Решение от 24.10.2019 по делу № 2-3416/2019 от 23.09.2019

Дело № 2-3416/2019

55RS0006-01-2019-004255-45

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 октября 2019 года

Советский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Ерофеевой Н.А., при секретаре – помощнике судьи Бойченко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску Кирилловой Марины Александровны к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском АО города Омска о включении периодов работы в стаж,

У С Т А Н О В И Л:

Кириллова М.А. обратилась с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском АО города Омска, указав, что при обращении в учреждение ответчика для назначения досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях, ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа. Причиной тому послужило, по ее мнению, незаконное исключение из ее стажа периодов нахождения: на курсах повышения квалификации. Просила включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды нахождения на курсах с 06.12.1999 по 18.12.1999, с 14.06.2011 по 22.06.2011, с 16.02.2015 по 27.02.2015, назначить пенсию с момента обращения с 21.06.2019.

В судебном заседании истец Кириллова М.А. участия не принимала, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Советском АО города Омска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В Российской Федерации как в социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции Российской Федерации), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Государственные пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ устанавливаются законом. Законодатель, реализуя свои конституционные полномочия, связанные с принятием федеральных законов в области пенсионного обеспечения граждан, вправе самостоятельно определять виды пенсий, порядок их исчисления и конкретные размеры, устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая льготные условия назначения трудовой пенсии для некоторых категорий граждан в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, в частности характеризующих трудовую деятельность; такая дифференциация в пенсионном обеспечении должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе принципа равенства граждан (ст. 19 части 1 и 2), в силу которого различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (приведенная правовая позиция сформулирована Конституционным Судом РФ в Постановлении от 03.06.2004 № 11-П по делу о проверке конституционности положений ст. 28 и 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и подтверждена в Определении от 27.06.2005 № 231-О по жалобе гражданина К.А. Галева).

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства граждан, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении их прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации правового регулирования, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть сущностно взаимообусловлены.

Согласно п.п. 5 п. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», педагогические работники имеют трудовые права и социальные гарантии, в том числе, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

До 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлены Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Судом установлено, что 21.06.2019 Кириллова М.А. обратилась в ГУ УПФ РФ в Советском АО города Омска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Решением ГУ – УПФ РФ в Советском АО города Омска от 01.08.2019 № 415649/19 истцу в назначении страховой пенсии по старости на основании п.п. 19 п. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа на дату обращения за назначением пенсии.

Из указанного решения следует, что стаж Кирилловой М.А., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ при требуемых 25 годах, составляет 24 года 10 месяцев 29 дней.

Вместе с тем, ответчиком в специальный стаж истца не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 06.12.1999 по 18.12.1999, с 14.06.2011 по 22.06.2011, с 16.02.2015 по 27.02.2015.

Истцом оспаривается данный отказ ГУ УПФ РФ в Советском АО города Омска в части не включения в специальный в связи работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Решение пенсионного органа в иной части включения либо не включения периодов работы и примененного порядка исчисления специального стажа истцом не оспаривается.

Из трудовой книжки следует, что истец в период с <данные изъяты> по настоящее время осуществляет трудовую деятельность в <данные изъяты> в учреждении в настоящее время имеющей наименование бюджетное образовательное учреждение <данные изъяты>

В соответствии со справками, уточняющими условия труда, свидетельствами, сертификатами, дипломами и приказами по личному составу, в периоды работы в указанном образовательном учреждении Кириллова М.А. находилась на курсах повышения квалификации с 06.12.1999 по 18.12.1999, с 14.06.2011 по 22.06.2011, с 16.02.2015 по 27.02.2015.

Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются и подтверждаются материалами дела, в том числе удостоверениями, свидетельствами, а также приказами по личному составу.

Как усматривается из справки работодателя, в указанные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, за ней сохранялась заработная плата, с которой производились отчисления страховых взносов, трудовой договор в указанные периоды с ней не прерывался.

В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Аналогичные положения были предусмотрены и статьей 112 Кодекса законов о труде РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 09.12.1971.

В силу п. 4,5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27, 28 Федерального Закона от 17.12.2001, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно, в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Положениями пункта 21 рекомендаций Международной организации труда № 148 от 24.06.1974 «Об оплачиваемых учебных отпусках» период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.

Таким образом, указанные периоды фактически носят вынужденный характер для работника, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и их исключение из специального стажа приведет к ущемлению прав работника в сфере пенсионного обеспечения. С учетом изложенного, суд находит обоснованными требования Кирилловой М.А. о включении периодов повышения квалификации в специальный стаж для назначения пенсии.

На основании п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Установлено, что специальный стаж истца на день обращения за досрочным назначением пенсии составлял 24 года 10 месяцев 29 дней, в ее специальный стаж судом включены периоды: нахождения на курсах с 06.12.1999 по 18.12.1999, с 14.06.2011 по 22.06.2011, с 16.02.2015 по 27.02.2015 – 1 месяц 4 дня.

С учетом указанных периодов, общий стаж на момент обращения истца в учреждение ответчика составлял 25 лет 00 месяцев 03 дня.

С 01.01.2019 вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсии"), в части изменения сроков назначения пенсий, в том числе досрочных. Досрочная страховая пенсия по старости в связи с лечебной деятельностью будет назначаться не с даты возникновения права, а по истечении установленного ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; Приложение N 7 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ и ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ срока.

Вместе с тем, при решении вопроса о сроке назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, следует учитывать положение ст. 30 п. 6 ч. 1 ст. 32 указанного Закона, согласно которым с 1 января 2019 года страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктом 19 ч. 1 ст. 30, страховая пенсия назначается в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 не ранее сроков, указанных в приложении 7 и не ранее возраста, указанного в приложении 5 и 6 соответственно.

Положениями ч. 3 ст. 10 ФЗ от 03.10.2018 № 350-ФЗ установлено, что указанным гражданам, которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста либо приобретут стаж, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее наступления возраста (сроков), предусмотренных приложениями 5-7 к Закону от 28.12.2013, но не более чем за шесть месяцев до наступления таких сроков.

Таким образом, право на обращение за назначением страховой пенсии по старости указанной категории граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ является отложенным.

Решение суда, обязывающее территориальный орган ПФР включить в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение пенсии, определенные периоды работы, в том числе, курсы повышения квалификации, рассматривается последнем как документ, подтверждающий периоды работы.

С учетом изложенного, страховая пенсия по старости в соответствии с 19 п. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ может назначаться не ранее чем через 6 месяцев со дня приобретения требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ или со дня достижения возраста.

Таким образом, у суда отсутствуют основания для назначения пенсии с момента обращения– 21.06.2019.

Однако, как следует, из переходных положений закона, реализовать право на назначение досрочной пенсии по старости указанная категория граждан может в любое время после возникновения права путем подачи заявления о назначении пенсии, которая назначается со сроков, установленных ч. 1 ст. 22 Закона от 28.12.2013 – со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

В силу указанных обстоятельств, этого возраста истец достигнет 21 декабря 2019 года.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 19 ░. 1 ░░. 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 400-░░ ░░ 28.12.2013 «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 06.12.1999 ░░ 18.12.1999, ░ 14.06.2011 ░░ 22.06.2011, ░ 16.02.2015 ░░ 27.02.2015.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 29.10.2019.

░░░░░                                     ░░░░░░░░ ░.░.

2-3416/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кириллова Марина Александровна
Ответчики
ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по САО г. Омска
Суд
Советский районный суд г. Омск
Судья
Ерофеева Наталья Александровна
Дело на сайте суда
sovetsky.oms.sudrf.ru
17.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2020Передача материалов судье
17.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2020Подготовка дела (собеседование)
17.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.06.2020Судебное заседание
17.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее