Дело № 2а-761/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 марта 2021 года г. Иркутск
Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Глебовой Е.П.,
при секретаре Замбаловой Ю.Я.,
с участием представителя административного истца – Андаева И.Е., административного ответчика Сергеева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-761/2021 по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска к Сергееву Алексею Владимировичу о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 год, пени,
УСТАНОВИЛ:
в обоснование иска указано, что Сергеев А.В. является плательщиком транспортного налога и состоит на налоговом учете в ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска. Сергеев А.В. владеет (владел) на праве собственности автомобилем №, государственный регистрационный знак № (период владения с Дата по настоящее время). Поскольку в срок, указанный в налоговых уведомлениях, налогоплательщиком сумма задолженности погашена не была, налоговый орган направил требование № 57539 по состоянию на 24.12.2019 года, в котором предложено Сергееву А.В. уплатить задолженность по налогам, пени до 23.01.2020 года. Однако, до настоящего времени задолженность в полном объеме не погашена, а погашена частично. Инспекцией принимались меры по взысканию задолженности путём обращения к мировому судье с заявлениями о вынесении судебного приказа. При этом, вынесенный мировым судьёй судебный приказ от 03.06.2020 года № 2а-1249/2020 о взыскании задолженности отменен 18.06.2020 года.
Административный истец просит суд взыскать с Сергеева А.В. задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 7 000 рублей, пени в размере 49,09 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска Андаев И.Е. требования поддержал в полном объеме, просил требования удовлетворить.
Административный ответчик Сергеев А.В. в судебном заседании против удовлетворения требований возражал по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
В силу ч. 1 ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В силу положений статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Таким образом, объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за снятием его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.
Объектом налогообложения, согласно ч. 1 ст. 358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений ч. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно пункту 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Из материалов дела судом установлено, что Сергеев А.В. является плательщиком транспортного налога и состоит на налоговом учете в ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска.
Судом установлено, что административному ответчику принадлежат на праве собственности автомобиль №, государственный регистрационный знак № (период владения с Дата по настоящее время).
Инспекцией в адрес налогоплательщика направлялось налоговое уведомление № 19372306 от 04.07.2019 года об оплате транспортного налога за 2018 год в размере 10 948 рублей в срок до 02.12.2019 года.
В соответствии с п. 2, п. 4 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Факт направления налогового уведомления подтверждается скриншотом из личного кабинета налогоплательщика.
В установленный срок административный ответчик обязанность по уплате налогов в полном объеме не исполнил, транспортный налог за 2018 год не уплатил. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, материалы дела не содержат, таких доказательств суду не предоставлено административным ответчиком.
В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налога на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией Сергееву А.В. было направлено требование № 57539 от 24.12.2019 года об уплате налогов, начисленных пеней в срок до 23.01.2020 года.
Согласно ч. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Факт направления требования подтверждается скриншотом из личного кабинета налогоплательщика.
В установленный срок административный ответчик оплату налогов, пени не произвел, иного суду не предоставлено.
03.06.2020 года мировым судьей судебного участка № 2 Октябрьского района г. Иркутска был вынесен судебный приказ № 2а-1249/2020, о взыскании с Сергеева А.В. задолженности по транспортному налогу.
Определением мирового судьи от 18.06.2020 года судебный приказ № 2а-1249/2020 был отменен в связи с поступившими от административного ответчика возражениями.
В настоящее время за административным ответчиком числится задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 7 000 рублей, пени в размере 49,09 рублей.
Однако, 04.03.2021 года Сергеев А.В. оплатил частично задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 3 000 рублей, что подтверждается чек-ордером от 04.03.2021 года.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.
В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке искового производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Из материалов дела усматривается, что срок исполнения требования об уплате налогов был установлен до 23.01.2020 года.
Административный ответчик требование по уплате налогов, пени в установленный срок не исполнил, а неисполнение требования является основанием для обращения налогового органа в течение шести месяцев в суд.
Срок подачи административного искового заявления по требованию № 57539 от 24.12.2019 года истекал 23.07.2020 года.
Инспекция обращалась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу, пени. Судебный приказ вынесен 03.06.2020 года и отменен 18.06.2020 года. Настоящее административное исковое заявление подано в суд 16.12.2020 года.
Суд приходит к выводу, что административное исковое заявление в суд было подано не позднее шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа, то есть, в пределах установленного законом срока.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В нарушение требований ст. 62 КАС РФ, доказательств погашения задолженности по транспортному налогу за 2018 год и начисленных на суммы недоимки пеней в полном объеме административным ответчиком суду не представлено, таких доказательств в материалах дела не имеется.
Доводы административного ответчика о том, что транспортный налог за 2018 год им был погашен, суд не принимает, поскольку из представленных им чеков по операции не следует, что транспортный налог оплачен именно за 2018 год. Из пояснений представителя истца следует, что Сергеевым А.В. был оплачен транспортный налог, но в связи с тем, что не указан был за какой период, то налоговым органом автоматически данные платежи были разнесены в счет погашения транспортного налога за 2019 год.
Расчет задолженности по налогу, пени определен налоговым органом в соответствии с вышеуказанными нормами права, не согласиться с которым оснований у суда не имеется.
При таких обстоятельствах суд полагает, что требование о взыскании с Сергеева А.В. суммы задолженности по налогу, пени заявлено законно, обоснованно и подлежит удовлетворению частично с учетом частичной оплаты 04.03.2021 года в размере 3 000 рублей.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, ст. 333.19, 333.36 НК РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей (4% от суммы, но не менее 400 рублей).
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска к Сергееву Алексею Владимировичу о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 год, пени удовлетворить частично.
Взыскать с Сергеева Алексея Владимировича в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 4 000 рублей, пени за период с 03.12.2019 по 23.12.2019 включительно в размере 49,09 рублей.
В удовлетворении требования о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 год в большем размере административному истцу отказать.
Взыскать с Сергеева Алексея Владимировича в доход бюджета муниципального образования город Иркутск государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Е.П. Глебова