№2-2235/2023
03RS0004-01-2023-001530-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июня 2023 года город Уфа
Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Харламова Д.А.,
при секретаре судебного заседания Давлетовой Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Беляева Г. А. к ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РБ об отмене приказа о дисциплинарном взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование своих требований указал, что он работает в центре ГИМС Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан с 19.03.2018 г., в должности заместителя начальника центра ГИМС находится с 01.09.2021 г. Приказом № 228 от 21.032023 г. к нему было незаконно применено дисциплинарное взыскание в виде выговора за нарушение трудовой дисциплины, то есть ненадлежащее исполнение заместителем начальника центра ГИМС Главного управления Г.А. Б. по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, выразившихся в нарушении п. 3.2 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ №/ТД, п. 6 должностной инструкции заместителя начальника центра ГИМС Главного управления. Считает приказ о применении дисциплинарного взыскания не законным, поскольку его обвиняют в ненадлежащем отношении к выполнению своих трудовых обязанностей, бездействии в организации рабочего процесса по предоставлению необходимых документов и материалов, регламентирующих оказание государственных услуг центром ГИМС Главного управления, проверяющему лицу.
ДД.ММ.ГГГГ Уфимской транспортной прокуратурой при проведении проверки соблюдения требований законодательства при предоставлении физическим и юридическим лицам государственных услуг в центре ГИМС выявлены следующие нарушения:
При предоставлении государственных услуг не в полной мере соблюдаются требования административных регламентов (в силу ч.1 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Приказами МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №№, 566,. 567 утверждены административные регламенты, которые устанавливают порядок предоставления государственных услуг государственной инспекцией по маломерным судам).
На момент проведения проверки Уфимской транспортной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в отсутствии начальника центра ГИМС Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан по причине его увольнения с 15.11.2022 г., находясь на должности заместителя начальника центра ГИМС Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, так как ему не было предложено исполнять обязанности начальника центра ГИМС Главного управления как того требует Трудовой кодекс, он показал и ознакомил проверяющего с требованиями административных регламентов о размещенных сведениях на информационных стендах центра ГИМС, где сотрудник Уфимской транспортной прокуратуры произвел фотофиксацию стендов и задал вопрос об ответственных лицах и он указал, что ответственным лицом является руководитель группы регистрационной и экзаменационной работы центра ГИМС старший государственный инспектор по маломерным судам Юнусова З.Р. в отношении которой тоже проводилось служебное расследование.
Размещение информации о предоставлении государственной услуги на официальном сайте МЧС России по Республике Башкортостан, а так же в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в его компетенцию не входит.
На момент проведения выездной проверки на информационном стенде центра ГИМС по результатам проверки Уфимской прокуратуры отсутствовал полный перечень сведений, предусмотренный п. 4 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, а именно «Круг заявителей», «информация о порядке досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу», что является нарушением подпункта 4 п. 5 Административного регламента по приказу МЧС России от 15.08.2021 № 566 «Об утверждении Административного регламента МЧС России предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов используемых в некоммерческих целях».
Вопреки требованиям подпункта 1 п. 5 указанного регламента на официальном сайте Главного управления не размещены актуальные сведения, предусмотренные п. 4 Административного регламента. Аналогично отсутствуют актуальные сведения на официальном сайте Главного управления в сети освидетельствование маломерных судов, используемых в некоммерческих целях; государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.
Оказание государственных услуг, а именно «Прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности в сфере производства пожарно-технической продукции» не относится к компетенции ГИМС.
На втором этаже здания центра ГИМС находятся следующие приемные и служебные помещения: помещение группы технического надзора; приемная и помещение группы регистрационной и экзаменационной работы; приемная и помещение Уфимского инспекторского участка; приемная и помещение Средне-Бельского инспекторского отделения.
Во всех помещениях имеются стойки для оформления документов заявителями, стулья для посетителей. Кроме этого, в фойе второго этажа установлены столы и стулья для ожидания заявителями приема при оказании услуг по аттестации на право управления маломерными судами.
Факт нарушения п. 49 Административного регламента, а именно «места для ожидания заявителями приема не обеспечиваются стульями (креслами), столами (стойками) для оформления документов» не подтверждается.
Комиссией установлено, что в части предоставления государственных услуг для граждан с ограниченными возможностями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, на входном узле в здание, где располагается центр ГИМС, установлен звонок для вызова сопровождающего. Для оказания услуг инвалидам, по месту жительства или дистанционно, с обществом инвалидов Республики Башкортостан 27.04.2022 г. подписано Соглашение. В настоящее время совместно с председателем общества инвалидов рассматривается вопрос подготовки надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации. За прошедший период обращений со стороны инвалидов не поступало.
Комиссией должностные лица Главного управления, ответственные за материально-техническое обеспечение не были опрошены в связи с тем, что стендами центр ГИМС был обеспечен.
Таким образом, доводы, указанные в представлении, подтверждаются частично в части использования кресел-колясок и собак-проводников, отсутствует дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной, текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
В ходе проведенной проверки комиссией были опрошены следующие должностные лица центра ГИМС. Опрошенный заместитель начальника центра ГИМС Беляев Г.А. сообщил следующее: уведомление о проведении проверки центра ГИМС Уфимской транспортной прокуратуры проводилось через СЭД в Главном управлении. Лично он получил документ о проверке через СЭД от главного государственного инспектора по маломерным судам. В рамках проверяемых вопросов всю необходимую информацию для Уфимской транспортной прокуратуры он предоставил. В центре ГИМС не предусмотрен журнал проверок со стороны надзорных органов. Лично к нему проверяющее лицо не обращалось. Ответственные лица за осуществление предоставления государственных услуг перечислены в приказе МЧС России № 758п от 26.12.2019 «Об организации деятельности центра ГИМС Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан». Среди ответственных должностных лиц, должности заместителя начальника центра ГИМС, нет.
При фото-фиксации проверяющим находящихся информационных стендов в коридоре второго этажа помещения центра ГИМС он находился рядом. При получении представления от Уфимской транспортной прокуратуры он проверил наличие информации о предоставлении государственной услуги согласно п.4 Административного регламента Министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственных услуг по регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, аттестации на право управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях на информационном стенде центра ГИМС, которая была исчерпывающая и в полном объеме. Проверил места ожидания и приема граждан согласно п. 49 Административного регламента, которые были обеспечены стульями, столами (стойками) для оформления в каждом кабинете, где предоставляется государственная услуги. Жалоб и предложений от граждан, обратившихся в центр ГИМС методом личного обращения, не поступало. Далее Б. Г.А. считает, что выявленные недостатки в части беспрепятственного доступа инвалидов, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников, отсутствие дублирования необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля-объективными. В остальных случаях недостатков не выявлено.
На вопрос комиссии о привлечении ответственных лиц центра ГИМС для объективного рассмотрения вопросов при проверке Уфимской транспортной прокуратуры был получен ответ, что привлекался только государственный инспектор по маломерным судам центра ГИМС Борисов С.И. в составе совместной выездной проверки ледовых переправ, находящихся на территории Республики Башкортостан. При этом комиссией Главного управления установлено, что проверка ледовых переправ совместно с Уфимской транспортной прокуратурой, проводимая в рамках надзорных мероприятий, с привлечением в качестве специалистов государственных инспекторов по маломерным судам центра ГИМС, не имеет никого отношения к проводимой прокуратурой проверке 18.01.2023 г., что является в корне не верным, так как государственный инспектор по маломерным судам Борисов С. И. по распоряжению бывшего начальника центра Г. Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан Серова А.В. выполнял поручения по контрольно-надзорной деятельности по ледовым переправам в Республике Башкортостан.
На вопрос комиссии: «Считаете ли Вы, что в период времени между проверкой Уфимской транспортной прокуратурой и осмотром комиссии Главного управления в местах ожидания и оказания государственных услуг, проводились ли какие-либо мероприятия по устранению (сокрытию) выявленных прокуратурой недостатков, какие именно?». Был получен ответ от него, что данный вопрос он считает не корректным, так как, он может отвечать только по факту и только в отношении его действий. Лично он, никаких действий по исправлению и сохранению выявленных прокуратурой недостатков не производил, а его умозаключения и предположения не должны приниматься во внимание по порядку процедуры следствия или расследования, согласно правилам опроса свидетелей или фигурантов.
Опрошенный руководитель группы регистрационной и экзаменационной работы центра ГИМС ФИО9. пояснила следующее:
на момент проведения проверки Уфимской транспортной прокуратурой, согласно п.4 Административного регламента по приказу МЧС России от 15.08.2021 № 566 «Об утверждении Административного регламента МЧС России предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов используемых в некоммерческих целях», информация по предоставлению государственных услуг по регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях на информационном стенде центра ГИМС Главного управления, размещена в полном объеме, о чем было ранее информировано об устранении выявленных нарушений на представление Уфимской транспортной прокуратуры от 15.04.2022. О том, что 18.01.2023 проводилась проверка Уфимской транспортной прокуратурой заместитель начальника центра ГИМС Беляев Г.А. ее не уведомил. Так как проверка проходила без ее участия, заместитель начальника центра Г. Б. Г.А., не знающий порядка и правил предоставления государственных услуг, не смог должным образом показать и ознакомить проверяющего о соблюдении требований вышеуказанных административных регламентов о размещенных сведениях на информационных стендах центра Г. с нем я не могу согласиться, так как доказательства не знания порядка и правил предоставления государственных услуг комиссией мне не представлены. При проведении проверки он назначил ответственного за оформление стендов руководителя группы регистрационной и экзаменационной работы центра ГИМС Юнусову З.Р. – руководителя группы экзаменационной и регистрационной работы, старший государственный инспектор по маломерным судам центра ГИМС в отношении которой тоже проводилась служебная проверка. Сотрудник Уфимской транспортной прокуратуры произвел фотофиксацию находящихся в помещении (коридоре) стендов и вопросов ему не задавал.
В соответствии со статьей 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Незаконными действиями работодателя ему также причинен моральный вред, который выразился в гиппертоническом заболевании, стрессе, депрессии и бессонницы, и оценен им в размере 10 000 руб.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно суду пояснил, что на тот момент исполнял обязанности, однако в его должностной инструкции это прописано не было. Негативных последствий от его действия или бездействия в дальнейшем не наступило, нарушений обнаружено не было. После проверки у него появилась сердечная недостаточность, чего раньше не было, так как в результате проверки он испытал сильный стресс. Просит суд отменить приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания в виде замечания.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал свои доводы, изложенные в возражении на исковое заявление. Суду пояснил, что доводы истца, изложенные в исковом заявлении опровергаются должностной инструкцией, а также проведенное проверкой, по итогам которой были выявлены нарушения со стороны истца, в виде ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей. В удовлетворении исковых требований истца просил отказать в полном объеме.
Свидетель Серов А.В., суду пояснил, что является бывшим начальником истца, к моменту проверки им не были подготовлены необходимые документы, не надлежащим образом организована проверка. На стендах отсутствовала документация, некоторая документация не была предоставлена комиссии. Ранее, в прошлом году, была проведена аналогичная проверка, по итогам которой ему было вынесено замечание.
Выслушав пояснения сторон, показания свидетеля, исследовав и оценив с учетом ст. 67 ГПК РФ пояснения сторон и представленные ими доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В соответствии со ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита.
В соответствии со статьей 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении с работы - в течение одного месяца со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
В соответствии со ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Судом установлено, что Беляев Г.А. состоит в трудовых отношениях с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан в должности государственного инспектора по маломерным судам Средне-Бельское инспекторское отделение (г.Белебей, г.Уфа) центра Государственной инспекции по маломерным судом Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан с 01.01.2020 г.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, в день заключения трудового договора 01.01.2020 г. Беляев Г.А. был ознакомлен с правами обязанностями (п.3), заключен на неопределенный срок (п.2.1).
