Судья Захаров Д.Г. УИД №65RS0002-01-2024-000404-97
Докладчик Марьенкова А.В. Дело №33-2815/2024 (№2-273/2024)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
08 октября 2024 года город Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего: Марьенковой А.В.,
судей: Загорьян А.Г., Петровой Л.А.,
при помощнике судьи: Зориной Т.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Александровск-Сахалинского городского прокурора в интересах Ф.И.О.1 к муниципальному унитарному предприятию «Транспорт» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
по апелляционной жалобе представителя муниципального унитарного предприятия «Транспорт» Василива А.В. на решение Александровск-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 11 июля 2024 года.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Марьенковой А.В., пояснения прокурора Калашниковой А.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ДД.ММ.ГГГГ Александровск-Сахалинский городской прокурор в интересах Ф.И.О.1 обратился в суд с иском к МУП «Транспорт» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 01 апреля по ДД.ММ.ГГГГ в размере 75 897 рублей 20 копеек (с учетом НДФЛ). В обоснование требований указал, что истец трудоустроен в МУП «Транспорт» на должность машиниста двигателей внутреннего сгорания 3 разряда дизельной электростанции участка села Виахту, которому начисление и выплата заработная плата в период с 01 апреля по ДД.ММ.ГГГГ осуществлялась в нарушение требований действующего трудового законодательства.
Решением Александровск-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 11 июля 2024 года с МУП «Транспорт» в пользу Ф.И.О.1 взыскана недоначисленная и невыплаченная заработная плата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере 75 897 рублей 20 копеек (с учетом НДФЛ). С МУП «Транспорт» в доход бюджета городского округа «Александровск-Сахалинский район» взыскана государственная пошлина в размере 2 477 рублей.
В апелляционной жалобе представитель МУП «Транспорт» Василив А.В. ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного постановления. Не соглашается с расчетом к заработной плате, поскольку примененный прокурором тарифный коэффициент является рекомендуемым, а не обязательным, что в свою очередь делают расчеты произвольными и не основанными на нормах закона.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В суде апелляционной инстанции прокурор Калашникова А.В. указала на законность и обоснованность решения суда.
Ф.И.О.1, представитель МУП «Транспорт» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необходимым его изменить как постановленное с нарушением норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что истец осуществляет трудовую деятельность в МУП «Транспорт» в должности машиниста двигателей внутреннего сгорания 3 разряда дизельной электростанции участка села Виахту с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.3.1 Трудового договора за выполнение трудовых обязанностей ему установлены: должностной оклад в размере 13 812 рублей 47 копеек; районный коэффициент (за работу в районах Крайнего Севера) в размере 60%; процентная надбавка (за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) в размере 50 процентных надбавок; ежемесячная доплата за вредные условия труда в размере 4% от должностного оклада.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 с ДД.ММ.ГГГГ установлен должностной оклад в размере 23 091 рубль.
Разрешая спор на основании норм трудового законодательства, установив факт закрепления в Отраслевом тарифном соглашении в жилищно-коммунальном хозяйстве Сахалинской области на 2022-2024 годы, заключенным между Региональным отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий Сахалинской области» и Сахалинским обкомом Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения, минимальных месячных тарифных ставок для работников первого разряда с применением межразрядных коэффициентов оплаты труда, несоответствие установленного Ф.И.О.1 работодателем размера оклада размеру минимальной тарифной ставки и тарифного коэффициента, применяемого к должности истца, суд первой инстанции высказал суждение о нарушении трудовых прав истца и признал обоснованными исковые требования за период с ДД.ММ.ГГГГ, взыскав в пользу Ф.И.О.1 образовавшуюся по заработной плате задолженность в размере 75 897 рублей 20 копеек.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку действующее в сфере трудовых отношений правовое регулирование направлено на обеспечение каждому работнику справедливой оплаты труда и обязывает работодателя при разработке системы оплаты труда обеспечивать обоснованную дифференциацию оплаты труда работников с тем, чтобы установленные доплаты и надбавки компенсационного характера компенсировали влияние на работника неблагоприятных производственных факторов, а доплаты и надбавки стимулирующего характера, установление которых относится к дискреции работодателя, выполняли функцию поощрения работника за добросовестный труд и побуждения его к дальнейшей добросовестной и эффективной трудовой деятельности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.02.2021 №178-О).
В соответствии со ст.21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
На основании ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с указанным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В силу ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст.135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст.144 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу ч.8 ст.45 Трудового кодекса Российской Федерации отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
На основании ст.48 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением (ч.1). Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет (ч.2). Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (ч.3). В отношении работодателей – государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса) (ч.4). Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (ч.9).
Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения ДД.ММ.ГГГГ утверждено Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 – 2025 годы (ФОТС), которое действует в отношении: всех организаций ЖКХ (работодателей), являющихся членами ОООР ЖКК и его ассоциированных членов, в лице членских организаций региональных объединений работодателей сферы ЖКХ (далее – РООР ЖКХ) или других отраслевых членских организаций, в том числе партнерств, ассоциаций, союзов; организаций ЖКХ (работодателей), не являющихся членами ОООР ЖКК, которые его уполномочили от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить данное Соглашение, либо присоединились к Соглашению после его заключения на основании соглашений с ОООР ЖКК о присоединении к ФОТС и участии в ОССП; всех работников, состоящих в трудовых отношениях с вышеуказанными организациями ЖКХ (работодателями) (п.1.7). Нормы заключаемых региональных и территориальных отраслевых тарифных соглашений не могут ухудшать условия, обеспечивающие формирование размера оплаты труда и социальных гарантий работников отрасли ниже уровней, предусмотренных ФОТС. В субъектах Российской Федерации могут заключаться отраслевые соглашения социального партнерства по реализации ФОТС и развитию региональных ОССП с участием органов публичной власти, ОООР ЖКК и региональных организаций Профсоюза, устанавливающие в том числе региональные особенности регулирования социально-трудовых и экономических отношений в Организациях ЖКХ (п.1.17). Соглашение, как правовой акт социального партнерства в системе трудового права, регулирующий социально-трудовые и экономические отношения, вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ и его действие согласно положениям ч.2 ст.48 Трудового кодекса Российской Федерации продлено еще на один трехлетний период на 2026 – 2028 годы до ДД.ММ.ГГГГ включительно (п.1.20). Если работодатели, осуществляющие деятельность в сфере ЖКХ, в течение 30-ти календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Соглашению, не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то Соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения (п.10.9).
ДД.ММ.ГГГГ между Региональным отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий Сахалинской области» и Сахалинским обкомом Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Сахалинской области на 2022-2024 годы. Указанное Соглашение зарегистрировано в Агентстве по труду и занятости населения Сахалинской области ДД.ММ.ГГГГ №.
Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Сахалинской области на 2022 – 2024 годы заключено в соответствии с законодательством Российской Федерации, является правовым актом и направлено на регулирование социально-трудовых отношений работников и связанных с ними экономических отношений в жилищной и коммунальных сферах, на повышение эффективности работы в организациях жилищно-коммунального хозяйства (далее – организации), а также на реализацию трудовых прав и законных интересов работников отрасли (пункт 1.1).
Таким образом, установление работодателем работнику заработной платы, включая размер тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, не может носить произвольный характер и определяться работодателем по своему усмотрению, то есть без учета регулирующих трудовые отношения норм трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также заключенных полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства коллективных договоров, соглашений, в данном случае без учета Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Сахалинской области на 2022 – 2024 годы.
В соответствии с п.2.3 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Сахалинской области на 2022 – 2024 годы, заключенного между Региональным отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий Сахалинской области» и Сахалинским обкомом Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения, минимальная месячная тарифная ставка работников первого разряда устанавливается в соответствии с Приложением №2 к данному соглашению. Месячная тарифная ставка работника, полностью отработавшего норму рабочего времени за этот период и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда) устанавливается равной произведению минимальной месячной тарифной ставки работника первого разряда и межразрядного коэффициента оплаты труда. Рекомендуемые межразрядные коэффициенты оплаты труда приведены в Приложениях №3 к данным Соглашениям. В зависимости от финансового и экономического состояния организации, с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, работодатель вправе установить в организации минимальную месячную тарифную ставку работника первого разряда в размере, превышающем величину, предусмотренную настоящим пунктом.
Согласно Приложению №2 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Сахалинской области на 2022 – 2024 годы, минимальные месячные тарифные ставки работников первого разряда по организации жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области составили: на ДД.ММ.ГГГГ – 14 166 рублей.
Приложением №3 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Сахалинской области на 2022 – 2024 годы заключенного между Региональным отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий Сахалинской области» и Сахалинским обкомом Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения, в редакции, действующей в 2023 году, установлен рекомендуемый межразрядный коэффициент оплаты труда для 3 разряда в размере 1,44.
Согласно Положения об оплате труда работников МУП «Транспорт» месячная заработная плата сотрудника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (п.2.3). Оклады (должностные оклады), ставки по квалифицированным уровням рассчитываются на основе осуществления дифференциации должностей, включаемых в штатное расписание учреждения. Дифференциация должностей осуществляется на основе оценки сложности трудовых функций, выполнение которых предусмотрено при занятии соответствующей должности, по соответствующей профессии или специальности (п.2.4).
Из материалов дела следует, что приказом №-к/ОД от ДД.ММ.ГГГГ утверждено штатное расписание, установлен размер минимальной месячной тарифной ставки работника 1 разряда, равный 14 166 рублей, к которому применен межразрядный тарифный коэффициент 1,17 и получен оклад работников 3 разряда, равный 16 555 рублей, что является математически неверным, а потому установленным приведенным приказом расчет окладов работников не подлежит применению при разрешении настоящего спора, поскольку ухудшает положение работников по сравнению с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Сахалинской области на 2022 – 2024 годы, что в силу ч.4 ст.8 Трудового кодекса Российской Федерации является недопустимым.
По факту заработная плата истца за спорный период рассчитана исходя из межразрядного тарифного коэффициента 1.44 и оклада в размере 11 496 рублей 53 копеек, что не соответствует минимальной месячной тарифной ставке работников первого разряда по организации жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области на ДД.ММ.ГГГГ, установленной Приложением №2 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Сахалинской области на 2022 – 2024 годы, в связи с чем судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Проверяя представленный прокурором суду первой инстанции расчет недоначисленной и невыплаченной заработной платы за спорный период, судебной коллегией установлено, что он произведен:
- без учета выплаченных работнику премий за май и июнь 2023 года в размере 1 331 рубль 02 копейки и 2 254 рубля 24 копейки соответственно, а заработная плата за август 2023 года рассчитана без учета выплаты Ф.И.О.1 отпускных в размере 43 415 рублей 06 копеек;
- на недостоверных сведениях о работе истца в ночное время в сентябре и декабре 2023 года;
- на недостоверных сведениях о размере начисленных северной надбавки и районного коэффициента за май, июнь, сентябрь, декабрь 2023 года, в связи с чем не может быть принят во внимание.
С расчетом истца о размере недоплаченной и невыплаченной заработной платы за апрель, июль, октябрь, ноябрь 2023 года судебная коллегия соглашается.
Аналогичные ошибки допущены прокурором и в расчете, представленном суду апелляционной инстанции, в связи с чем судебная коллегия принимает его во внимание лишь в части размера денежных средств, подлежащих выплате Ф.И.О.1 отпускных за период с ДД.ММ.ГГГГ.
Производя расчет заработной платы за май 2023 года, судебная коллегия учитывает факт начисления истцу премии в размере 1 331 рубль 02 копейки, исчисленной как 5% от суммы повременной оплаты труда в размере 19 866 рублей, доплаты за вредность в размере 794 рубля 64 копейки, доплаты за работу в праздничные дни в размере 3 311 рублей 00 копеек, доплаты за работу в ночное время в размере 2 648 рублей 80 копеек, и считает ее равной 27 951 рублю 46 копейкам.
С учетом применения оклада в размере 14 166 рублей размер премии исчислялся бы из суммы повременной оплаты труда в размере 24 478 рублей 85 копеек, доплаты за вредность в размере 979 рублей 15 копеек, доплаты за работу в праздничные дни в размере 4 079 рублей 81 копейки, доплаты за работу в ночное время в размере 3 263 рубля 85 копеек, т.е. заработной платы в размере 32 801 рубль 66 копеек, и составлял бы 1 640 рублей 08 копеек.
Таким образом, за май 2023 года Ф.И.О.1 в счет оплаты труда подлежали начислению денежные средства в размере 34 441 рубль 74 копейки (32 801,66 + 1 640,08), на которые подлежали начислению северная надбавка в размере 17 220 рублей 87 копеек и районный коэффициент в размере 20 665 рублей 04 копейки.
Из расчетного листка Ф.И.О.1 следует, что в мае 2023 года ему начислены северная надбавка в размере 13 975 рублей 73 копейки и районный коэффициент в размере 16 770 рублей вместо 13 310 рублей 22 копеек и 15 972 рублей 26 копеек (как указано в расчете истца).
При таких обстоятельствах, разница между начисленной заработной платы в мае 2023 года в размере 58 698 рублей 07 копеек и подлежащей начислению заработной платы в размере 72 327 рублей 65 копеек составляет 13 629 рублей 58 копеек.
Из содержания расчетного листка Ф.И.О.1 за июнь 2023 года следует, что ему начислены повременная оплата труда в размере 18 131 рубль 67 копеек, доплата за вредность в размере 725 рублей 27 копеек, доплата за сверхурочную работу в размере 1 478 рублей 12 копеек, доплата за работу в ночное время в размере 2 207 рублей 33 копеек, сумма которых составляет 22 542 рубля 39 копеек, в связи с чем размер его премии, равный 2 254 рубля 24 копейки, составляет 10%.
Производя расчет премии за июнь 2023 года, судебная коллегия исходит из 27 776 рублей 68 копеек, полученной как сумма повременной оплаты труда в размере 22 341 рубль 80 копеек, доплаты за вредность в размере 893 рубля 67 копеек, доплаты за сверхурочную работу в размере 1 821 рубль 34 копеек, доплаты за работу в ночное время в размере 2 719 рублей 87 копеек, в связи с чем размер премии, исчисленной с учетом оклада, равного 14 166 рублям, составлял бы 2 777 рублей 67 копеек.
Таким образом, за июнь 2023 года Ф.И.О.1 в счет оплаты труда подлежали начислению денежные средства в размере 30 554 рубля 35 копеек (27 776,68 + 2 777,67), на которые подлежали начислению северная надбавка в размере 15 277 рублей 18 копеек и районный коэффициент в размере 18 332 рубля 61 копейка.
Из расчетного листка Ф.И.О.1 следует, что в июне 2023 года ему начислены северная надбавка 12 398 рублей 32 копейки и районный коэффициент в размере 14 877 рублей 98 копеек вместо 11 271 рубля 20 копеек и 13 525 рублей 43 копеек (как указано в расчете истца).
При таких обстоятельствах, разница между начисленной в июне 2023 года заработной платы в размере 52 072 рублей 93 копеек и подлежащей начислению заработной платой в размере 64 164 рублей 14 копеек составляет 12 091 рубль 21 копейка.
Проверяя расчет истца за август 2023 года, судебной коллегией из содержания табелей учета рабочего времени установлен факт нахождения Ф.И.О.1 в отпуске с ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, заработная плата за период с ДД.ММ.ГГГГ подлежала исчислению исходя из: повременной оплаты в размере 13 303 рублей 72 копеек, доплаты за вредность в размере 532 рубля 15 копеек, работы в ночное время в размере 886 рублей 91 копейки, северной надбавки в размере 7 361 рубль 39 копеек, районного коэффициента в размере 8 833 рубля 67 копеек, при суммировании которых результат равен 30 917 рублей 84 копейки.
Согласно расчетному истку за период с ДД.ММ.ГГГГ истцу начислена заработная плата в размере 25 091 рубль 62 копейки, из расчета: повременная оплата в размере 10 796 рублей 74 копейки, работа в ночное время в размере 719 рублей 78 копеек, доплата за вредные условия труда в размере 431 рубль 87 копеек, северной надбавки в размере 5 974 рубля 20 копеек, районного коэффициента в размере 7 169 рублей 03 копейки.
При таких обстоятельствах, разница между начисленной за период с ДД.ММ.ГГГГ заработной платы в размере 25 091 рубль 62 копейки и недоначисленной заработной платой в размере 30 917 рублей 84 копейки составляет 5 826 рублей 22 копейки.
Согласно табелю учета рабочего времени за август и сентябрь 2023 год Ф.И.О.1 находился в отпуске с ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д.78-79), за период которого ему начислено 43 145 рублей 06 копеек (т.2, л.д.5).
В ходе подготовки дела к рассмотрению судебной коллегией предложено МУП «Транспорт» представить расчет недоначисленных в августе 2023 года отпускных с учетом размера заработной платы Ф.И.О.1: в апреле 2023 года в размере 57 383 рубля 09 копеек; в мае 2023 года в размере в размере 58 698 рублей 07 копеек; в июне 2023 года в размере 64 164 рублей 14 копеек, в июле 2023 года в размере 54 985 рублей 60 копеек (т.2, л.д.16).
Представленной судом апелляционной инстанции возможностью ответчик не воспользовался (т.2, л.д.18).
Согласно представленному прокурором расчета Ф.И.О.1 подлежали начислению и выплате отпускные в размере 52 814 рублей 29 копеек, в связи с чем разница составляет 9 669 рублей 23 копейки.
В соответствии со ст.149 Трудового кодекса Российской Федерации при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно п.9.3 Положения об оплате труда работников МУП «Транспорт» оплата за работу в ночное время (с 22 часов до 06 часов) производится работникам за каждый час работы в ночное время в размере 20% должностного оклада, рассчитанного за час работы.
Из содержания табелей учета рабочего времени судебной коллегией установлено, что Ф.И.О.1 в сентябре 2023 года отработал в ночное время в количестве 24 часов, в декабре 2023 года – 56 часов; за сентябрь 2023 года ему начислено 473 рубля, в декабре 2023 года – 1 103 рубля.
Судебной коллегией установлено, что в сентябре 2023 года Ф.И.О.1 отработал 88 часов, оплата которых по часовому тарифу составила 8 671 рубль 67 копеек, в связи с чем стоимость часа работы равна 98 рублям 54 копейкам, исходя из расчета: 8671,67 / 88, умножая которую на 24 часа, отработанных истцом ночью, и на доплату за каждый час ночной работы в размере 20%, подтверждается начисленная работодателем сумма, равная 473 рублям.
Между тем, оплата труда за работу в ночное время в сентябре 2023 года подлежала исчислению исходя из повременной оплаты, равной 10 685 рублей 21 копейки, рассчитанной исходя из оклада в размере 14 166 рублей, в связи с чем стоимость часа работы равна 121 рублям 42 копейкам, умножая которую на 24 часа, отработанных истцом ночью, и на доплату за каждый час ночной работы в размере 20%, судебная коллегия получает сумму, равную 582 рублям 82 копейкам, а не 1 165 рублям (как указано в расчете истца).
Таким образом, за сентябрь 2023 года Ф.И.О.1 подлежала начислению заработная плата в сентябре 2023 года в размере 24 560 рублей 42 копейки, из расчета: (10 685,21 (повременная) + 427,41 (за вредность) + 582,82 (работа в ночное время) + 11 695,44 / 2 (северная надбавка) + 11 695,44 х 60% (районный коэффициент).
При таких обстоятельствах, разница между начисленной за сентябрь 2023 года заработной платы в размере 20 925 рублей 53 копейки и недоначисленной заработной платой в размере 24 560 рублей 42 копейки составляет 3 634 рубля 89 копеек.
Аналогичным образом судебная коллегия производит расчет работы в ночное время за декабрь 2023 года. С учетом общего количества часов в размере 184, отработанных ночью 56 часов и повременной оплаты, равной 18 131 рубля 67 копейкам, истцу было начислено 1 103 рубля 67 копеек, исходя из расчета: 18 131,67 / 184 х 56 х 20%.
Размер подлежащей начислению оплаты труда за работу в ночное время за декабрь 2023 года, рассчитанной исходя из оклада, равного 14 166 рублей, должен был составить 1 359 рублей 94 копейки, исходя из расчета: 22 341,80 / 184 х 56 х 20%, а размер подлежащей начислению заработной платы за декабрь 2023 года должен был составить 55 475 рублей 18 копеек, исходя из расчета: (22 341,80 (повременная) + 893,67 (за вредность) + 1 359,94 (работа в ночное время) + 1 821,34 (работа сверхурочно) + 26 416,75 / 2 (северная надбавка) + 26 416,75 х 60% (районный коэффициент).
При таких обстоятельствах, разница между начисленной за декабрь 2023 года заработной платы в размере 45 021 рубль 34 копейки и недоначисленной заработной платой в размере 55 475 рублей 18 копеек составляет 10 453 рубля 84 копейки.
С учетом изложенного, общая сумма недоплаченной Ф.И.О.1 заработной платы составила 96 893 рубля 50 копеек, из расчета: 10 813,41 + 13 629,58 + 12 091,21 + 10 361,61 + 5 826,22 + 9 669,23 + 3 634,89 + 8 982,48 + 11 431,03 + 10 453,84.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о взыскании в пользу Ф.И.О.1 суммы недоплаченной заработной платы за вычетом подоходного налога (л.д.186), что является недопустимым, поскольку в силу ст.226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты по общему правилу обязаны исчислить сумму налога на дату фактического получения дохода налогоплательщиком (п.3), удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п.4), перечислить суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода, а при выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислить суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты (п.6).
Таким образом, Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает определенные сроки, в которые должна быть исполнена обязанность налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению сумм налога на доходы физических лиц. Суд же не относится к налоговым агентам, поэтому при исчислении заработной платы в судебном порядке не вправе удерживать с работника налог на доходы физических лиц, а взыскиваемые судом суммы заработной платы подлежат налогообложению в общем порядке. Взыскание же с ответчика денежной суммы за вычетом налога на доход физического лица влечет за собой возможность удержания указанных вычетов не за счет налогового агента (ответчика), а из взысканных денежных сумм в ходе исполнения решения суда.
В п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 №23 "О судебном решении" даны разъяснения, согласно которым решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (ст.138 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (ч.5 ст.198, статьи 204 – 207 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных разъяснений, судебная коллегия приходит к выводу о том, что наличие в резолютивной части решения сведений о подлежащей взысканию в пользу Ф.И.О.1 суммы недоначисленной заработной платы за вычетом налога на доходы физических лиц, что, по мнению суда апелляционной инстанции, создаст неопределенность в момент его исполнения при решении вопроса о том, какая сумма должна быть выплачена истцу и из какой суммы подлежит исчислению подоходный налог, в связи с чем считает необходимым изменить резолютивную часть решения и взыскать в пользу Ф.И.О.1 денежные средства в размере 87 238 рублей 20 копеек (НДФЛ не исчислен), т.е. в пределах заявленных требований (т.1, л.д.186).
При этом судебная коллегия не принимает во внимание общую сумму недоплаченной Ф.И.О.1 заработной платы, равную 93 076 рублей 01 копейка, расчет которой представлен суду апелляционной инстанции (т.2, л.д.19-20), поскольку в силу ч.6 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких исковых требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц.
Таким образом, приведенная норма действующего гражданского процессуального законодательства запрещает суду апелляционной инстанции применять правила об изменении размера исковых требований. Такое регулирование отвечает предназначению апелляционного производства как механизма проверки законности и обоснованности не вступивших в законную силу судебных постановлений, вынесенных судом первой инстанции (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2024 №1577-О).
Согласно ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании п.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска от 20 001 рубля до 100 000 рублей государственная пошлина уплачивается в размере 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей (пп.1), при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для физических лиц уплачивается в размере 300 рублей (пп.3).
В силу п.6 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, сбора исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля. Сумма сбора округляется до полного рубля.
При таких обстоятельствах, с МУП «Транспорт» подлежит взысканию госпошлина в размере 3 117 рублей, из расчета: (87 238,20 – 20 000) х 3% + 800 + 300.
Руководствуясь ст.328, ст.329, ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Александровск-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 11 июля 2024 года изменить.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Транспорт» (ИНН №) в пользу Ф.И.О.1 (паспорт серии № выдан ДД.ММ.ГГГГ ТП МРО УФМС России по Сахалинской области в Александровск-Сахалинском районе) недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01 апреля по ДД.ММ.ГГГГ в размере 87 238 (восемьдесят семь тысяч двести тридцать восемь) рублей 20 копеек (НДФЛ не исчислен).
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Транспорт» (ИНН №) в бюджет муниципального образования городской округ «Александровск-Сахалинский» государственную пошлину в размере 3 117 (три тысячи сто семнадцать) рублей.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 15 октября 2024 года.
Председательствующий: А.В. Марьенкова
Судьи: А.Г. Загорьян
Л.А. Петрова