Дело № 12-37/2021
УИД 04RS0019-01-2021-000482-51
Резолютивная часть оглашена
14 мая 2021 года
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
с. Турунтаево 14 мая 2021 года
Судья Прибайкальского районного суда Республики Бурятия Туравинина Ю.Ю., при секретаре Омутовой А.А., при участии представителей ООО «ЭкоАльянс» Мальцева А.А., Васильевой М.П., рассмотрев в судебном заседании жалобу ООО «ЭкоАльянс» Мальцева А.А. на постановление заместителя начальника центра – начальника отдела ИАЗ ЦАФАП МВД ГИБДД РБ Секретарева М.Н. от ДД.ММ.ГГГГ. № по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.12.21.1 КоАП РФ в отношении ООО «ЭкоАльянс»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника центра- начальника отдела по ИАЗ ЦАФАП ГИБДД МВД по РБ Секретарева М.Н. от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЭкоАльянс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «ЭкоАльянс» обратилось в суд с жалобой, в которой указывает, на несогласие с постановлением, поскольку автомобиль перевозил бытовой мусор, который является сыпучим грузом, не закрепленным в бункере для сбора ТКО кузова транспортного средства. Для прессования ТКО в транспортном средстве используется автоматический пресс, предусмотренный конструкцией ТС. В данном случае груз не является делимым. Водитель не может контролировать перемещение ТКО в кузове автомобиля а, следовательно, и нагрузку на ось. Общий вес ТС не превышал разрешенной максимальной массы автомобиля. При этом при взвешивании, согласно путевому листу ТС с указанием маршрута движения и количества и количества ТКО перевезенного на мусоросортировочную станцию масса автомобиля составляет с грузом 17,64 т., масса ТКО 5,25 т., масса автомобиля с учетом снаряжения и заправленного бака 12,38 т.
Таким образом, ввиду специфики перевозимого груза, конструкции мусоровоза не позволяющей равномерно распределить груз по осям, учитывая, что масса автомобиля с грузом составила 17,64 т., в связи с чем, распределение на 2 оси должно было составить по 8,82 т. на каждую, полагает, что превышение нагрузки на ось произошло по независящим от общества причинам.
Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель Мальцев А.А., по доверенности, доводы жалобы подержал, согласно доводов, изложенных в жалобе.
Представитель Васильева М.П., по доверенности, в судебном заседании просила постановление отменить, производство по делу прекратить, поскольку действия ООО «ЭкоАльянс» не подлежат квалификации по ч.1 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
В судебное заседание должностное лицо ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Бурятия не явилось, извещены надлежаще, в письменном заявлении начальник Центра Дадуев В.В. просил о рассмотрении жалобы в отсутствие должностного лица, в связи с чем, учитывая надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания, руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие должностного лица ЦАФАП ГИБДД МВД.
В письменных возражениях на жалобу заместитель начальника центра- начальника отдела по ИАЗ ЦАФАП ГИБДД МВД по РБ Секретарев М.Н. просит жалобу ООО «ЭкоАльянс» оставить без удовлетворения, постановление без изменения.
Выслушав представителей общества, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, законность и обоснованность вынесенного постановления.
Часть 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов, в виде наложения административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере ста пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч.2 ст. 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ) движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), установлено, что перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
Допустимая нагрузка на ось транспортного средства определена Приложением №3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства либо массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось транспортного средства, указанные в специальном разрешении (ч.15 ст. 31 ФЗ от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Положениями ч. 1 ст. 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Из обжалуемого постановления заместителя начальника центра- начальника отдела по ИАЗ ЦАФАП ГИБДД МВД по РБ Секретарева М.Н. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>, участок дороги <данные изъяты> км водитель, управляя транспортным средством марки <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, свидетельство о регистрации транспортного средства №, собственником (владельцем) которого является ООО «ЭкоАльянс» двигался без специального разрешения с осевой нагрузкой 12,09 т на ось №2, при предельно допустимой осевой нагрузке 11,5 т (расхождение +5,13%).
Приведенные обстоятельства подтверждаются, в том числе, фотоматериалом, полученным с применением работающего в автоматическом режиме технического средства, актом № результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства с использованием технических средств, работающих в автоматическом режиме и не оспаривается заявителем.
Обжалуемое постановление вынесено на основании материалов об административном правонарушении, зафиксированном с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства, имеющего функции фотовидеосъемки заводской номер №, свидетельство о поверке №№, срок действия до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Довод заявителя в жалобе об отсутствии его вины в связи с тем, что транспортным средством перевозился бытовой мусор, который является сыпучим грузом, не закрепленным в бункере для сбора ТКО кузова транспортного средства, спресованным автоматическим прессом, предусмотренным конструкцией ТС, в связи с чем груз не является делимым и в виду чего водитель не может контролировать перемещение ТКО в кузове автомобиля а, следовательно, и нагрузку на ось, является несостоятельным, поскольку в соответствии с п. 77 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200 размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую массу транспортного средства, предусмотренную приложением N 1 к настоящим Правилам, нагрузка на ось транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую нагрузку на ось транспортного средства, предусмотренную приложением N 2 к настоящим Правилам, а габариты транспортного средства с таким грузом не превышали допустимые габариты транспортного средства, предусмотренные приложением N 3 к настоящим Правилам, либо масса транспортного средства и нагрузка на ось транспортного средства не превышали значений, установленных в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги, при наличии соответствующих дорожных знаков и размещении соответствующей информации на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При перевозке груза его сохранность обеспечивается, в том числе с соблюдением значений весовых и габаритных параметров груза при его размещении и креплении в грузовом отсеке транспортного средства в соответствии с параметрами, указанными в договоре перевозки груза или заказе-наряде (п. 79).
Таким образом, ответственное лицо обязано обеспечить соответствующий способ перевоз такого груза, при котором будет исключено, в том числе превышение допустимой осевой нагрузки транспортного средства.
Доводы заявителя о невозможности использования в хозяйственной деятельности транспортных средств иной модификации, не освобождают от установленной законом ответственности.
Доказательств того, что ООО «ЭкоАльянс» были приняты все необходимые меры по соблюдению Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, а также объективной невозможности соблюдения нарушенных правил и норм.
Между тем, полагаю, с учетом особенности перевозки тяжеловесным транспортом делимых и неделимых грузов, действия ООО «ЭкоАльянс» не могут быть квалифицированы по ч.1 ст. 12.21.1 КоАП РФ по следующим основаниям.
Так ч.1 ст. 12.21.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за движение тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов.
Статьей 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства только при наличии специального разрешения.
Неделимый груз - груз, который без потери потребительских свойств или без риска его повреждения не может быть разделен на две или более частей. При перевозке крупногабаритным транспортным средством неделимым считается груз, являющийся неделимым по габариту (габаритам), превышающему (превышающим) допустимые габариты транспортного средства при погрузке на него такого груза.
Действующим законодательством предусмотрено, что движение по автомобильным дорогам тяжеловесных транспортных средств может осуществляется только на основании специальных разрешений, выдаваемых в установленном порядке.
За движение тяжеловесных транспортных средств без такого специального разрешения предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч.ч. 1-6 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 29 ФЗ от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, без специальных разрешений.
Из материалов дела следует, что транспортное средство, перевозящее 12.03.2021 г. груз с превышением установленной осевой нагрузки на ось №2 более чем на 2%, принадлежащее ООО «ЭкоАльянс», является тяжеловесным.
Перевозимый груз (бытовые отходы – ТКО) является делимым, так как может без потери потребительских свойств или без риска его повреждения разделен на две и более части, при этом действующим законодательством не предусмотрено получение специального разрешения на перевозку делимого груза.
В силу ч.ч. 1 и 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
При этом примечанием к статье 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что положение части 3 этой статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 названного Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Поскольку в данном случае было установлено, что специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, перевозящего делимый груз, не могло быть получено, поскольку не предусмотрено законом, в действиях ООО «ЭкоАльянс» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Между тем, факт превышения допустимой осевой нагрузки тяжеловесного транспортного средства по делу был установлен, подтверждается материалами дела.
В силу ст. 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" перевозка делимого груза тяжеловесным транспортным средством должна осуществляться в пределах допустимых весовых параметров.
Часть 7 ст. 12.21.1 КоАП РФ предусмотренная административная ответственность за нарушение правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 6 настоящей статьи, в виде наложения административного штрафа на водителя транспортного средства в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно разъяснениям в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Составы административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 12.21.1 и ч. 7 ст. 12.21.1 КоАП РФ КоАП РФ имеют единый родовой объект посягательства, санкции данных норм тоже являются тождественными, в результате переквалификации подведомственность рассмотрения дела не изменится.
В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
В данном случае, санкция ч.1 ст. 12.21.1 КоАП РФ предусматривает для собственника транспортного средства наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей, а с учетом толкования, данного в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2019 года N 5-П, для юридических лиц – от 100000 рублей.
Санкция ч. 7 ст. 12.21.1 КоАП РФ предусматривает для собственника транспортного средства наказание в виде административного штрафа в размере от 50000 рублей до 100000 рублей.
Таким образом, переквалификация в данном случае не нарушает положения п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5.
При таких обстоятельствах, действия ООО «ЭкоАльянс» подлежат переквалификации по ч.7 ст. 12.21.1 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 50000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника центра- начальника отдела по ИАЗ ЦАФАП ГИБДД МВД по РБ Секретарева М.Н. № от ДД.ММ.ГГГГ изменить.
Переквалифицировать действия ООО «ЭкоАльянс» с ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ на ч.7 ст. 12.21.1 КоАП РФ, назначить ООО «ЭкоАльянс» административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в порядке ст.ст. 30.9, 30.2-30.8 КоАП РФ.
Судья Ю.Ю. Туравинина