01.09.2021 г. к данному трудовому договору, между сторонами было заключено дополнительное соглашение, согласно которого работник принимается на должность и обязуется исполнять обязанности заместителя начальника центра Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан. Экземпляр дополнительного соглашения Б. Г.А. был получен, что сторонами не оспаривается. Согласно данного дополнительного соглашения, работник в указанной должности обязуется исполнять должностные обязанности, в соответствии с прилагаемым к настоящему трудовому договору должностной инструкции и соблюдать правила внутреннего трудового распорядка Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, а "Работодатель" обязуется обеспечить "Работнику" замещение должности в соответствии с законодательством Российской Федерации, своевременно и в полном объеме выплачивать "Работнику" заработную плату и предоставлять государственные социальные гарантии и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим трудовым договором. Дата начала исполнения должностных обязанностей с 01.09.2021 г. (п. 1.2), о чем 01.09.2021 г. издан приказ №589-к от 01.09.2021 г., о переводе на другую работу.
Как следует из должностной инструкции заместителя начальника центра Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, утвержденной начальником Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан от 13.12.2019 г., основной задачей (III) заместителя начальника, является разработка и представление на утверждение планы деятельности Центра ГИМС; ведение в установленном порядке оперативного учета плановой деятельности Центра ГИМС; организация составления и представления видов и формы отчетности в порядке и сроки, установленные законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации, а также распорядительными документами МЧС России; разработка предложения в перспективные и текущие планы МТО, контролирует реализацию намеченных мероприятий; принятие мер по совершенствованию эксплуатации всего находящегося на балансе принимает меры по совершенствованию эксплуатации всего находящегося на балансе Центра ГИМС имущества; решение в пределах своей компетенции вопросов охраны труда, правовой и социальной защиты работников решение в пределах своей компетенции вопросов охраны труда, правовой и социальной защиты работников Центра ГИМС; рассмотрение планов деятельности структурных подразделений Центра ГИМС и представление планов на утверждение и согласование; периодическая проверка деятельности структурных подразделений Центра ГИМС; руководство в пределах своей компетенции деятельностью работников Центра ГИМС; рассмотрение и представление на утверждение должностных инструкций работников Центра ГИМС; решение в пределах своей компетенции вопросов правовой и социальной защиты работников Центра ГИМС; проверка состояния исполнительской дисциплины, рассмотрение случаев нарушений установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения обращения граждан, прием мер по устранению причин нарушений; соблюдение требований по защите конфиденциальной информации во вверенном подразделении при работе со сведениями, отнесёнными к конфиденциальной информации в соответствии с Перечнем сведений составляющих служебную информацию ограниченного распространения, утверждённым приказом МЧС России от 24 мая 2016 № 277ДСП, полученных в связи с исполнением должностных обязанностей.
В обязанности (V) заместителя начальника, в том числе входит исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией, исполнение поручений соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, соблюдение при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.
Также заместитель начальника несет ответственность (VI), в том числе за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение им по его вине возложенных на него должностных обязанностей настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенными федеральными законами;
С должностной инструкцией Б. Г.А. ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Согласно ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
Как следует из материалов дела Уфимской транспортной прокуратурой 31.01.2023 г. №23/1-05-2023, начальнику Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере предоставления физическим и юридическим лицам государственных услуг, где указано, что допущенные нарушения законодательства в сфере предоставления физическим и юридическим лицам государственных услуг стали возможными вследствие ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей заместителем начальника Центра Г. Б. Г. А., старшим государственным инспектором Юнусовой З.Р., должностными лицами Главного управления, ответственными за материальное обеспечение, а также должностными лицами, ответственными за своевременное размещение актуальных сведений о предоставлении государственных услуг Центром ГИМС на официальном сайте в сети «Интернет».
В целях установления обстоятельств выявленных нарушений и принятия соответствующих мер приказом Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан от 14.02.2023 № 114 «О проведении служебной проверки комиссией» назначена служебная проверка.
Комиссией с участием председателя первичной профсоюзной организации 13.03.2023 г. подготовлено заключение по результатам служебной проверки, которое утверждено начальником Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан.
По итогами проведенной служебной проверки, установлено, что факты нарушения требований законодательства при предоставлении физическим и юридическим лицам государственных услуг в центре ГИМС подтверждены частично. Указанные обстоятельства заместитель начальника центра ГИМС Беляев Г.А. признал обоснованными в своей объяснительной от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ., указал на их объективность.
Также, установлено, что заместитель начальника центра Г. Б. Г.А. не уведомил должностных лиц центра ГИМС, отвечающих за предоставление государственных услуг, о проведении Уфимской транспортной прокуратурой проверки, не определил задачи по предоставлению должностными лицами центра ГИМС перечня необходимых документов проверяющему из прокуратуры. Не определил ответственных лиц за организацию предоставления материалов и документов проверяющему лицу. Не зная порядка и правил предоставления государственных услуг центром ГИМС, не смог должным образом показать и ознакомить проверяющего о соблюдении всех требований административных регламентов и сведений, размещенных на информационных стендах центра ГИМС.
В связи с изложенным в заключении, комиссия предложила начальнику Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан привлечь заместителя начальника центра ГИМС Главного управления ФИО10 к дисциплинарной ответственности.
Приказом начальника Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан от 21.03.2023 г. № 228 за нарушение трудовой дисциплины к заместителю начальника центра ГИМС Главного управления Беляеву Г.А. применено дисциплинарное взыскание в виде выговора, поводом для данного приказа, послужили результаты проведенной проверки, поскольку факты, изложенные в представлении нашли свое подтверждение частично, так же выявлено ненадлежащее исполнение заместителем начальника центра ГИМС ГУ Беляева Г.А. должностных обязанностей, бездействии в организации рабочего процесса по предоставлению необходимых документов и материалов. С данным приказом он ознакомлен под роспись 22.03.2023 г., что сторонами не оспаривается.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал, что нарушений с его стороны не было, поскольку нарушения, которые были ему предъявлены проведенной проверкой, не являлись его должностными обязанностями.
Между тем указанные доводы опровергаются материалами дела, а именно как следует из приказа о применении дисциплинарного взыскания, заместителем начальника центра Г. Главного управления Б. Г.А. допущено ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, выразившихся в нарушении п. 3.2 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ №/ТД, п. 6 должностной инструкции заместителя начальника центра ГИМС Главного управления.
Б. Г.А. назначен на должность заместителя начальника центра ГИМС Главного управления приказом Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан от 01.09.2021г. № 589-к, также с ним было подписано дополнительное соглашение к трудовому договору от 01.01.2020 №222-20/ТД, был ознакомлен с должностной инструкцией по должности, согласно п. 6 раздела 1 которой он обязан во время отсутствия начальника Центра ГИМС исполнять его обязанности. Также, согласно п. 4 раздела VI Должностной инструкции заместитель начальника Центра ГИМС несет ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Центр ГИМС.
Таким образом, ссылка истца на ст. 60.2 ТК РФ о совмещении профессий является неуместной, поскольку он в силу своих должностных обязанностей и без издания приказа о возложении обязанностей, обязан руководить Центром Г. в отсутствие начальника центра.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Б. Г.А., являсь заместителем начальника центра ГИМС, в соответствии с п.6 раздела 1 должностной инструкции исполнял обязанности начальника центра ГИМС, на момент проведения проверки Уфимской транспортной прокуратурой, исполнял обязанности начальника центра ГИМс, он был должен в соответствии с должностной инструкции начальника Центра ГИМС осуществлять непосредственное руководство Центром ГИМС, а также в соответствии с Положением о Центре ГИМС несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Центр задач и реализацию полномочий; соблюдение работниками Центра режима секретности и служебной дисциплины; осуществлять прием граждан, обеспечивать в пределах компетенции Центра ГИМС рассмотрение индивидуальных и коллективных обращений граждан и организаций и запросов информации о деятельности ГУ МЧС России по РБ и готовить ответы на них; организовать и контролировать своевременное и качественное их рассмотрение работниками Центра ГИМС, а также полноту и законность принятых по ним решений; обеспечивать планирование, организацию и контроль деятельности Центра ГИМС; участвовать в решении иных задач, возлагаемых на МЧС России, ГУ МЧС России по РБ, отнесенных к компетенции Центра ГИМС; рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам, входящим в компетенцию центра ГИМС. Указанное следует из пункта 5 Должностной инструкции начальника Центра ГИМС и пунктов 2, 4, 4.3, 5.25, 5,26, 7, 8, 8.2, 8.10 Положения о Центре ГИМС. Указанные полномочия не в полной мере были Б. Г.А. исполнены, что повлекло указанные в Заключении от ДД.ММ.ГГГГ нарушения.
Согласно положения ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям.
Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
В соответствии со ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание, за исключением дисциплинарного взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. Дисциплинарное взыскание за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее трех лет со дня совершения проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Согласно материалам дела работодателем соблюден установленный ст. 193 ТК РФ порядок применения дисциплинарных взысканий, у заместителя начальника Центра Г. Б. Г.А, затребованы и получены объяснения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, дисциплинарное взыскание было применено не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, так как заключение дано ДД.ММ.ГГГГ 3г., приказ № о применении дисциплинарного взыскании издан ДД.ММ.ГГГГ.
Вменяемое истцу нарушение трудовой дисциплины совершено в период исполнения им обязанностей начальника Центра ГИМС в период с 16.11.2022 г. по 18.01.2023 г. с даты выездной проверки Уфимской транспортной прокуратуры. Поскольку по своему характеру выявленные нарушения являются длящимися, установленный вышеуказанными нормами 6-ти месячный срок со дня совершения проступка не истек, в связи с данная норма работодателем не нарушена, как и не нарушено применение только одно дисциплинарного взыскания по результатам служебной проверки. Оп применении к истцу дисциплинарного взыскании он был ознакомлен в трехдневный под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания.
Таким образом, нарушений трудового законодательства со стороны работодателя судом не выявлено.
При наложении дисциплинарного взыскания учтены тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, всесторонне и объективно проверены все факты, изложенные в представлении прокуратуры, несмотря на большое количество выявленных проверкой прокуратуры нарушений со стороны Б. Г.А., комиссия указала, и согласилась лишь с частью из них. При этом сам Б. Г.А. согласился, что данные нарушения указаны объективно.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений. Согласно ст. 57 ГПК РФ доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 60 ГПК РФ). Статьей 12 ГПК РФ предусмотрено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Оценивая все доказательства в своей совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения требований Б. Г.А. об отмене дисциплинарного взыскания, поскольку судом установлен факт ненадлежащего исполнения работником Б. Г.А. своих должностных обязанностей, что нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Также истцом заявлено требование о денежной компенсации морального вреда в сумме 10 000 рублей. В обоснование заявленного требования истец указал, что неправомерными действиями работодателя, выразившихся в его незаконном увольнении, ему были причинены нравственные страдания и ухудшилось состояние здоровья.
Поскольку в удовлетворении исковых требований об отмене дисциплинарного взыскания истцу отказано, то не подлежит удовлетворению требование о компенсации морального вреда в связи с неправомерными действиями работодателя по увольнению истца.
Оценивая все доказательства в своей совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения требований Б. Г.А. об отмене дисциплинарного взыскания, при этом поскольку трудовые права Б. Г.А. работодателем не нарушены, исковые требования о взыскании компенсации морального вреда так же не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.
Дело рассмотрено в пределах заявленных исковых требований и представленных суду доказательств.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Беляева Г. А. к ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РБ об отмене приказа о дисциплинарном взыскании отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Уфа Республики Башкортостан.
Председательствующий Д.А. Харламов
Мотивированное решение изготовлено 13 июня 2023 года