Решение по делу № 2а-2291/2019 от 17.04.2019

Дело №2а-2291/2019

24RS0017-01-2019-001551-07

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июня 2019 года г. Красноярск

Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Медведева И.Г., при секретаре Манзыревой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Евстафьева А. Г. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о признании незаконным решения об отказе в постановке на государственный кадастровый учет, государственной регистрации права собственности на вновь созданный объект недвижимости, наложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Евстафьев А.Г. обратился в суд административным иском (с учетом уточнений от 13.05.2019г., дополнений от 13.06.2019г. – л.д. 44-45, 85-88) к Управлению Росреестра по Красноярскому краю о признании незаконным решения об отказе в постановке на государственный кадастровый учет, государственной регистрации права собственности на вновь созданный объект недвижимости, наложении обязанности устранить допущенные нарушения, ссылаясь на следующие обстоятельства. Административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 552 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. В 2018 году на данном земельном участке истцом было завершено строительство нежилого здания – гостевого дома. После оформления кадастровым инженером технического плана на построенный гостевой дом, Евстафьев А.Г. 23.11.2018 года обратился в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием объекта недвижимости, представив все необходимые документы. Однако уведомлением от 12.12.2018 года административный ответчик сначала приостановил осуществление регистрационных действий, а затем уведомлением от 11.01.2019 года вообще отказал в их осуществлении с указанием на то, что Евстафьев А.Г. должен обратиться в Службу по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края с соответствующим заявлением о выдаче ему задания на разработку раздела проекта по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного (археологического) наследия «Красноярск. Стоянка Афонтова гора-5», в границах которого, якобы, расположен принадлежащий истцу земельный участок. Данный отказ административный истец полагает незаконным, противоречащим положениям ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также нарушающим его права, как собственника указанного земельного участка. С учетом изложенного Евстафьев А.Г. просил признать незаконным решение Управления Росреестра по Красноярскому краю об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав, изложенное в уведомлении от 11.01.2019г. ; обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения путем осуществления постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав Евстафьева А.Г. на нежилое здание (гостевой дом), расположенный по адресу: <адрес>, документы на который были представлены им с заявлением от 23.11.2018г. за № .

Представитель административного истца Евстафьева А.Г.Королева Т.А. (доверенность имеется в материалах дела) заявленные требования поддержала в полном объеме по вышеизложенным основаниям.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Красноярскому краю Богданчикова Е.А. (доверенность в деле) с иском не согласилась, ссылаясь на то, что оспариваемое административным истцом решение об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием нового объекта недвижимости – гостевого дома, расположенного по адресу: <адрес> принято государственным регистратором в строгом соответствии с действующими положениями ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», прав и законных интересов административного истца не нарушает, в связи с чем, не может быть признано незаконным.

Представитель заинтересованного лица Службы по государственной охране объектов культурного наследия <адрес>, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении не просил.

При этом, в ранее представленных возражениях представитель заинтересованного лица Тимошенкова Е.В. (доверенность в деле) просила отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что поскольку спорный земельный участок расположен в границах территорий выявленного объекта культурного (археологического) наследия «Красноярск. Стоянка Афонтова гора-5», истцу необходимо было обеспечить сохранность указанного выявленного объекта археологического наследия и производить строительство на своем земельном участке только после согласования со Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края. Однако с подобным заявлением Евстафьев А.Г. в Службу не обращался.

В соответствии с положениями ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч.6 ст.45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Кроме того, по смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

При таких обстоятельствах, суд расценивает неявку представителя заинтересованного лица в зал суда, как отказ от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, в связи с чем, с учетом требований ст. 146 КАС РФ рассматривает настоящее дело в его отсутствие.

Заслушав доводы представителей административного истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу вышеприведенных норм закона только при наличии совокупности двух признаков, а именно: несоответствия оспариваемых решения, действия (бездействия) закону или иным правовым актам и нарушения этими решением, действием (бездействием) прав, законных интересов граждан, организаций и иных лиц, такое решение, действие (бездействие) государственного органа могут быть признаны судом незаконными.

Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец Евстафьев А.Г. на основании решения Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 06.09.2012 года является собственником земельного участка с кадастровым номером из земель населенных пунктов, общей площадью 552 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, разрешенное использование – размещение жилого дома (л.д. 32).

В 2018 году на указанном земельном участке административным истцом осуществлено строительство нового нежилого здания – гостевого дома площадью 205,3 кв.м.

23.11.2018 года Евстафьев А.Г. обратился в КГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении вновь построенного здания, расположенного по адресу: <адрес> на вышеуказанном земельном участке (л.д. 64-65).

Уведомлением административного ответчика от 12.12.2018 года осуществление действий по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием объекта недвижимости было приостановлено до 10.01.2019 года в связи с не предоставлением документов, запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам в Службе по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края относительно возможности размещения спорного гостевого дома на вышеуказанном земельном участке (л.д. 58-59).

Кроме того, уведомлением административного ответчика от 12.12.2018 года осуществление действий по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием объекта недвижимости было также приостановлено до 10.03.2019 года на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (л.д. 60).

