Решение по делу № 33-4501/2019 от 11.09.2019

Докладчик Алексеева Г.И. Апелляционное дело № 33-4501/2019

Судья Кушникова Н.Г. Гражданское дело № 2-255/2019

УИД 21RS004-01-2019-000278-31

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 сентября 2019 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Лысенина Н.П., судей Алексеевой Г.И., Александровой А.В.,

при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Миронова Ивана Анатольевича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики – Чувашии (межрайонному) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, службы в армии, нахождения на курсах повышения квалификации и семинарах, назначении досрочной страховой пенсии по старости, поступившее по апелляционной жалобе Миронова Ивана Анатольевича на решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 23 июля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Алексеевой Г.И., судебная коллегия

установила:

Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонного) (далее УПФ в Вурнарском районе, Управление) № 83 от 07 февраля 2019 года Миронову И.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также Федеральный закон № 400-ФЗ) по мотиву отсутствия у него требуемого 25-летнего специального стажа педагогической деятельности. Специальный стаж Управлением установлен в 23 года 06 месяцев 22 дня.

Не согласившись с указанным решением, Миронов И.А. обратился в суд с иском к УПФ в Вурнарском районе о признании решения № 83 от 07 февраля 2019 года в части невключения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью периода службы в Советской Армии с 15 ноября 1988 года по 24 августа 1989 года, периода учебы в институте с 25 августа 1989 года по 29 июня 1994 года, периодов нахождения на курсах с 14 января 2002 года по 09 февраля 2002 года, с 22 ноября 2010 года по 18 декабря 2010 года, с 12 апреля 2016 года по 14 апреля 2015 года, на семинарах с 12 мая 2003 года по 14 мая 2003 года, с 21 января 2004 года по 23 января 2004 года, 21 апреля 2004 года, периодов нахождения в оплачиваемом отпуске во время работы учителем МБОУ СОШ с 01 июня 2008 года по 31 августа 2008 года, с 01 июня 2009 года по 31 августа 2009 года, с 01 июня 2010 года по 06 июля 2010 года, возложении на Управление обязанности включить указанные периоды в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и назначить ему досрочную страховую пенсию с даты обращения за ее назначением – с 29 декабря 2018 года.

Исковые требования мотивированы тем, что с 15 августа 1994 года по настоящее время он работает педагогическим работником в учреждениях образования, в настоящее время - учителем в МБОУ СОШ. Решением ответчика № 83 от 07 февраля 2019 года ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, перечисленные спорные периоды ответчиком не включены в специальный стаж истца. Решение ответчика считает незаконным, так как в период его службы в армии и учебы в институте действовали Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959 года, которое не применяется на территории РФ с 01 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781. На основании подпунктов «а» и «г» пункта 1 указанного Положения учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась выборная и другая ответственная работа в комсомольских органах, служба в составе Вооруженных Сил СССР, а также служба в органах Министерства внутренних дел СССР и органах милиции. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодом работы с сохранением среднемесячной заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Работая по совместительству, сотрудник наравне с основными работниками имеет право на очередной ежегодный оплачиваемый отпуск, который предоставляется работнику одновременно с отпуском по основному месту работы. Педагогическая нагрузка педагогов рассчитывается на 01 сентября и сохраняется на целый учебный год. По подсчетам истца на момент обращения за назначением страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью его специальный стаж составил 28 лет 09 месяцев 20 дней.

В судебном заседании истец Миронов И.А. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика УПФ в Вурнарском районе Петрова Н.А. исковые требования не признала.

Решением Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 23 июля 2019 года постановлено:

«Иск Миронова Ивана Анатольевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики- Чувашии (межрайонное) удовлетворить частично.

Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) № 83 от 7 февраля 2019 г. в части не включения Миронову Ивану Анатольевичу в специальный стаж, дающий ему право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей, периодов нахождения на курсах с 14 января 2002 г. по 9 февраля 2002 г., 22 ноября 2010 г. по 18 декабря 2010 г., 12 апреля 2016 г. по 14 апреля 2016 г., на семинарах с 12 мая 2003 г. по 14 мая 2003 г., с 21 января 2004 г. по 23 января 2004 г., 21 апреля 2004 г., работы 10 июня 2008 г. и 11 июня 2010 г. учителем МБОУ СОШ, незаконным.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) включить в специальный стаж Миронова Ивана Анатольевича, дающий ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных образовательных учреждениях для детей, периоды нахождения на курсах с 14 января 2002 г. по 9 февраля 2002 г., 22 ноября 2010 г. по 18 декабря 2010 г., 12 апреля 2016 г. по 14 апреля 2016 г., на семинарах с 12 мая 2003 г. по 14 мая 2003 г., с 21 января 2004 г. по 23 января 2004 г., 21 апреля 2004 г., работу 10 июня 2008 г. и 11 июня 2010 г. учителем МБОУ СОШ.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) в пользу Миронова Ивана Анатольевича расходы по оплате госпошлины 300 рублей.

В удовлетворении остальной части иска Миронову Ивану Анатольевичу отказать».

Указанное решение суда обжаловано Мироновым И.А. на предмет отмены в части отказа в удовлетворении его требований о признании незаконным решения УПФ в Вурнарском районе № 83 от 07 февраля 2019 года в части невключения в специальный стаж периода службы в составе Вооруженных Сил СССР с 15 ноября 1988 года по 24 августа 1989 года и возложении обязанности включить в специальный стаж указанный период службы, вынесения нового решения об удовлетворении иска в указанной части.

В апелляционной жалобе Миронов И.А. указывает, что суд необоснованно отказал во включении в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода службы в составе Вооруженных Сил СССР, поскольку он имел место до 01 января 1992 года, в указанный период действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения от 17 декабря 1959 года № 1397, которое предусматривало возможность зачета периода службы в специальный стаж, при этом дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав в области пенсионного обеспечения.

УПФ в Вурнарском районе представлен отзыв на апелляционную жалобу истца с просьбой отказать в ее удовлетворении ввиду необоснованности ее доводов.

В судебном заседании истец Миронов И.А., его представитель Филиппов А.М. апелляционную жалобу поддержали.

Представитель ответчика УПФ в Вурнарском районе Колесникова А.Г. просила оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ в редакции на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии от 29 декабря 2018 года страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Частью 8 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года, применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»).

Проверяя решение суда на предмет обоснованности отказа в удовлетворении требований истца о признании незаконным решения ответчика № 83 от 07 февраля 2019 года в части невключения в специальный стаж истца периода службы в Советской Армии с 15 ноября 1988 года по 24 августа 1989 года, возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж указанный период службы истца в Советской армии, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы истца необоснованными.

Подпунктом «г» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения от 17 декабря 1959 года № 1397 предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.

При этом в силу пункта 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе службы в составе Вооруженных Сил СССР, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 года № 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 01 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

Обосновывая свои доводы о наличии правовых оснований для включения в специальный педагогический стаж периода службы в составе Вооруженных Сил СССР с 15 ноября 1988 года по 24 августа 1989 года, Миронов И.А. ссылается на Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, но при этом не учитывает, что в силу подпункта «м» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») подлежит применению для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место только до 01 января 1992 года.

Как следует из материалов дела, педагогическая деятельность Миронова И.А. началась 15 августа 1994 года, когда действовало постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, которым не предусматривался зачет периода службы в армии в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Таким образом, в силу приведенного выше правового регулирования, нормы Положения от 17 декабря 1959 года № 1397, утратившего силу с 01 октября 1993 года, предусматривавшего, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не могут применяться для учета периодов педагогической деятельности истца при решении вопроса о признании за ним права на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в период действия названного Положения у истца отсутствовал стаж педагогической деятельности.

Из изложенного следует, доводы истца о возможности включения периода его службы в армии в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения в связи с осуществлением им педагогической деятельности со ссылкой на Положение от 17 декабря 1959 года № 1397 основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Иных доводов, которые могли бы служить основаниями для отмены или изменения решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Принимая во внимание указанные обстоятельства, оснований к отмене решения суда в обжалуемой части по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу Миронова Ивана Анатольевича на решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 23 июля 2019 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий Н.П. Лысенин

Судьи Г.И. Алексеева

А.В. Александрова

33-4501/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Миронов И.А.
Ответчики
ГУ-УПФ РФ в Вурнарском районе - Чувашии (межрайонное)
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Алексеева Г. И.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
11.09.2019Передача дела судье
30.09.2019Судебное заседание
28.08.2020Передача дела судье
28.08.2020Судебное заседание
28.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2020Передано в экспедицию
30.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее