Дело № 2-1742/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(полный текст)
13 июля 2022 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
Председательствующего - судьи Лемешко А.С.,
при секретаре – Гумперенко Л.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Климовой ФИО7 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Истец Климова ФИО7. обратилась в суд с иском к ответчику Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просит признать за истцом право собственности на земельный участок площадью 0,1 га, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый номер №. Заявленные требования мотивированы тем, что истец является собственником земельного участка, предназначенного для индивидуального дачного строительства, площадью 0,1 га, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый номер № на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 06.04.2010 №1207-р. Истец обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением о внесении сведений о правах на земельный участок с кадастровым номером №, однако истцу было отказано в государственной регистрации прав на основании статьи 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 № 218-ФЗ, в связи с чем, истец обратилась с данным иском в суд.
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке, воспользовалась правом ведения дела через представителя. Представитель истца направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчики Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя явку своих представителей для участия в судебном заседании не обеспечили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, письменных возражений не направили.
В силу ч. 1 ст.115 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте или лицом, которому судья поручает их доставить.
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом.
Информация о движении дела размещена на сайте суда.
Материалами дела подтверждается, что судом в полной мере выполнены предусмотренные ст.113 ГПК РФ требования по направлению ответчику судебных извещений. При таком положении суд находит, что ответчик о месте, времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом и заблаговременно, доказательств уважительности причин неявки не представил.
С учетом требований ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьями 35, 36 Конституции РФ предусмотрено, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
В соответствии с частью 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе признания права (статья 12 ГК РФ).
В соответствие со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
Судом установлено, в соответствии с решением Севастопольской городской государственной Администрации от 06.04.2010 №1207-р истцу Климовой ФИО7. передан в собственность земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью 0,1 га для строительства и обслуживания жилого дома.
Истец обратился в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением о внесении сведений в ЕГРН о ранее возникшем праве на объект недвижимости - земельный участок, площадью 0,1 га, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый номер №.
Органом регистрации прав отказано в государственной регистрации права на указанный земельный участок на основании статьи 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 №218-ФЗ.
При этом регистрирующий орган указал, что распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от 06.04.2010 №1207-р не является основанием для осуществления государственной регистрации, со ссылкой на п.2 ст.6.1 Закона города Севастополя от 25.07.2014 №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», в связи с чем, по мнению регистратора, заявителем на государственную регистрацию не представлен правоустанавливающий документ.
Данный участок поставлен на кадастровый учет в Российском правовом поле с кадастровым номером №.
В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена презумпция добросовестности участников гражданских правоотношений и разумности их действий (пункт 5).
В силу пункта 6 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
Статьей 116 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в рамках их полномочий, определенных настоящим кодексом, или по результатам аукциона.
Порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами определен частями 6-9 статьи 118 Земельного Кодекса Украины, согласно которым граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка.
Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении.
Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним "государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 16 указанного Закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава- исполнителя.
Из положений статьи 46 Конвенции, статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. №54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в его окончательных постановлениях, принятых в отношении Российской Федерации, являются обязательными для судов. В соответствии со статьей 1 Протокола №1 к Конвенции каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности.
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Согласно ст.12 Федерального Конституционного закона от 21.03.2014 года №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что на территориях республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной республики Крым, государственными и иными официальными органами г. Севастополя без ограничений срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Данным Федеральным конституционным законом установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Законом (ч. 1 ст. 23).
На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения (статья 12).
До 01 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (часть 1.1 статьи 12.1).
Правовым актом, устанавливающим указанные особенности правового регулирования в городе Севастополе, является Закон города Севастополя от 25.07.2014 №46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (первоначальный текст опубликован в газете "Севастопольские известия" №69-70 (1691) от 30.07.2014 (далее по тексту Закон №46-ЗС).
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона №46-ЗС (ред. От 06.04.2017 действовавшая на момент постановки на кадастровый учет спорного земельного участка) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" к правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее возникшие права), применяется порядок их государственной регистрации, установленный Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона №46-ЗС (ред. От 06.04.2017 действовавшая на момент постановки на кадастровый учет спорного земельного участка) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Во исполнение пункта 3 статьи 7 Закона №46-ЗС Правительством Севастополя принято Постановление от 07.08.2014 №202 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, необходимых для государственной регистрации права", которым к таким документам отнесен, в частности, акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.
Частью 1 статьи 8 Закона №46-ЗС установлено, что сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами, с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости осуществляется в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона №221-ФЗ.
Учитывая вышеизложенные нормы права, распоряжение Севастопольской городской государственной администрации, являющееся актом органа государственной власти о предоставлении ответчику земельного участка, являлось документом, подтверждающим наличие ранее возникших прав в силу действовавшего на момент постановки земельного участка на кадастровый учет законодательства.
При этом земельный участок уже признан объектом недвижимости, ранее был учтен в качестве такового.
Частью 1 статьи 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту Закон №218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Частью 5 статьи 1 указанного закона предусмотрено, что государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Частью 1 статьи 69 Закона №218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В силу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежит право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Климовой ФИО7 - удовлетворить.
Признать за Климовой ФИО7 право собственности на земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый номер №.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд г. Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 18 июля 2022 года.
Судья Нахимовского районного
суда города Севастополя А.С. Лемешко