13.12.2018 года в порядке межведомственного взаимодействия Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края в адрес Управления Росреестра по Красноярскому краю был направлен ответ , согласно которому земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> расположен в границах территории выявленного объекта культурного (археологического) наследия «Красноярск. Стоянка Афонтова гора-5», утвержденного приказом Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 07.12.2015г. (в редакции приказа от 05.10.2018г.), зарегистрированным в ЕГРН с номером (л.д.61-63).

16.08.2018г. в Единый государственный реестр прав внесены сведения (произведена государственная регистрация) ограничений в отношении принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером в связи с его расположением в границах территории выявленного объекта культурного (археологического) наследия.

Оспариваемым решением Управления Росреестра по Красноярскому краю от 11 января 2019 года на основании статьи 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлении от 12.12.2018 года и не устранением приведенных в указанном уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, Евстафьеву А.Г. было отказано в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием объекта недвижимости (л.д. 55-57).

Мотивом такого отказа послужил факт того, что принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> расположен в границах территории выявленного объекта культурного (археологического) наследия «Красноярск. Стоянка Афонтова гора-5» утвержденных приказом Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 07.12.2015г. (в редакции приказа от 05.10.2018г.), зарегистрированным в ЕГРН с номером ; при этом Евстафьевым А.Г. не представлено документов, выданных органом, уполномоченным на охрану объектов культурного наследия Красноярского края, по обеспечению сохранности объекта культурного (археологического) наследия «Красноярск. Стоянка Афонтова гора-5» в результате произведенного строительства нового нежилого здания.

Обсуждая законность и обоснованность данного отказа в осуществлении государственной регистрации права, суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются с 01.01.2017 года Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).

Статьей 29 названного Закона предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав предполагает проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Часть 1 ст. 26 вышеуказанного закона содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственной регистрации прав, в частности - если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 5); не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (п. 9).

Согласно ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

Статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества, общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 5.1 вышеуказанного закона на территории объектов культурного наследия - памятников или ансамблей - запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов.

В силу требований ч. 5 ст. 5.1 Закона N 73-ФЗ установлен особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривающий возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в ст. 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечение доступа граждан к указанным объектам.

Согласно п.п. 1-3 ст. 36 Закона N 73-ФЗ, проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.

Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

Строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

Между тем, проектной документации с наличием внесенных в нее разделов об обеспечении сохранности объекта культурного наследия «Красноярск. Стоянка Афонтова гора-5» или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия, административным истцом к заявлению о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с созданием объекта недвижимости приложено не было, что подтверждается представленными административным ответчиком материалами регистрационного дела.

Из направленного Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края в адрес административного ответчика ответа на межведомственный запрос также следует, что Евстафьев А.Г. с заявлением на выдачу задания на разработку раздела проекта по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного (археологического) наследия «Красноярск. Стоянка Афонтова гора-5» в отношении своего земельного участка при возведении на нем нежилого строения не обращался.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что у государственного регистратора имелись правовые основания для приостановления, а впоследствии – отказа в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером .

При наличии существующего зарегистрированного ограничения в отношении принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> (его расположения в границах территории выявленного объекта культурного (археологического) наследия «Красноярск. Стоянка Афонтова гора-5», утвержденного приказом Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 07.12.2015г., зарегистрированным в ЕГРН с номером ) у государственного регистратора на основании представленных заявителем документов отсутствовала возможность поставить на государственный кадастровый учет новый объект недвижимости и произвести в отношении него государственную регистрацию права собственности.

Таким образом, в действиях должностных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю каких-либо нарушений требований закона, а также прав и свобод административного истца, судом не установлено, оспариваемое Евстафьевым А.Г. решение об отказе в постановке на государственный кадастровый учет, государственной регистрации права собственности на вновь созданный объект недвижимости по адресу: <адрес> принято в строгом соответствии с действующим законодательством, в пределах предоставленных административному ответчику полномочий; оспариваемое решение не создает административному истцу препятствия к осуществлению его прав и свобод, в связи с чем, суд отказывает Евстафьеву А.Г. в удовлетворении заявленных требований о признании данного решения незаконным в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Евстафьева А. Г. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о признании незаконным решения от 11.01.2019г. об отказе в постановке на государственный кадастровый учет, государственной регистрации права собственности на вновь созданный объект недвижимости, наложении обязанности устранить допущенные нарушения - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Железнодорожного районного суда г. Красноярска.

Решение изготовлено в полном объеме 18 июня 2019 года.

Судья И.Г. Медведев

2а-2291/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Евстафьев Андрей Георгиевич
Ответчики
Управление Росреестра по Красноярскому краю
Другие
Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края
Суд
Железнодорожный районный суд г. Красноярск
Дело на странице суда
geldor.krk.sudrf.ru
22.03.2020Регистрация административного искового заявления
22.03.2020Передача материалов судье
22.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
22.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.03.2020Предварительное судебное заседание
22.03.2020Судебное заседание
22.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.02.2020Дело оформлено
06.02.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее