Решение по делу № 33-9791/2022 от 11.10.2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-9791/2022 председательствующий судья суда первой инстанции Охота Я.В.

УИД 91RS0002-01-2021-008290-88

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи          И.И. Мотиной

судей         И.А. Подлесной, А.М. Синани

при секретаре                     М.В. Затонском

рассмотрела 29 ноября 2022 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карасевой Галины Васильевны к Государственному учреждению-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о перерасчете пенсии,

по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 30 августа 2022 года.

Заслушав доклад судьи Мотиной И.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым

УСТАНОВИЛА:

Истец Карасева Г.В. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению –Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Крым о перерасчете пенсии с 22.12.2020 года, с учетом сведений справки о заплате от 06.102015 года № 179/1/11072 за период работы с сентября 1981 года по декабрь 1998 года.

В обоснование иска указала, что с 22.12.2020 года ей назначена страховая пенсия по старости, вместе с тем расчет размера пенсии произведен без учета сведений в справке о заработной плате № 179/1/11072 от 06.102015 года в связи с отсутствием подтверждения достоверности сведений компетентными органами Украины. Полагая такой отказ незаконным, истец обратился с иском в суд.

Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 30 августа 2022 года иск Карасевой Г.В. удовлетворён. Суд обязал ГУ - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым принять к расчету справку о заработной плате № 179/1/11072 от 06.10.2015 года за период работы с сентября 1981 по декабрь 1998 года и осуществить перерасчет размера пенсии с 22.12.2020 года.

В апелляционной жалобе представитель ОПФР просит решение суда отменить вследствие нарушения судом норм материального права, повторно приводит основания для не включения спорного периода.

Истец Карасева Г.В. в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы.

Представитель ответчика Государственное учреждение-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым – Чупракова Л.Д. в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.

Заслушав доклад судьи, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

В Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 105, также указано на то, что трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и о трудовом стаже работника. Только при отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи, либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и другие документы, содержащие сведения о периодах работы.

Судом установлено, что Карасева Г.В. с 22.12.2020 года является получателем страховой пенсии в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В ответ на обращение Карасевой Г.В. о предоставлении информации о расчете стажа и размера пенсии, ОПФР по республике Крым сообщило, что при исчислении размера пенсии ОПФР не принята справка о заработной плате от 06.10.2015 года № 179/1/11072 за период с сентября 1981 года по декабрь 1998 года, в связи с отсутствием подтверждающих данные сведения из компетентны органов Украины.

Исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении обязанности на ответчика по перерасчету пенсии с учетом справки о заработной плате от 06.10.2015 года № 179/1/11072.

Согласно ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

В Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 105, также указано на то, что трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Только при отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи, либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и другие документы, содержащие сведения о периодах работы.

Из записей в трудовой книжке серии БТ-I от 04.09.1981 года установлено, что Карасева (до брака ФИО13) Г.В. 01.09.1981 года принята учащейся курсов производственного обучения в войсковую часть 71719, 01.07.1982 года назначена на должность техника, 22.08.1994 года уволена в связи с переводом в войсковую часть А 3674, откуда 01.03.1999 года уволена по собственному желанию (л.д. 17-25).

Отказывая в расчете размера пенсии с учетом справки от 06.10.2015 года № 179/1/11072 о заработной плате за период с сентября 1981 года по декабрь 1998 года сослался на отсутствие сведений из компетентных органов, подтверждающих спорный период работы.

Вместе с тем, при принятии такого решения ответчик не учел нормы ч. 1 ст.23 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон N 6-ФКЗ) согласно, которой законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

По смыслу приведенных правовых норм в совокупности с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», указанные особенности реализации права на пенсионное обеспечение касаются граждан, приобретших гражданство Российской Федерации в порядке части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 4 октября 2016 года N 18-П констатировал, что часть 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ по своему конституционно-правовому смыслу предполагает, что в целях решения вопроса о признании гражданина Украины, по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов не имеющего регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя (то есть на 18 марта 2014 года), гражданином Российской Федерации под постоянным проживанием гражданина Украины на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года понимается его фактическое постоянное проживание на данной территории на указанную дату.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Поскольку обязательное пенсионное страхование на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя в соответствии с законодательством Российской Федерации введено с 1 января 2015 г., Федеральным законом N 208-ФЗ предусмотрено, что сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, в том числе за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 1 января 2002 г. по 16 марта 2014 г. включительно на территории Украины и в период с 17 марта 2014 г. по 31 декабря 2014 г. включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек (часть 4 статьи 5).

Таким образом, действующее правовое регулирование предусматривает правовой механизм, позволяющий в рамках интеграции новых субъектов Российской Федерации в систему социальной защиты населения Российской Федерации гарантировать всем гражданам Российской Федерации, проживающие на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, реализацию права на пенсионное обеспечение.

Постоянное проживание гражданина на территории Российской Федерации как юридическое состояние, являющееся условием реализации им конституционных прав и свобод, не обязательно обусловлено наличием регистрации по месту жительства или соответствием регистрации месту фактического постоянного проживания.

Как следует из паспорта гражданина Российской Федерации серии 0314 , выданного 19.05.2014 года Федеральной миграционной службой код 900-003, Карасева Г.В. зарегистрирована на территории Республики Крым с 09.08.1980 года, следовательно, на истца распространяется действие части 4 статьи 5 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ, оснований для применения норм Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» у ответчика не имелось.

На основании изложенного решение суда отмене не подлежит.

Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона N 400-ФЗ заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела, при обращении с заявлением о назначении пенсии Карасевой Г.В. была предоставлена справка о заработной плате от 06.10.2015 года № 179/1/11072 за период с сентября 1981 года по декабрь 1998 года.

Таким образом, с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пенсионный орган должен был учесть данную справку при расчете размера пенсии при её назначении с 20.12.2020 года.

В связи с этим суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении обязанности на ответчика по перерасчету пенсии Одинцовой Л.А. с учетом спорного периода с даты назначения пенсии, то есть с 18.11.2018 года.

В целом, доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит, ее содержание по существу повторяет позицию пенсионного органа в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 30 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий И.И. Мотина

Судьи И.А. Подлесная

                         А.М. Синани

33-9791/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Карасева Галина Васильевна
Ответчики
Государственное Управление - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Мотина Ирина Ивановна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
11.10.2022Передача дела судье
29.11.2022Судебное заседание
12.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2023Передано в экспедицию
29.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее