Дело № 2-1401/2024
УИД: 42RS0009-01-2024-000257-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кемерово «28» февраля 2024 года
Центральный районный суд г. Кемерово в составе:
председательствующего судьи Пахирко Р.А.,
помощника судьи Фроловой А.С., осуществляющего по поручению председательствующего ведение протокола судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Центрального района г. Кемерово к администрации г. Кемерово, МБДОУ № 133 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Центрального района г. Кемерово обратился в суд с иском к администрации г. Кемерово, МБДОУ № 133 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников» о понуждении к совершению действий.
Требования мотивирует тем, что Прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательной организации - муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 133 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников» (далее по тексту - МБДОУ № 133).
Государственным инспектором Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кемеровского и Березовского городских округов, Кемеровского муниципального округа по пожарному надзору ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу по результатам проведенной проверки соблюдения требований пожарной безопасности здания, помещений МБДОУ № 133 по адресу: ... выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от **.**.**** ### со сроком устранения - до **.**.****. По результатам рассмотрения заявления МБДОУ № 133 сроки предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от **.**.**** ### продлены до **.**.****.
По результатам настоящей проверки установлено, что пункты 2, 3 предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от **.**.**** ### не исполнены, а именно: ширина 2-х эвакуационных выходов из групповых ячеек со второго этажа на лестницу третьего типа в свету менее 1,2 м., ширина 2-х эвакуационных лестниц 3 типа в свету менее 1,35 м., лестницы не имеют ограждения высотой не менее 1,2 м. и располагаются таким образом, что расстояние от любой точки проекции указанной лестницы на уровень земли составляет менее 1 м. до проекции любых оконных проёмов.
Вышеперечисленные нарушения обязательных требований пожарной безопасности продолжаются с **.**.**** года.
Таким образом, до настоящего времени МБДОУ № 133 не принято достаточных и надлежащих мер к своевременному исполнению предписания государственного инспектора Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кемеровского и Березовского городских округов, Кемеровского муниципального округа по пожарному надзору ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу от **.**.**** ### и устранению нарушений требований пожарной безопасности, что представляет угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению здания МБДОУ № 133 является обязанностью не только образовательной организации, но и органа местного самоуправления.
На основании изложенного просит суд:
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 133 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников» устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в здании и помещениях, расположенных по адресу: ..., а именно: обеспечить ширину 2-х эвакуационных выходов из групповых ячеек со второго этажа на лестницу третьего типа в свету не менее 1,2 м., обеспечить ширину 2-х эвакуационных лестниц 3 типа в свету не менее 1,35 м., обеспечить установку ограждения лестниц высотой не менее 1,2 м., которые должны располагаться таким образом, что расстояние от любой точки проекции указанной лестницы на уровень земли должно составлять не менее 1 м. до проекции любых оконных проёмов.
Возложить на администрацию г. Кемерово обязанность по финансированию исполнения МБДОУ № 133 вышеуказанных требований Закона.
Установить администрации г. Кемерово срок, в течение которого указанные действия должны быть совершены - 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу. МБДОУ № 133 - в тот же срок, с момента финансирования.
В судебном заседании истец старший помощник прокурора Центрального района г. Кемерово Шестера Л.А. поддержала исковые требования в части возложения обязанностей на МБДОУ № 133, не поддержала исковые требования к администрации г. Кемерово.
Представитель ответчика МБДОУ № 133 Сергеева О.В., действующая на основании приказа Управления образования администрации г. Кемерово от **.**.**** ###, исковые требования признала, просила установить разумный срок исполнения решения суда до **.**.****.
Представитель ответчика администрации г. Кемерово, извещенный о дне, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель третьего лица КУМИ Г. Кемерово, извещенный о дне, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Кемерово, г. Березовский и Кемеровского района УНДПР ГУ МЧС РОССИИ по Кемеровской области - Кузбассу, извещенный о дне, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
С учетом мнения участников процесса, положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, считает, что требования истца, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Так, согласно ст. ст. 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации Учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Согласно ч. 1 ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
В силу положений ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно ст. 34 Закона N 69-ФЗ граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.
В соответствии со ст. 37 Закона N 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 34 ФЗ N 69-ФЗ граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст. 38 ФЗ N 69-ФЗ).
В силу статей 4 и 9 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" государственная политика в интересах детей является приоритетной, одним из основных ее принципов является ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка не могут ущемляться права ребенка.
Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установлено, что целью государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Статьей 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее- 123-ФЗ), установлены требования, по которым каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности; целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре; система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
В силу статей 4 и 9 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" государственная политика в интересах детей является приоритетной, одним из основных ее принципов является ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка не могут ущемляться права ребенка.
Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установлено, что целью государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
На основании п. 15 ч. 3 ст. 28 указанного Закона, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Частью 7 ст. 28 указанного Федерального закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом, прокуратурой Центрального района г. Кемерово проведена проверка исполнения требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательной организации - муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 133 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников» (МБДОУ № 133).
МБДОУ № 133 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников», расположенное по адресу: ... осуществляет свою деятельность на основании Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения № 133 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников», утвержденного заместителем председателя комитета по управлению муниципальным имуществом города Кемерово от **.**.****.
Согласно Уставу учреждения, установлено, что МБДОУ № 133 осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотр и уход за детьми.
Согласно п. 3.2. Устава МБДОУ № 133 учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование г. Кемерово. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляются администрацией г. Кемерово в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово, Управления образования администрации г. Кемерово.
**.**.**** Государственным инспектором Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кемеровского и Березовского городских округов, Кемеровского муниципального округа по пожарному надзору ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу по результатам проведенной проверки соблюдения требований пожарной безопасности здания, помещений МБДОУ № 133 по адресу: ..., выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от **.**.**** ### со сроком устранения - до **.**.****.
По результатам рассмотрения заявления МБДОУ № 133, **.**.**** сроки предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от **.**.**** ### продлены до **.**.****.
По результатам проведенной прокуратурой Центрального района г. Кемерово проверки установлено, что пункты 2, 3 предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от **.**.**** ### не исполнены, а именно: ширина 2-х эвакуационных выходов из групповых ячеек со второго этажа на лестницу третьего типа в свету менее 1,2 м., ширина 2-х эвакуационных лестниц 3 типа в свету менее 1,35 м., лестницы не имеют ограждения высотой не менее 1,2 м. и располагаются таким образом, что расстояние от любой точки проекции указанной лестницы на уровень земли составляет менее 1 м. до проекции любых оконных проёмов.
Объекту защиты - МБДОУ № 133, расположенному по адресу: ..., присвоена высокая категория риска, нежилое здание отдельно стоящее, двухэтажное с массовым пребыванием людей на котором одновременно могут находиться от 50 до 200 человек, в том числе дети.
До настоящего времени предписание государственного инспектора Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кемеровского и Березовского городских округов, Кемеровского муниципального округа по пожарному надзору ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу от **.**.**** ### и устранению нарушений требований пожарной безопасности МБДОУ № 133 не и исполнено, что представляет угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Учитывая изложенные нормы закона, установленные факты, суд считает необходимым обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 133 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников» устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в здании и помещениях, расположенных по адресу: ..., а именно: обеспечить ширину 2-х эвакуационных выходов из групповых ячеек со второго этажа на лестницу третьего типа в свету не менее 1,2 м., обеспечить ширину 2-х эвакуационных лестниц 3 типа в свету не менее 1,35 м., обеспечить установку ограждения лестниц высотой не менее 1,2 м., которые должны располагаться таким образом, что расстояние от любой точки проекции указанной лестницы на уровень земли должно составлять не менее 1 м. до проекции любых оконных проёмов.
На момент рассмотрения дела администрацией г. Кемерово выделено финансирование исполнения МБДОУ № 133 вышеуказанных работ.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Представитель ответчика просит отсрочить исполнение решения суда, установив разумный срок его исполнения до **.**.****.
Учитывая, что решение суда должно быть реально исполнимым, а также конкретные действия и объем мероприятий, необходимых для устранения нарушений, сроки строительного и образовательного сезонов, процедуру проведения аукциона, необходимость проверки компетентным органом выполненного ремонта, мнение лиц, участвующих в деле, суд, частично соглашаясь с доводами ответчика, считает возможным установить срок исполнения решения – до **.**.****.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 133 «░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ..., ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2-░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ 1,2 ░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2-░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 3 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ 1,35 ░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 1,2 ░., ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 1 ░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ **.**.****.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.03.2024.