43RS0002-01-2020-002141-28
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2020 года г. Киров, ул. Московская, д. 70
Октябрьский районный суд города Кирова в составе:
судьи Кожевниковой И.П.,
при секретаре Шулятьевой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Кировской области к Гагариновой Е.Е. о взыскании задолженности по налогам и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Кировской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Гагариновой Е.Е. о взыскании задолженности по налогам и пени. В обоснование иска указали, что согласно сведениям, поступившим в установленном порядке от Управления Росреестра по Кировской области, 04.08.2010 Гагариновой Е.Е. в рамках договора дарения приобретены земельные участки с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, площадь 135402 кв.м. для сельскохозяйственного использования позднее размежеван на 58 земельных участков с разрешенным использованием - «индивидуальное жилищное строительство», из них 27 участков проданы; <данные изъяты>, площадь 137585 кв.м. для сельскохозяйственного использования позднее изменен вид разрешенного использования - «индивидуальное жилищной строительство», 03.12.2018 - отказ от права собственности; <данные изъяты>, площадь 128113 кв.м. для сельскохозяйственного использования, позднее изменен вид разрешенного использования - «индивидуальное жилищной строительство», 03.10.2016 продан ООО «Производственная строительная компания «БАРС»». Сведения о регистрации прав собственности на объекты недвижимости расположенные на земельных участках из Управления Росреестра по Кировской области не поступали. По результатам анализа поступивших сведений проведены следующие мероприятия: за 2016 год в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> (прекращение права 03.10.2016) и <данные изъяты> произведен перерасчет с применением ставки налога 1,5%, в результате которого за земельный участок <данные изъяты> доначислен налог в сумме 82 856 руб. (ранее исчисленная сумма налога по ставке 0,3% составила 20 714 руб.), за земельный участок <данные изъяты> доначислен налог в сумме 118 642 руб. (ранее исчисленная сумма налога по ставке 0,3% составила 29 661 руб.); за 2017 год в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> произведен перерасчет с применением ставки налога 1,5%, в результате которого доначислен налог в сумме 118 642 руб. (ранее исчисленная сумма налога по ставке 0,3% составила 29 661 руб.); за 2018 год налог исчислен в сумме 148 234 руб., в том числе: в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (с применением ставки налога 1,5%) в сумме 135 944 руб. и в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> (с применением ставки налога 1,5%) в сумме 12 290 руб. Согласно положениям п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В данном случае решением Фатеевской сельской Думы Кирово-Чепецкого района от 18.11.2014 № 25/106 «О земельном налоге» установлены, в частности, следующие ставки: для земельных участков, предоставленных для жилищного строительства 0,3%; для прочих земельных участков 1,5%. Для применения пониженной налоговой ставки 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, помимо категории и вида разрешенного использования земельного участка, необходимо также учитывать целевой характер использования указанных земельных участков. Согласно полученным ответам из Администрации Фатеевского сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области, земельные участки по назначению не используются, строительство не ведется. В установленные НК РФ сроки должником налог не уплачен, на сумму недоимки в соответствии со ст.75 НК РФ налоговым органом начислены пени. Согласно ст. ст. 69, 70 НК РФ налоговым органом в отношении должника выставлено и направлено требование(я) от 14.11.2019 № 31773, от 19.12.2019 № 32887 об уплате налога и пени. До настоящего времени требования должником не исполнены. Просят взыскать с Гагариновой Е.Е. за счет ее имущества в доход государства сумму в размере 473049 руб. 18 коп., из них земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2016 год в размере 201498 руб., налог за 2017 год в размере 118642 руб., налог за 2018 год в размере 148 234 руб., пени за период с 03.12.2019 по 18.12.2019 в размере 693 руб. 49 коп., 408 руб. 33 коп., 510 руб. 18 коп. по требованию от 19.12.2019 № 32887; пени за период с 10.07.2019 по 13.11.2019 в размере 877 руб. 90 коп., 479 руб. 67 коп., 479 руб. 67 коп., 1225 руб. 94 коп., по требованию от 14.11.2019 № 31773.
В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Кировской области Ивонин Р.А. административный иск поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании административный ответчик Гагаринова Е.Е. с исковыми требованиями не согласилась, по доводам изложенным в отзыве на исковое заявление, согласно которым коммерческую, предпринимательскую деятельность она не вела, земля административному ответчику была подарена, межевание проводилось по решению суда. Продажа земельных участков велась с целью оплаты налога, отказа от части земельных участков – доказательства некоммерческой деятельности. Просит в удовлетворении административного иска отказать.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Пунктом 1 ст. 388 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Согласно ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
На основании с п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии с п.1 ст.23 НК РФ, ст.357 НК РФ и Законом Кировской области «О транспортном налоге в Кировской области» от 28.11.2002 № 114-З0, ст.1 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 №2003-1 и ст. 400 НК РФ, п.1 ст. 388 НК РФ, а также на основании сведений, предоставленных в налоговый орган в рамках п. 4 и п. 11 ст. 85 НК РФ, органами, осуществляющими кадастровый учет, регистрацию транспортных средств, регистрацию прав на недвижимое имущество, налогоплательщик является собственников объектов налогообложения и обязан уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п. 2 ст. 57 НК РФ при уплате налога, сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени.
В соответствие с частью 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (часть 2 статьи 75 НК РФ).
Согласно п.3 ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени применяется равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Судом установлено, что согласно сведениям, поступившим в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 7 по Кировской области из Управления Росреестра по Кировской области, 04.08.2010 Гагариновой Е.Е. в рамках договора дарения приобретены земельные участки с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, площадь 135402 кв.м. для сельскохозяйственного использования позднее размежеван на 58 земельных участков с разрешенным использованием - «индивидуальное жилищное строительство», из них 27 участков проданы; <данные изъяты>, площадь 137585 кв.м. для сельскохозяйственного использования позднее изменен вид разрешенного использования - «индивидуальное жилищной строительство», 03.12.2018 - отказ от права собственности; <данные изъяты>, площадь 128113 кв.м. для сельскохозяйственного использования, позднее изменен вид разрешенного использования - «индивидуальное жилищной строительство», 03.10.2016 продан ООО «Производственная строительная компания «БАРС»».
Сведения о регистрации прав собственности на объекты недвижимости расположенные на земельных участках, из Управления Росреестра по Кировской области не поступали.
Размеры налоговых ставок по налогу определены в статье 394 НК РФ.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ в отношении отдельных категорий земельных участков, в том числе приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, включая индивидуальное жилищное строительство, устанавливается пониженная налоговая ставка 0,3 процента.
Согласно положениям п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В данном случае решением Фатеевской сельской Думы Кирово-Чепецкого района от 18.11.2014 № 25/106 «О земельном налоге» установлены, в частности, следующие ставки: для земельных участков, предоставленных для жилищного строительства 0,3%; для прочих земельных участков 1,5%.
Для применения пониженной налоговой ставки 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, помимо категории и вида разрешенного использования земельного участка, необходимо также учитывать целевой характер использования указанных земельных участков.
Для установления фактического использования Гагариновой Е.Е. земельных участков по целевому (нецелевому) назначению Инспекцией неоднократно направлялись запросы в Администрацию Фатеевского сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области. Согласно полученным ответам от 25.12.2015 № 118, от 19.12.2019 № 244, земельные участки по назначению не используются, строительство не ведется.
Соответственно, земельные участки Гагариновой Е.Е. в д. Шибани Кирово-Чепецкого района не отвечают условиям п.1 ст. 394 НК РФ и относятся прочим земельным участкам.
По результатам анализа поступивших сведений проведены следующие мероприятия: за 2016 год в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> (прекращение права 03.10.2016) и <данные изъяты> произведен перерасчет с применением ставки налога 1,5%, в результате которого за земельный участок <данные изъяты> доначислен налог в сумме 82 856 руб. (ранее исчисленная сумма налога по ставке 0,3% составила 20 714 руб.), за земельный участок <данные изъяты> доначислен налог в сумме 118 642 руб. (ранее исчисленная сумма налога по ставке 0,3% составила 29 661 руб.); за 2017 год в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> произведен перерасчет с применением ставки налога 1,5%, в результате которого доначислен налог в сумме 118 642 руб. (ранее исчисленная сумма налога по ставке 0,3% составила 29 661 руб.); за 2018 год налог исчислен в сумме 148 234 руб., в том числе: в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (с применением ставки налога 1,5%) в сумме 135 944 руб. и в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> (с применением ставки налога 1,5%) в сумме 12 290 руб.
Судом установлено, что в связи с неиспользованием Гагариновой Е.Е. земельных участков по целевому назначению исчисление земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» налоговым органом правильно осуществлено с учетом налоговой ставки, предусмотренной п.п. 2 п. 1 ст. 394 Кодекса, в размере 1,5 процента для «прочих земельных участков».
В установленные НК РФ сроки должником налог не уплачен, на сумму недоимки соответствии со ст.75 НК РФ налоговым органом начислены пени. Согласно ст. ст. 69, 70 НК РФ налоговым органом в отношении должника выставлено и направлено требование(я) от 14.11.2019 № 31773, от 19.12.2019 № 32887 об уплате налога и пени. До настоящего времени требования должником не исполнены.
Недоимка по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 61 905 руб., 15 980 руб., 15 980 руб., 53 089 руб. за 2015, 2016, 2017 годы, на которую начислены пени по требованию № 31773 в размере 877 руб. 90 коп., 479 руб. 67 коп., 479 руб. 67 коп., 1225 руб. 94 коп. взыскана на основании судебного приказа № 65/2а-420/2019 от 11.02.2019, выданного мировой судьей судебного участка № 65 Октябрьского судебного района г. Кирова.
Недоимка по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 61 905 руб. за 2016 год, на которую начислены пени по требованию № 31773 в размере 877 руб. 90 коп., взыскана на основании судебного приказа № 65/2а-527/2018 от 05.03.2018, выданного мировой судьей судебного участка № 65 Октябрьского судебного района г. Кирова.
Задолженность по налогам и пени по настоящее время не уплачена административным ответчиком, что подтверждается расчетом, представленным административным истцом и не оспорен административным ответчиком
Доказательств исполнения вышеуказанных требований административным ответчиком суду не представлено.
Факт получения налоговых уведомления и требования Гагариновой Е.Е. не оспаривается.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что налоговым органом был соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания налога, а у налогоплательщика Гагариновой Е.Е. возникла обязанность по уплате налогов и пени.
Исходя из того, что ответчик не уплатил в добровольном порядке как недоимку по налогу, так и сумму пени, налоговый орган обратился мирового судьи судебного участка № 65 Октябрьского судебного района г. Кирова с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Гагариновой Е.Е. задолженности по налогам и пени.
Определением мирового судьи судебного участка № 65 Октябрьского судебного района г. Кирова от 21.02.2020 отменен судебный приказ по делу № 65/2а-625/2020 о взыскании с должника Гагариновой Е.Е. задолженности по транспортному налогам и пени.
06.05.2020 административный истец обратился в суд в исковом порядке с требованием о взыскании задолженности по налогам и пени на общую сумму 473049 руб. 18 коп., из них земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2016 год в размере 201498 руб., налог за 2017 год в размере 118642 руб., налог за 2018 год в размере 148 234 руб., пени за период с 03.12.2019 по 18.12.2019 в размере 693 руб. 49 коп., 408 руб. 33 коп., 510 руб. 18 коп. по требованию от 19.12.2019 № 32887; пени за период с 10.07.2019 по 13.11.2019 в размере 877 руб. 90 коп., 479 руб. 67 коп., 479 руб. 67 коп., 1225 руб. 94 коп., по требованию от 14.11.2019 № 31773.
В силу ч. 3 ст. 48 НК РФ в порядке искового производства требования о взыскании налога, пени за счет имущества физического лица могут быть предъявлены налоговым органом не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, названный шестимесячный срок с момента вынесения судом определения об отмене судебного приказа и до дня обращения в суд с исковым заявлением налоговым органом не пропущен.
Принимая во внимание фактические обстоятельства по делу, учитывая, что доказательств отсутствия задолженности в полном объеме перед административным истцом административным ответчиком не представлено, представленный административным истцом расчет судом проверен, и признан арифметически правильным, контррасчет задолженности ответчиком суду не представлен, а также принимая во внимание, что срок обращения в суд административным истцом соблюден, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Гагариновой Е.Е. задолженности по налогам и пени в размере 473049 руб. 18 коп., из них земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2016 год в размере 201498 руб., налог за 2017 год в размере 118642 руб., налог за 2018 год в размере 148 234 руб., пени за период с 03.12.2019 по 18.12.2019 в размере 693 руб. 49 коп., 408 руб. 33 коп., 510 руб. 18 коп. по требованию от 19.12.2019 № 32887; пени за период с 10.07.2019 по 13.11.2019 в размере 877 руб. 90 коп., 479 руб. 67 коп., 479 руб. 67 коп., 1225 руб. 94 коп., по требованию от 14.11.2019 № 31773.
Довод административного ответчика о том, что предпринимательская деятельность ей не велась, прибыли от продажи не было, судом отклоняются в силу следующего.
Признаками предпринимательской деятельности в отношении использования земельных участков является, в частности: приобретение земельного участка и изменение его категории, межевание приобретенного земельного участка является существенным доказательством предпринимательского характера деятельности этого лица, неиспользование приобретенного земельного участка в личных, семейных целях, размещение рекламных объявлений о продаже земельных участков.
При этом, отсутствие прибыли не исключает возможности оценки деятельности в качестве предпринимательской, поскольку извлечение прибыли является целью такой деятельности, а не ее обязательным результатом.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ с Гагариновой Е.Е. в доход муниципального образования «Город Киров» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 7 930 руб. 49 коп.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177, 180, 290 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Кировской области удовлетворить.
Взыскать с Гагариновой Е.Е., <данные изъяты> за счет ее имущества в доход государства сумму в размере 473049 руб. 18 коп., из них земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2016 год в размере 201498 руб., налог за 2017 год в размере 118642 руб., налог за 2018 год в размере 148 234 руб., пени за период с 03.12.2019 по 18.12.2019 в размере 693 руб. 49 коп., 408 руб. 33 коп., 510 руб. 18 коп. по требованию от 19.12.2019 № 32887; пени за период с 10.07.2019 по 13.11.2019 в размере 877 руб. 90 коп., 479 руб. 67 коп., 479 руб. 67 коп., 1225 руб. 94 коп., по требованию от 14.11.2019 № 31773.
Взыскать с Гагариновой Е.Е. государственную пошлину в доход муниципального образования «Город Киров» в размере 7 930 руб. 49 коп.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.П. Кожевникова
Мотивированное решение изготовлено 23.06.2020 года