадью 79,9 кв. м., расположенная по адресу: <адрес> (л.д.14-14обор.).
Согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости от 16.03.2022 года, за М.Д.А., М.Р.Р., М.А.Д., М.И.Д., М.Д.Д. зарегистрировано право общей долевой собственности наквартира, общей площадью 79,9 кв. м., расположенная по адресу: <адрес>, по 1/5 доли за каждым, ограничения прав или обременения объекта недвижимости не зарегистрированы. (л.д.17-19).
Согласно доводов иска и пояснениям, данным в судебном заседании, в настоящее время М.Д.А., М.Р.Р., М.А.Д., М.И.Д., М.Д.Д., проживают вквартире, расположенной по адресу<адрес>
М.Д.А.являясь военнослужащим, проходит военную службу в войсковой части 30763 в должности командира (л.д.15).
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 29.12.2004N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 9.1 Закона Российской Федерации от04.07.1991 г.N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" также предусматривается право граждан, приватизировавших жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, и обязанность соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления или уполномоченных ими лиц принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены названным Кодексом.
Таким образом, законом предусматривается право граждан при наличии их волеизъявления передать приватизированное ими жилое помещение в государственную и муниципальную собственность на основании соответствующего договора с заключением на указанное жилое помещение договора социального найма. Реализация данного права гражданами не ставится в зависимость от волеизъявления соответствующих органов местного самоуправления и органов исполнительной власти и уполномоченных ими лиц.
Из указанных норм следует, что деприватизация жилого помещения возможна при соблюдении следующих условий: жилое помещение должно поступить в собственность гражданина именно в порядке приватизации, а не по иным основаниям приобретения права собственности (договор дарения, купли-продажи, в порядке наследования); жилое помещение должно быть единственным местом постоянного проживания гражданина; отсутствие обременений в отношении жилого помещения; право на деприватизацию можно реализовать однократно.
Вопрос о деприватизации рассматривается соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими лицами.
При этом мотивы и причины, по которым гражданин намерен реализовать указанное право, юридического значения не имеют.
Согласно ст. 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В силу п. 1 ст. 235 ГК РФ, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 246 ГК РФ, распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю, либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных ст. 250 ГК РФ.
Пунктом 1 ст. 28 ГК РФ предусмотрено, что за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.
Представитель отдела образования администрации г. Каменска-Шахтинского Ростовской области в судебном заседании заключила, что считает целесообразным удовлетворить иск, поскольку исходя из материалов дела, права несовершеннолетних ущемляться не будут.
Судом установлено, что занимаемое М.Д.А., М.Р.Р., М.А.Д., М.И.Д., М.Д.Д. жилое помещение было приобретено ими в собственность в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 04.07.1991 года № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», является единственным местом жительства истцов, не обременено обязательствами. Доказательств обратного, а также наличия иных препятствий в передаче квартиры в государственную собственность, со стороны ответчиков не представлено.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что требование истцов о прекращении их права общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, является законным и обоснованным.
Согласно ответу от 27.01.2022 года Территориального Управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области от №, следует, что согласно судебной практике, принятие жилых помещений, договоры приватизации в отношении которых были заключены с подведомственными Минобороны организациями, относятся к компетенции Минобороны России (л.д. 20-21).
М.Д.А. обратился в ФГАУ «Центральное управление жилищно-коммунальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации» по вопросу передачи в государственную собственность жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> Ответом от 14 марта 2022 года № сообщено, что порядок заключения с нанимателями жилых помещений, предоставляемых по линии Министерства обороны Российской Федерации в собственность Российской Федерации не определены, в связи с чем разъяснено, что порос передачи жилого помещения в государственную собственность, может быть разрешен только в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от16.08.2004г. N 1082, Министерство обороны Российской Федерации уполномочено осуществлять в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами (пункт 71).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от29.10.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство Обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственный учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.
Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 04.04.2020 года N 175 ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны России является уполномоченной организацией по управлению, распоряжению и эксплуатации жилищного фонда Минобороны России.
В соовтетсвии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Таким образом, разрешая вопрос о том, кому подлежит передача отчуждаемого жилого помещения при деприватизации, суд приходит к выводу, об обоснованности требований истцов о возложении обязанности на Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области принять вышеуказанную квартиру в собственность Российской Федерации, провести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и передать ее в оперативное управление ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ, а также о возложении обязанности на Министерство обороны РФ в лице ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны России принять вышеуказанную квартиру в оперативное управление и провести государственную регистрацию права оперативного управления на данную квартиру.
С учетом изложенного выше, на основании анализа совокупности представленных доказательств, суд полагает требования истцов законными и подлежащими удовлетворению в полном оъеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования М.Д.А., М.А.Д., М.Р.Р., М.Д.Д. и М.И.Д. в лице М.Р.Р. к Территориальному Управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерству обороны Российской Федерации филиал «Южный» о прекращении права общей долевой собственности на квартиру, передаче квартиры в собственность РФ и оперативное управление ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» – удовлетворить.
Прекратить право общей долевой собственности М.Д.А. -1/5, М.А.Д. - 1/5, М.Р.Р. - 1/5, М.Д.Д. -1/5 и М.И.Д. -1/5 на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 79,9 кв.м., жилой площадью 53,4 кв.м.
Обязать Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области принять вышеуказанную квартиру в собственность Российской Федерации, провести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и передать ее в оперативное управление ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ.
Обязать Министерство обороны РФ в лице ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ принять вышеуказанную квартиру в оперативное управление и провести государственную регистрацию права оперативного управления на данную квартиру.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Каменский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен 15 июня 2022 г.
С У Д Ь Я :________________