Решение по делу № 2-109/2022 от 03.03.2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Катайский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Бутаковой О. А.

при секретаре Таланкиной А. С.

с участием помощника прокурора Катайского района Моор А. С.,

представителя третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Гармония» Токаревой Е. В.

рассмотрел в открытом судебном заседании 25 апреля 2022 года в г. Катайске Курганской области гражданское дело № 2-109/2022 по исковому заявлению прокурора Катайского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Элемент-Трейд» об обязании совершить определенные действия,

установил:

прокурор Катайского района Курганской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Гармония» (далее – ООО «Гармония») и обществу с ограниченной ответственностью «Элемент-Трейд» (далее – «Элемент-Трейд») об обязании устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму в Российской Федерации, а именно: провести обследование и категорирование торгового объекта «Монетка», расположенного по адресу: ...; оформить паспорт безопасности указанного объекта.

Исковые требования мотивированы тем, что на основании информации Департамента экономического развития Курганской области проведена проверка деятельности ООО «Гармония» и ООО «Элемент-Трейд» в части исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности торгового объекта «Монетка», расположенного по вышеуказанному адресу. В ходе надзорных мероприятий установлено, что 27.02.2017 между ООО «Элемент-Трейд» и ООО «Гармония» заключен договор аренды недвижимого имущества № 04-НМЮ, согласно которому ООО «Элемент-Трейд» передано нежилое помещение, зарегистрированное за кадастровым номером , общей площадью 459 кв. м., расположенное по адресу: ..., которое принадлежит ООО «Гармония» на праве собственности. В указанном помещении расположен магазин «Монетка», правообладателем которого является ООО «Элемент-Трейд». Департаментом экономического развития Курганской области в 2019 году были направлены уведомления собственнику и арендатору помещения о включении объекта в перечень торговых объектов, расположенных на территории Курганской области и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты. ООО «Элемент-Трейд», получив уведомление о необходимости провести категорирование торгового объекта 28.02.2020, в установленный законом месячный срок не приняло мер по созданию комиссии по категорированию, в связи с чем исполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта было невозможно. Согласно информации от 08.12.2021 категорирование торгового объекта – магазина «Монетка» не проводилось, комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта не создавалась, паспорт безопасности не оформлялся и не направлялся в Департамент экономического развития Курганской области. По данным фактам 10.01.2022 прокуратурой района вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Согласно ответу на представление собственник помещений проинформирован о необходимости проведения мероприятий по категорированию, так как договором аренды обязанность по категорированию арендуемых помещений не установлена. Согласно информации ООО «Гармония» не владеет сведениями о категорировании помещений, так как доступа в указанное помещение не имеет, проектирование проведено арендатором. Магазин «Монетка» оснащен оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров. Целью категорирования торгового объекта является установление дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на объекте людей террористических актов и их возможных последствий. Несоблюдение положений законодательства, несмотря на социальную значимость объектов потребительского рынка, а также то обстоятельство, что магазин «Монетка» ежедневно посещает значительное количество граждан, невыполнение ООО «Элемент-Трейд» и ООО «Гармония» необходимых мероприятий по категорированию объекта создает угрозу совершения террористического акта, невозможность своевременного устранения последствий его совершения, а также влечет реальную и непосредственную угрозу жизни и здоровью значительного числа граждан, неопределенного круга лиц, а также противоречит охраняемых законом интересам общества и государства. Бездействие ООО «Элемент-Трейд» и ООО «Гармония», выразившееся в непринятии мер по присвоению категории, не установлении степени угрозы совершения на них террористического акта и масштаба возможных последствий совершения на них террористического акта, влечет ненадлежащую антитеррористическую защищенность объекта (л. д. 5-8).

11 марта 2022 года от прокурора Катайского района поступило уточненное исковое заявление, согласно которому вышеуказанные исковые требования предъявляются к ООО «Элемент-Трейд», ООО «Гармония» указано в качестве третьего лица, дополнительно требования мотивированы тем, что в перечень торговых объектов, расположенных на территории Курганской области и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, включен именно торговый объект – магазин «Монетка», правообладателем которого является ООО «Элемент-Трейд». Следовательно, обязанность по проведению мероприятий по антитеррористической защищенности объекта возложена на ООО «Элемент-Трейд» (л. д. 71-74).

6 апреля 2022 года от прокурора Катайского района поступило уточненное исковое заявление, согласно которому уточнена площадь помещения магазина «Монетка» - 459,2 кв. м. (л. д. 113-116).

11 апреля 2022 года от прокурора Катайского района вновь поступило уточненное исковое заявление, согласно которому прокурор просит обязать ООО «Элемент-Трейд» устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму в Российской Федерации, а именно: провести обследование и категорирование торгового объекта «Монетка», общей площадью 459,2 кв. м., расположенного по адресу: ..., переданного по договору аренды недвижимого имущества от 27.02.2017 № 04-НМЮ, заключенного между ООО «Элемент-Трейд» и ООО «Гармония»; оформить паспорт безопасности объекта «Монетка», общей площадью 459,2 кв. м., расположенного по адресу: ..., переданного по договору аренды недвижимого имущества от 27.02.2017 № 04-НМЮ, заключенного между ООО «Элемент-Трейд» и ООО «Гармония» (л. д. 138-141).

В судебном заседании прокурор Моор А. С. заявленные уточненные исковые требования поддержала, настаивает на их полном удовлетворении по основаниям, указанным в уточненных исковых заявлениях.

Представитель ответчика ООО «Элемент-Трейд» в судебное заседание не явился, хотя своевременно и надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения данного дела (л. д. 130-131), заявлений о невозможности явиться в судебное заседание по уважительной причине и об отложении судебного заседания не представлено. Учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика. Из ранее представленного отзыва следует, что ООО «Элемент-Трейд» исковые требования не признает. Согласно требованиям законодательства общество должно было приступить к категорированию объекта торговли путем создания комиссии по обследованию и категорированию в течении одного месяца после получения уведомления о включении магазина «Монетка» в перечень, предусмотренный п. 5 Требований к антитеррористической защищенности торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273. Вместе с тем из материалов дела не следует, были ли установлены критерии включения торговых объектов в перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах Курганской области и подлежащих категорированию в интересах антитеррористической защищенности по состоянию на 2020 г. Такие акты в свободном доступе в сети «Интернет» отсутствуют, также данные акты отсутствуют на официальном интернет-портале правовой информации http://publication.pravo.gov.ru, а также на сайте официального издания, где опубликовываются нормативные правовые акты, принятые Губернатором Курганской области, Правительством Курганской области, иными федеральными органами исполнительной власти данного субъекта РФ. В связи с этим считают, что перечень торговых объектов на территории Курганской области высшим должностным лицом субъекта РФ – Губернатором Курганской области не утверждался, также не утверждались критерии включения (исключения) торговых объектов (территорий) в указанный перечень. Таким образом, становится неясно, каким образом проверялось соответствие торгового объекта – магазина «Монетка», расположенного по адресу: ..., критериям включения торговых объектов в перечень торговых объектов, подлежащих категорированию, соответствует ли вообще указанный торговый объект таким критериям, если они вообще были установлены. Кроме того, ООО «Элемент-Трейд» считает, что вышеуказанные объекты не соответствуют ни одной из категорий, указанных в пункте 12 Требований. Соответственно у ООО «Элемент-Трейд» не возникло обязанности по категорированию торгового объекта, в связи с чем исковые требования прокурора Катайского района не подлежат удовлетворению. Также отмечают, что согласно договору аренды недвижимого имущества от 27.02.2017 ООО «Элемент-Трейд» является арендатором лишь части помещений в здании по адресу: .... В указанном здании имеются иные объекты (предприятие быстрого питания «Шаурмания», веломагазин «Фортуна», газета «Знамя», Катайское районное общественное охотничье-рыболовное хозяйство), что свидетельствует о необходимости проведения совместного категорирования всех торговых объектов в здании, так как обследование одного торгового объекта в здании без учета другого не будет отвечать целям антитеррористической защищенности. Разработка паспорта безопасности производится на основании решения комиссии о присвоении категории объекту или не присвоении категории. То есть торговые объекты, не соответствующие ни одной из категорий торговых объектов (территорий), подлежат исключению из перечня. При указанных обстоятельствах, по мнению ООО «Элемент-Трейд», в данном деле прокурором не собрано достаточное количество доказательств и установлены не все обстоятельства, позволяющие удовлетворить заявленные им исковые требования (л. д. 81-82).

Представитель третьего лица ООО «Гармония» Токарева Е. В., действующая на основании доверенности от 15.03.2022 (л. д. 89), в судебном заседании считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку действительно между ООО «Гармония» и ООО «Элемент-Трейд» заключен договор аренды помещения магазина «Монетка», поэтому на ООО «Элемент-Трейд» лежит обязанность по проведению обследования и категорированию торгового объекта «Монетка», а также оформлению паспорта безопасности.

Представитель третьего лица Департамента экономического развития Курганской области в судебное заседание не явился, согласно заявлению просят рассмотреть дело без участия представителя (л. д. 103), из представленного отзыва следует, что заявленные прокурором требования поддерживают. Требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273, устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), а также порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), включая вопросы инженерно-технической укрепленности торговых объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности торговых объектов (территорий). Постановлением Губернатора Курганской области от 15.06.2021 № 65 Департамент экономического развития Курганской области определен уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области по определению перечня торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территорий Курганской области и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты. Согласно письму Департамента от 05.02.2021 № 12-00538/21, направленного в прокуратуру Катайского района, на основании пп. «в» п. 12 Требований № 1273 в Перечень включен торговый объект, расположенный по адресу: .... Письмами от 21.05.2018 № 06-1892, от 20.02.2020 № 06-673 ООО «Гармония» и ООО «Элемент-Трейд» уведомлены были Департаментом о включении указанного торгового объекта в Перечень, а также необходимости совершить определенные действия, установленные Требованиями № 1273. Буквальное толкование п. 3 Требований № 1273 свидетельствует о том, что обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности объекта возлагается на субъекта, являющегося его правообладателем на законном основании, независимо от вида такого права и титула его владения. Из материалов дела следует, что нежилое помещение: ..., передано ООО «Гармония» в аренду ООО «Элемент-Трейд» по договору аренды недвижимого имущества № 04-НМЮ от 27.02.2017 для использования коммерческой деятельности: торговли товарами, оказания услуг. Таким образом, ООО «Элемент-Трейд» как титульный владелец объекта, использующий его в торговых целях, должно обеспечить его антитеррористическую защищенность (л. д. 100-102).

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Катайского района к ООО «Элемент-Трейд» об обязании совершить определенные действия - законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Президентом Российской Федерации 05.09.2009 утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (далее - Концепция), которая определяет основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Концепции субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

Одним из направлений по противодействию терроризму в Российской Федерации в соответствии с пунктом 12 Концепции является предупреждение (профилактика) терроризма.

В силу пункта 21 Концепции к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма наряду с политическими, социально-экономическими, правовыми, информационными, культурно-образовательными относятся организационно-технические меры, предполагающие разработку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом установлены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1, 7, 13 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма, соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

В силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) (далее - Требования), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)», разработаны на основе требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», так как места массового пребывания людей, в том числе торговые объекты, являются потенциально опасными с точки зрения террористических посягательств.

Действие постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273 распространяется на предприятия и организации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 3 Требований (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, используемыми для размещения торговых объектов (территорий), или использующих земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для размещения торговых объектов (территорий) на ином законном основании (далее - правообладатели торговых объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий) (далее - руководитель объекта).

В соответствии с пунктом 5 Требований перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), по согласованию с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Указанный перечень является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку "Для служебного пользования".

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение 1 месяца после утверждения перечня, предусмотренного пунктом 5 настоящих требований, письменно уведомляет соответствующих правообладателей торговых объектов (территорий) о включении торговых объектов (территорий) в указанный перечень (пункт 7 Требований).

Согласно пункту 10 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и масштаба возможных последствий совершения на них террористического акта осуществляется категорирование торговых объектов (территорий).

Пунктом 12 Требований предусмотрено, что к торговым объектам (территориям) третьей категории относятся:

торговые объекты (территории), если на них или на аналогичных торговых объектах (территориях) на территории субъекта Российской Федерации в течение последних 3 лет не зафиксировано совершение (попытка к совершению) террористических актов;

торговые объекты (территории), в районе расположения которых в течение последних 3 лет вводился высокий ("желтый") уровень террористической опасности не более 1 раза или повышенный ("синий") уровень террористической опасности менее 4 раз либо в течение последних 12 месяцев вводился критический ("красный") уровень террористической опасности от 1 до 2 раз и (или) высокий ("желтый") уровень террористической опасности от 2 до 4 раз или повышенный ("синий") уровень террористической опасности менее 2 раз;

торговые объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 50 до 200 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости от 5 до 15 млн. рублей.

В соответствии с пунктом 13 Требований всем торговым объектам (территориям) присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 12 настоящих требований.

Согласно пункту 14 Требований для проведения категорирования торгового объекта (территории) решением правообладателя торгового объекта (территории) создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) (далее - комиссия) в течение 1 месяца со дня получения уведомления о включении этого торгового объекта (территории) в перечень, предусмотренный пунктом 5 настоящих требований.

В силу пункта 21 Требований на каждый торговый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности, представляющий собой информационно-справочный документ постоянного действия, отражающий состояние антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) и содержащий перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов на торговом объекте (территории).

Паспорт безопасности составляется руководителем объекта на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) с учетом данных, предоставляемых членами комиссии в соответствии с их компетенцией, и утверждается правообладателем торгового объекта (территории) либо уполномоченным им должностным лицом.

Судом установлено, что прокуратурой Катайского района в рамках осуществления надзора за обеспечением антитеррористической защищенности объектов массового пребывания граждан проведена проверка антитеррористической защищенности торгового объекта – магазина «Монетка», расположенного по адресу: ....

Указанный торговый объект включен в Перечень торговых объектов, расположенных на территории Курганской области, подлежащих категорированию и паспортизации в интересах их антитеррористической защищенности на основании подпункта «в» пункта 12 Требований, который утвержден распоряжением Губернатора Курганской области от 28.04.2018 № 1-р (л. д. 145-147).

Судом установлено, что между ООО «Гармония» и ООО «Элемент-Трейд» 27.02.2017 заключен договор аренды недвижимого имущества № 04-НМЮ, согласно которому ООО «Гармония» передало в аренду ООО «Элемент-Трейд» нежилое помещение, общей площадью 459,2 кв. м., находящееся по адресу: ..., для размещения магазина «Монетка» с целью осуществления розничной торговли или организации розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, алкогольной и табачной продукцией на срок 7 лет (л. д. 16-34, 52-60).

Требования о необходимости провести категорирование вышеуказанного объекта и оформить паспорт антитеррористической защищенности объекта направлялись Департаментом экономического развития Курганской области 21.05.2018 ООО «Гармония» (собственнику нежилого помещения, в котором расположен торговый объект – магазин «Монетка» по адресу: ...) и 20.02.2020 ООО «Элемент-Трейд» (владельцу торгового объекта – магазина «Монетка», расположенного по адресу: ...) (л. д. 36-39, 40-42).

До настоящего времени категорирование указанного объекта не проведено, паспорт антитеррористической защищенности объекта не оформлен.

Согласно информации ООО «Гармония» нежилое помещение передано с 27.02.2017 по договору аренды ООО «Элемент-Трейд», которое произвело проектирование указанного помещения, с этого момента доступа в помещение не имеется (л. д. 15).

Из ответов ООО «Элемент-Трейд» следует, что категорирование торгового объекта – магазина «Монетка», расположенного по адресу: ..., по инициативе общества не производилось, комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта не создавалась, паспорт безопасности не оформлялся и не направлялся в Департамент экономического развития Курганской области, по результатам рассмотрения представления прокурора Катайского района были приняты меры, а именно: направлено письмо собственнику нежилого помещения о проведении паспортизации и категорирования арендуемых помещений, так как по условиям договора аренды обязанность по категорированию нежилого помещения на ООО «Элемент-Трейд» не возлагается (л. д. 10-11, 13).

Таким образом, выявленные нарушения свидетельствуют о невыполнении ответчиком ООО «Элемент-Трейд» установленных законом мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности указанного торгового объекта, что создает угрозу безопасности и защищенности граждан, непринятие мер в области антитеррористической защищенности функционирующих торговых объектов нарушают права неопределенного круга лиц и представляют угрозу для граждан и общества, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Доводы ООО «Элемент-Трейд» о том, что из материалов дела не следует, были ли установлены критерии включения торговых объектов в перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах Курганской области и подлежащих категорированию в интересах антитеррористической защищенности по состоянию на 2020 год, судом не принимаются во внимание, поскольку утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273 Требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) в редакции, действовавшей на момент включения торгового объекта – Магазина «Монетка», не была предусмотрена разработка критериев субъектами Российской Федерации для включения торговых объектов в указанный Перечень. Кроме того, ежегодное включение одного и того же объекта в указанный перечень действующим законодательством не предусмотрено.

Доводы ООО «Элемент-Трейд» о том, что торговый объект – магазин «Монетка», расположенный по адресу: ..., не подпадает под имеющиеся категории антитеррористической защищенности, судом не принимаются во внимание, поскольку какими-либо достоверными доказательствами в установленном порядке по существу ответчиком не подтверждены.

Доводы ООО «Элемент-Трейд» о том, что необходимо проводить совместное категорирование всех торговых объектов, находящихся в здании, расположенном по адресу: ..., судом также не принимаются во внимание, поскольку указанные ответчиком организации, не включены в Перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах Курганской области и подлежащих категорированию в интересах антитеррористической защищенности.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Катайского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Элемент-Трейд» об обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Элемент-Трейд» устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму в Российской Федерации, а именно:

провести обследование и категорирование торгового объекта «Монетка», общей площадью 459,2 кв. м., расположенного по адресу: ..., переданного по договору аренды недвижимого имущества от 27.02.2017 № 04-НМЮ, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью «Элемент-Трейд» и обществом с ограниченной ответственностью «Гармония»;

оформить паспорт безопасности объекта «Монетка», общей площадью 459,2 кв. м., расположенного по адресу: ..., переданного по договору аренды недвижимого имущества от 27.02.2017 № 04-НМЮ, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью «Элемент-Трейд» и обществом с ограниченной ответственностью «Гармония».

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Катайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья: О. А. Бутакова

Мотивированное решение изготовлено 27 апреля 2022 года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Катайский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Бутаковой О. А.

при секретаре Таланкиной А. С.

с участием помощника прокурора Катайского района Моор А. С.,

представителя третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Гармония» Токаревой Е. В.

рассмотрел в открытом судебном заседании 25 апреля 2022 года в г. Катайске Курганской области гражданское дело № 2-109/2022 по исковому заявлению прокурора Катайского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Элемент-Трейд» об обязании совершить определенные действия,

установил:

прокурор Катайского района Курганской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Гармония» (далее – ООО «Гармония») и обществу с ограниченной ответственностью «Элемент-Трейд» (далее – «Элемент-Трейд») об обязании устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму в Российской Федерации, а именно: провести обследование и категорирование торгового объекта «Монетка», расположенного по адресу: ...; оформить паспорт безопасности указанного объекта.

Исковые требования мотивированы тем, что на основании информации Департамента экономического развития Курганской области проведена проверка деятельности ООО «Гармония» и ООО «Элемент-Трейд» в части исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности торгового объекта «Монетка», расположенного по вышеуказанному адресу. В ходе надзорных мероприятий установлено, что 27.02.2017 между ООО «Элемент-Трейд» и ООО «Гармония» заключен договор аренды недвижимого имущества № 04-НМЮ, согласно которому ООО «Элемент-Трейд» передано нежилое помещение, зарегистрированное за кадастровым номером , общей площадью 459 кв. м., расположенное по адресу: ..., которое принадлежит ООО «Гармония» на праве собственности. В указанном помещении расположен магазин «Монетка», правообладателем которого является ООО «Элемент-Трейд». Департаментом экономического развития Курганской области в 2019 году были направлены уведомления собственнику и арендатору помещения о включении объекта в перечень торговых объектов, расположенных на территории Курганской области и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты. ООО «Элемент-Трейд», получив уведомление о необходимости провести категорирование торгового объекта 28.02.2020, в установленный законом месячный срок не приняло мер по созданию комиссии по категорированию, в связи с чем исполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта было невозможно. Согласно информации от 08.12.2021 категорирование торгового объекта – магазина «Монетка» не проводилось, комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта не создавалась, паспорт безопасности не оформлялся и не направлялся в Департамент экономического развития Курганской области. По данным фактам 10.01.2022 прокуратурой района вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Согласно ответу на представление собственник помещений проинформирован о необходимости проведения мероприятий по категорированию, так как договором аренды обязанность по категорированию арендуемых помещений не установлена. Согласно информации ООО «Гармония» не владеет сведениями о категорировании помещений, так как доступа в указанное помещение не имеет, проектирование проведено арендатором. Магазин «Монетка» оснащен оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров. Целью категорирования торгового объекта является установление дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на объекте людей террористических актов и их возможных последствий. Несоблюдение положений законодательства, несмотря на социальную значимость объектов потребительского рынка, а также то обстоятельство, что магазин «Монетка» ежедневно посещает значительное количество граждан, невыполнение ООО «Элемент-Трейд» и ООО «Гармония» необходимых мероприятий по категорированию объекта создает угрозу совершения террористического акта, невозможность своевременного устранения последствий его совершения, а также влечет реальную и непосредственную угрозу жизни и здоровью значительного числа граждан, неопределенного круга лиц, а также противоречит охраняемых законом интересам общества и государства. Бездействие ООО «Элемент-Трейд» и ООО «Гармония», выразившееся в непринятии мер по присвоению категории, не установлении степени угрозы совершения на них террористического акта и масштаба возможных последствий совершения на них террористического акта, влечет ненадлежащую антитеррористическую защищенность объекта (л. д. 5-8).

11 марта 2022 года от прокурора Катайского района поступило уточненное исковое заявление, согласно которому вышеуказанные исковые требования предъявляются к ООО «Элемент-Трейд», ООО «Гармония» указано в качестве третьего лица, дополнительно требования мотивированы тем, что в перечень торговых объектов, расположенных на территории Курганской области и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, включен именно торговый объект – магазин «Монетка», правообладателем которого является ООО «Элемент-Трейд». Следовательно, обязанность по проведению мероприятий по антитеррористической защищенности объекта возложена на ООО «Элемент-Трейд» (л. д. 71-74).

6 апреля 2022 года от прокурора Катайского района поступило уточненное исковое заявление, согласно которому уточнена площадь помещения магазина «Монетка» - 459,2 кв. м. (л. д. 113-116).

11 апреля 2022 года от прокурора Катайского района вновь поступило уточненное исковое заявление, согласно которому прокурор просит обязать ООО «Элемент-Трейд» устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму в Российской Федерации, а именно: провести обследование и категорирование торгового объекта «Монетка», общей площадью 459,2 кв. м., расположенного по адресу: ..., переданного по договору аренды недвижимого имущества от 27.02.2017 № 04-НМЮ, заключенного между ООО «Элемент-Трейд» и ООО «Гармония»; оформить паспорт безопасности объекта «Монетка», общей площадью 459,2 кв. м., расположенного по адресу: ..., переданного по договору аренды недвижимого имущества от 27.02.2017 № 04-НМЮ, заключенного между ООО «Элемент-Трейд» и ООО «Гармония» (л. д. 138-141).

В судебном заседании прокурор Моор А. С. заявленные уточненные исковые требования поддержала, настаивает на их полном удовлетворении по основаниям, указанным в уточненных исковых заявлениях.

Представитель ответчика ООО «Элемент-Трейд» в судебное заседание не явился, хотя своевременно и надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения данного дела (л. д. 130-131), заявлений о невозможности явиться в судебное заседание по уважительной причине и об отложении судебного заседания не представлено. Учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика. Из ранее представленного отзыва следует, что ООО «Элемент-Трейд» исковые требования не признает. Согласно требованиям законодательства общество должно было приступить к категорированию объекта торговли путем создания комиссии по обследованию и категорированию в течении одного месяца после получения уведомления о включении магазина «Монетка» в перечень, предусмотренный п. 5 Требований к антитеррористической защищенности торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273. Вместе с тем из материалов дела не следует, были ли установлены критерии включения торговых объектов в перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах Курганской области и подлежащих категорированию в интересах антитеррористической защищенности по состоянию на 2020 г. Такие акты в свободном доступе в сети «Интернет» отсутствуют, также данные акты отсутствуют на официальном интернет-портале правовой информации http://publication.pravo.gov.ru, а также на сайте официального издания, где опубликовываются нормативные правовые акты, принятые Губернатором Курганской области, Правительством Курганской области, иными федеральными органами исполнительной власти данного субъекта РФ. В связи с этим считают, что перечень торговых объектов на территории Курганской области высшим должностным лицом субъекта РФ – Губернатором Курганской области не утверждался, также не утверждались критерии включения (исключения) торговых объектов (территорий) в указанный перечень. Таким образом, становится неясно, каким образом проверялось соответствие торгового объекта – магазина «Монетка», расположенного по адресу: ..., критериям включения торговых объектов в перечень торговых объектов, подлежащих категорированию, соответствует ли вообще указанный торговый объект таким критериям, если они вообще были установлены. Кроме того, ООО «Элемент-Трейд» считает, что вышеуказанные объекты не соответствуют ни одной из категорий, указанных в пункте 12 Требований. Соответственно у ООО «Элемент-Трейд» не возникло обязанности по категорированию торгового объекта, в связи с чем исковые требования прокурора Катайского района не подлежат удовлетворению. Также отмечают, что согласно договору аренды недвижимого имущества от 27.02.2017 ООО «Элемент-Трейд» является арендатором лишь части помещений в здании по адресу: .... В указанном здании имеются иные объекты (предприятие быстрого питания «Шаурмания», веломагазин «Фортуна», газета «Знамя», Катайское районное общественное охотничье-рыболовное хозяйство), что свидетельствует о необходимости проведения совместного категорирования всех торговых объектов в здании, так как обследование одного торгового объекта в здании без учета другого не будет отвечать целям антитеррористической защищенности. Разработка паспорта безопасности производится на основании решения комиссии о присвоении категории объекту или не присвоении категории. То есть торговые объекты, не соответствующие ни одной из категорий торговых объектов (территорий), подлежат исключению из перечня. При указанных обстоятельствах, по мнению ООО «Элемент-Трейд», в данном деле прокурором не собрано достаточное количество доказательств и установлены не все обстоятельства, позволяющие удовлетворить заявленные им исковые требования (л. д. 81-82).

Представитель третьего лица ООО «Гармония» Токарева Е. В., действующая на основании доверенности от 15.03.2022 (л. д. 89), в судебном заседании считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку действительно между ООО «Гармония» и ООО «Элемент-Трейд» заключен договор аренды помещения магазина «Монетка», поэтому на ООО «Элемент-Трейд» лежит обязанность по проведению обследования и категорированию торгового объекта «Монетка», а также оформлению паспорта безопасности.

Представитель третьего лица Департамента экономического развития Курганской области в судебное заседание не явился, согласно заявлению просят рассмотреть дело без участия представителя (л. д. 103), из представленного отзыва следует, что заявленные прокурором требования поддерживают. Требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273, устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), а также порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), включая вопросы инженерно-технической укрепленности торговых объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности торговых объектов (территорий). Постановлением Губернатора Курганской области от 15.06.2021 № 65 Департамент экономического развития Курганской области определен уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области по определению перечня торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территорий Курганской области и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты. Согласно письму Департамента от 05.02.2021 № 12-00538/21, направленного в прокуратуру Катайского района, на основании пп. «в» п. 12 Требований № 1273 в Перечень включен торговый объект, расположенный по адресу: .... Письмами от 21.05.2018 № 06-1892, от 20.02.2020 № 06-673 ООО «Гармония» и ООО «Элемент-Трейд» уведомлены были Департаментом о включении указанного торгового объекта в Перечень, а также необходимости совершить определенные действия, установленные Требованиями № 1273. Буквальное толкование п. 3 Требований № 1273 свидетельствует о том, что обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности объекта возлагается на субъекта, являющегося его правообладателем на законном основании, независимо от вида такого права и титула его владения. Из материалов дела следует, что нежилое помещение: ..., передано ООО «Гармония» в аренду ООО «Элемент-Трейд» по договору аренды недвижимого имущества № 04-НМЮ от 27.02.2017 для использования коммерческой деятельности: торговли товарами, оказания услуг. Таким образом, ООО «Элемент-Трейд» как титульный владелец объекта, использующий его в торговых целях, должно обеспечить его антитеррористическую защищенность (л. д. 100-102).

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Катайского района к ООО «Элемент-Трейд» об обязании совершить определенные действия - законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Президентом Российской Федерации 05.09.2009 утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (далее - Концепция), которая определяет основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Концепции субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

Одним из направлений по противодействию терроризму в Российской Федерации в соответствии с пунктом 12 Концепции является предупреждение (профилактика) терроризма.

В силу пункта 21 Концепции к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма наряду с политическими, социально-экономическими, правовыми, информационными, культурно-образовательными относятся организационно-технические меры, предполагающие разработку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом установлены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1, 7, 13 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма, соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

В силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) (далее - Требования), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)», разработаны на основе требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», так как места массового пребывания людей, в том числе торговые объекты, являются потенциально опасными с точки зрения террористических посягательств.

Действие постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273 распространяется на предприятия и организации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 3 Требований (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, используемыми для размещения торговых объектов (территорий), или использующих земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для размещения торговых объектов (территорий) на ином законном основании (далее - правообладатели торговых объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий) (далее - руководитель объекта).

В соответствии с пунктом 5 Требований перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), по согласованию с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Указанный перечень является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку "Для служебного пользования".

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение 1 месяца после утверждения перечня, предусмотренного пунктом 5 настоящих требований, письменно уведомляет соответствующих правообладателей торговых объектов (территорий) о включении торговых объектов (территорий) в указанный перечень (пункт 7 Требований).

Согласно пункту 10 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и масштаба возможных последствий совершения на них террористического акта осуществляется категорирование торговых объектов (территорий).

Пунктом 12 Требований предусмотрено, что к торговым объектам (территориям) третьей категории относятся:

торговые объекты (территории), если на них или на аналогичных торговых объектах (территориях) на территории субъекта Российской Федерации в течение последних 3 лет не зафиксировано совершение (попытка к совершению) террористических актов;

торговые объекты (территории), в районе расположения которых в течение последних 3 лет вводился высокий ("желтый") уровень террористической опасности не более 1 раза или повышенный ("синий") уровень террористической опасности менее 4 раз либо в течение последних 12 месяцев вводился критический ("красный") уровень террористической опасности от 1 до 2 раз и (или) высокий ("желтый") уровень террористической опасности от 2 до 4 раз или повышенный ("синий") уровень террористической опасности менее 2 раз;

торговые объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 50 до 200 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости от 5 до 15 млн. рублей.

В соответствии с пунктом 13 Требований всем торговым объектам (территориям) присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 12 настоящих требований.

Согласно пункту 14 Требований для проведения категорирования торгового объекта (территории) решением правообладателя торгового объекта (территории) создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) (далее - комиссия) в течение 1 месяца со дня получения уведомления о включении этого торгового объекта (территории) в перечень, предусмотренный пунктом 5 настоящих требований.

В силу пункта 21 Требований на каждый торговый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности, представляющий собой информационно-справочный документ постоянного действия, отражающий состояние антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) и содержащий перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов на торговом объекте (территории).

Паспорт безопасности составляется руководителем объекта на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) с учетом данных, предоставляемых членами комиссии в соответствии с их компетенцией, и утверждается правообладателем торгового объекта (территории) либо уполномоченным им должностным лицом.

Судом установлено, что прокуратурой Катайского района в рамках осуществления надзора за обеспечением антитеррористической защищенности объектов массового пребывания граждан проведена проверка антитеррористической защищенности торгового объекта – магазина «Монетка», расположенного по адресу: ....

Указанный торговый объект включен в Перечень торговых объектов, расположенных на территории Курганской области, подлежащих категорированию и паспортизации в интересах их антитеррористической защищенности на основании подпункта «в» пункта 12 Требований, который утвержден распоряжением Губернатора Курганской области от 28.04.2018 № 1-р (л. д. 145-147).

