Дело № 5-428/2021
УИД №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
р.п. Любинский 24 ноября 2021 года
Судья Любинского районного суда Омской области Акулова О.В.,
при секретаре судебного заседания Носковой О.Л.,
при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Ахтырских Ю.В.,
с участием представителя Управления Роспотребнадзора в Омской области ПРЕДСТАВИТЕЛЬ №1,
рассмотрев в помещении суда, расположенного по адресу: Омская область, Любинский район, р.п. Любинский, ул. Октябрьская, дом № 85, в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении:
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Большаковская средняя общеобразовательная школа» Любинского муниципального района Омской области, <данные изъяты>
о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «Большаковская СОШ» нарушены санитарно-эпидемиологические требования, а именно вода, используемая в хозяйственно-питьевых и бытовых целях, не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде. В соответствии с экспертным заключением по результатам лабораторно-инструментальных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Любинском районе» проба воды водопроводной, отобранная ДД.ММ.ГГГГ на пищеблоке в горячем цехе из водопроводного крана для мытья рук МБОУ «Большаковская СОШ» Любинского муниципального района Омской области, по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям раздела III (таблицы 3.5) СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по показателю – общее микробное число. В связи с чем, МБОУ «Большаковская СОШ» совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, на основании решения о проведении внеплановой выездной проверки ТО Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе в отношении МБОУ «Большаковская СОШ» проведена внеплановая выездная проверка в связи с истечением срока исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, предписания № от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки установлено, что МБОУ «Большаковская СОШ» нарушены санитарно-эпидемиологические требования, а именно вода, используемая в хозяйственно-питьевых и бытовых целях, не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде. В соответствии с экспертным заключением по результатам лабораторно-инструментальных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Любинском районе» проба воды водопроводной, отобранная ДД.ММ.ГГГГ на пищеблоке в горячем цехе из водопроводного крана для мытья рук МБОУ «Большаковская СОШ» Любинского муниципального района Омской области, по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям раздела III (таблицы 3.5) СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по показателю – общее микробное число.
В предыдущих судебных заседаниях законный представитель МБОУ «Большаковская СОШ» ПРЕДСТАВИТЕЛЬ №2 и представитель ПРЕДСТАВИТЕЛЬ №3 полагали, что вина учреждения в нарушении санитарно-эпидемиологических требований при обеспечении водой отсутствует. Подвоз воды в учреждение осуществляется автотранспортом администрации сельского поселения, набирается она в емкость в точки предоставления услуги по водоснабжению АО «Омскоблводопровод». В МБОУ «Большаковская СОШ» вода сливается в емкости, откуда распределяется по водопроводной системе и используется исключительно для хозяйственных целей и для мытья рук. Питьевая вода приобретается учреждением отдельно в бутилированном виде. Емкости для хранения воды и трубопровод обрабатываются специализированной организацией по заключенному договору. В то время как емкость для подвоза воды администрацией поселения, со слов главы, только хлорируется и промывается под давлением самостоятельно. Смывы были отобраны при проведении проверки только из водопроводного крана в горячем цехе на пищеблоке. После обработки емкости и трубопровода, отобранные образцы также не соответствовали показателям. Соответственно в рамках поверки специалистом Роспотребнадзора не были отобраны образцы с емкости для подвоза воды.
Представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе ПРЕДСТАВИТЕЛЬ №1 материалы дела об административном правонарушении поддержала. Показала, что мониторинг качества воды в АО «Омскоблводоповод» ведется постоянно, качество воды соответствует показателям. Отобранные образцы показали, что качество воды не соответствует именно в образовательном учреждении. При этом, не оспаривала, что проверка соответствия санитарным требованиям емкости для подвоза воды в администрации сельского поселения, не проводилась.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, заслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению
Санкция данной статьи предусматривает наложение на юридических лиц административного наказания в виде административного штрафа от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ч. 1 ст. 19 указанного Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического надзора; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).
Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям. Показатель общего микробного числа позволяет получить представление о массивности бактериального загрязнения воды с учетом сапрофитной микрофлоры. Общее микробное число обычно увеличивается при поступлении в воду поверхностных, ливневых стоков, бытовых сточных вод. Присутствие общих колиформ Escherichia coli communis также свидетельствует об органическом загрязнении антропогенного происхождения.
Употребление некачественной питьевой воды, имеющей признаки микробного загрязнения, может послужить причиной возникновения инфекционных и паразитарных заболеваний у человека, таких как острые кишечные инфекции (холера, брюшной тиф, паратифы А и В, дизентерия, энтериты, энтероколиты); вирусных инфекций (вирусные гепатиты А, аденовирусные и энтеровирусные инфекции); протозойных инфекций; глистных инвазий.
Таким образом, вышеперечисленные нарушения могут создать угрозу жизни и здоровья граждан, привести к групповой заболеваемости кишечными инфекциями среди населения.
Факт совершения административного правонарушения и виновность МБОУ «Большаковская СОШ» подтверждаются следующими доказательствами:
протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ;
протоколом испытания воды и заключением по протоколу испытания от ДД.ММ.ГГГГ;
экспертными заключениями по результатам лабораторно-инструментальных исследований от ДД.ММ.ГГГГ;
решением о проведении внеплановой выездной проврки территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе № от ДД.ММ.ГГГГ;
актом внеплановой выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1.5 Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Таким образом, административным законодательством на административный орган возложена обязанность доказать наличие вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.
МБОУ «Большаковская СОШ» допущены нарушения Правил санитарно-эпидемиологического законодательства, в действиях юридического лица формально содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренные ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем, имеются сомнения относительно вины учреждения.
Так, из представленных МБОУ «Большаковская СОШ» документов, соглашения по обеспечению водой от ДД.ММ.ГГГГ, справки администрации Большаковского сельского поселения, договоров по проведению работ по промывке с дезинфекцией емкостей и трубопровода МБОУ «Большаковская СОШ», договора холодного водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что вода поставляется в МБОУ «Большаковская СОШ» АО «Омскоблводопроводом», путем ее подвоза в емкости и на автотранспорте администрацией Большаковского сельского поселения. Далее вода сливается в емкости в МБОУ «Большаковская СОШ» и перераспределяется по трубопроводу для хозяйственных нужд и мытья рук. Питьевая вода приобретается учреждением в бутилированном виде. Емкости для хранения воды в МБОУ «Большаковская СОШ» и трубопровод дезинфицируются специализированной организацией, в то время как емкость для подвоза воды администрацией поселения обрабатывается самостоятельно путем хлорирования и промыва под давлением. Специалистами ТО Роспотребнадзора смывы с данной емкости при проведении проверки не отбирались. Соответственно не исключена возможность попадания микробов в воду при ее транспортировке.
При изложенных обстоятельствах, суд считает, что действия МБОУ «Большаковская СОШ», хотя формально и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но совершенное правонарушение является малозначительным.
В судебном заседании установлено, что работники юридического лица ответственно относится к выполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в их действиях не усматривается пренебрежительного отношения должностным обязанностям.
Согласно ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
По смыслу указанной нормы следует, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Суд считает, что юридическое лицо подлежит освобождению от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, при этом суд полагает возможным ограничиться устным замечанием.
Руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объявить Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Большаковская средняя общеобразовательная школа» Любинского муниципального района Омской области устное замечание.
Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья О.В. Акулова