Судом установлено, что между ООО «Гармония» и ООО «Элемент-Трейд» 27.02.2017 заключен договор аренды недвижимого имущества № 04-НМЮ, согласно которому ООО «Гармония» передало в аренду ООО «Элемент-Трейд» нежилое помещение, общей площадью 459,2 кв. м., находящееся по адресу: ..., для размещения магазина «Монетка» с целью осуществления розничной торговли или организации розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, алкогольной и табачной продукцией на срок 7 лет (л. д. 16-34, 52-60).

Требования о необходимости провести категорирование вышеуказанного объекта и оформить паспорт антитеррористической защищенности объекта направлялись Департаментом экономического развития Курганской области 21.05.2018 ООО «Гармония» (собственнику нежилого помещения, в котором расположен торговый объект – магазин «Монетка» по адресу: ...) и 20.02.2020 ООО «Элемент-Трейд» (владельцу торгового объекта – магазина «Монетка», расположенного по адресу: ...) (л. д. 36-39, 40-42).

До настоящего времени категорирование указанного объекта не проведено, паспорт антитеррористической защищенности объекта не оформлен.

Согласно информации ООО «Гармония» нежилое помещение передано с 27.02.2017 по договору аренды ООО «Элемент-Трейд», которое произвело проектирование указанного помещения, с этого момента доступа в помещение не имеется (л. д. 15).

Из ответов ООО «Элемент-Трейд» следует, что категорирование торгового объекта – магазина «Монетка», расположенного по адресу: ..., по инициативе общества не производилось, комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта не создавалась, паспорт безопасности не оформлялся и не направлялся в Департамент экономического развития Курганской области, по результатам рассмотрения представления прокурора Катайского района были приняты меры, а именно: направлено письмо собственнику нежилого помещения о проведении паспортизации и категорирования арендуемых помещений, так как по условиям договора аренды обязанность по категорированию нежилого помещения на ООО «Элемент-Трейд» не возлагается (л. д. 10-11, 13).

Таким образом, выявленные нарушения свидетельствуют о невыполнении ответчиком ООО «Элемент-Трейд» установленных законом мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности указанного торгового объекта, что создает угрозу безопасности и защищенности граждан, непринятие мер в области антитеррористической защищенности функционирующих торговых объектов нарушают права неопределенного круга лиц и представляют угрозу для граждан и общества, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Доводы ООО «Элемент-Трейд» о том, что из материалов дела не следует, были ли установлены критерии включения торговых объектов в перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах Курганской области и подлежащих категорированию в интересах антитеррористической защищенности по состоянию на 2020 год, судом не принимаются во внимание, поскольку утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273 Требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) в редакции, действовавшей на момент включения торгового объекта – Магазина «Монетка», не была предусмотрена разработка критериев субъектами Российской Федерации для включения торговых объектов в указанный Перечень. Кроме того, ежегодное включение одного и того же объекта в указанный перечень действующим законодательством не предусмотрено.

Доводы ООО «Элемент-Трейд» о том, что торговый объект – магазин «Монетка», расположенный по адресу: ..., не подпадает под имеющиеся категории антитеррористической защищенности, судом не принимаются во внимание, поскольку какими-либо достоверными доказательствами в установленном порядке по существу ответчиком не подтверждены.

Доводы ООО «Элемент-Трейд» о том, что необходимо проводить совместное категорирование всех торговых объектов, находящихся в здании, расположенном по адресу: ..., судом также не принимаются во внимание, поскольку указанные ответчиком организации, не включены в Перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах Курганской области и подлежащих категорированию в интересах антитеррористической защищенности.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Катайского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Элемент-Трейд» об обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Элемент-Трейд» устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму в Российской Федерации, а именно:

провести обследование и категорирование торгового объекта «Монетка», общей площадью 459,2 кв. м., расположенного по адресу: ..., переданного по договору аренды недвижимого имущества от 27.02.2017 № 04-НМЮ, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью «Элемент-Трейд» и обществом с ограниченной ответственностью «Гармония»;

оформить паспорт безопасности объекта «Монетка», общей площадью 459,2 кв. м., расположенного по адресу: ..., переданного по договору аренды недвижимого имущества от 27.02.2017 № 04-НМЮ, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью «Элемент-Трейд» и обществом с ограниченной ответственностью «Гармония».

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Катайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья: О. А. Бутакова

Мотивированное решение изготовлено 27 апреля 2022 года.

2-109/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Катайского района
Ответчики
ООО "Элемент-Трейд"
Другие
ООО "Гармония"
ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Токарева Елена Витальевна
Суд
Катайский районный суд Курганской области
Судья
Бутакова О.А.
Дело на сайте суда
kataysky.krg.sudrf.ru
03.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.03.2022Передача материалов судье
04.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2022Подготовка дела (собеседование)
21.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2022Судебное заседание
25.04.2022Судебное заседание
27.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее