Судья Гуртовенко Т.Е. дело № 33-15933/18 045Г
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 октября 2018 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Сударьковой Е.В.
судей Сучковой Е.Г., Корчинской И.Г.
при секретаре Шамбер Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сучковой Е.Г.
гражданское дело по иску Пфейфер Светланы Анатольевны к МБДОУ «Преображенский детский сад «Малышок»» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
по апелляционной жалобе представителя 3-го лица управления образования администрации Назаровского района Красноярского края Арефьевой Л.Г.
на решение Назаровского городского суда Красноярского края от 30 августа 2018 года, которым постановлено:
«Взыскать с МБДОУ «Преображенский детский сад «Малышок»» в пользу Пфейфер Светланы Анатольевны недоначисленную заработную плату 19 917 рублей 83 копейки.
Взыскать с МБДОУ «Преображенский детский сад «Малышок» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 796 рублей 71 копейку.
Выслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пфейфер С.А. обратилась в суд с иском к МБДОУ «Преображенский детский сад «Малышок» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с марта 2017 года по февраль 2018 года в размере 19 917,83 рублей.
Требования мотивировала тем, что принята в МБДОУ «Преображенский детский сад «Малышок» на должность <данные изъяты>. Условиями заключенного трудового договора ей установлена заработная плата, состоящая из должностного оклада в размере 3 355 рублей и выплат компенсационного характера: районного коэффициента - 30 % и северной надбавка в размере 30 %. В нарушение требований ст. 316, 317 ТК РФ заработная плата начисляется ответчиком ниже установленного Минимального размера оплаты труда, размер которого с 01.01.2016 года установлен в сумме 7 500 рублей в месяц, с 1 июля 2017 года – 7 800 рублей в месяц, с 1 января 2018 года - 9 489 рублей в месяц. Постановлением Администрации Красноярского края от 24 апреля 1992 года № 160-г (с последующими изменениями) с 01 апреля 1992 года установлен районный коэффициент 1,30 к заработной плате работников предприятий, организаций. В соответствий с постановлением Минтруда РФ от 11.09.1995 г. № 49 «Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных ним местностях, в южных района Восточной Сибири, Дальнего Востока», и территории южных районах Красноярского края применяется 30-процентная надбавка к заработной плате. Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнении нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 7 500 руб. (с января по июнь 2017 года) и 7 800 руб. (с июля по декабрь 2017 года), 9 489 руб. (с января 2018 года по настоящее время) с последующим начислением на данную заработную плату 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 12 000 руб. - с января по июнь 2017 года, 12 480 руб. - с июля по декабрь 2017 года, 15 182,40 руб. – с января по март 2018 года.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель 3-го лица управления образования администрации Назаровского района Красноярского края, Л.Г. Арефьева, ссылаясь на разъяснения Конституционного суда РФ, Положение о системе оплаты труда работников муниципальных казенных и бюджетных учреждений МО Назаровский район, региональное соглашение о минимальной заработной плате в Красноярском крае, просит отменить решение, как незаконное и необоснованное. Полагает, что ответчиком заработная плата рассчитывалась в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
Стороны, будучи надлежащим образом извещенными о слушании дела в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009 г. N 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. N 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. N 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. N 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года N 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Согласно ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
На территории Красноярского края применяется процентная надбавка к заработной плате, в соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 года N 1029, а также Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24.09.1989 года N 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края".
В соответствии с п. 1 Постановления администрации Красноярского края от 21.08.1992 года N 311-П "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" установлено, что к заработной плате работников предприятия и организаций, расположенных на территории городов и районов согласно приложению применяются повышенный районный коэффициент - 1,3.
Кроме того, для расчета заработной платы применяется Постановление Администрации Красноярского края от 13.11.1992 N 393-П и Приказ Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 3, включающий южные районы Красноярского края в порядок предоставления гарантий и компенсаций.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 19 июня 2000г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01 июля 2016 года установлен в размере 7 500 руб. в месяц (в редакции федерального закона от 02.06.2016), с 01 июля 2017 года – 7 800 руб. в месяц (в редакции федерального закона от 19.12.2016), с 01 января 2018г. - 9 489 руб. в месяц (в редакции федерального закона от 28.12.2017).
Как правильно установлено судом, подтверждается материалами дела, истица Прейфер С.А. работает в МБДОУ «Преображенский детский сад «Малышок», с ней заключен трудовой договор от 01.04.2014 года, по условиям которого работнику выплачивается заработная плата, производятся соответствующие доплаты.
Проанализировав представленные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в период с марта 2017 года по февраль 2018 года заработная плата истцу начислялась ответчиком с нарушением требований закона, в силу которого повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Ссылки представителя 3-го лица в апелляционной жалобе на заключенное 23 декабря 2016 года региональное соглашение о минимальной заработной плате в Красноярском крае, установившее размер минимальной заработной платы для работников, осуществляющих трудовую деятельность на территории Красноярского края, не могут быть приняты во внимание.
Установленный данным Региональным соглашением минимальный размер оплаты труда в территориях края не в полной мере обеспечивал уровень гарантий, установленный положениями положений ч.1 ст.129, ч.3 ст.133, ст.133.1 ТК РФ. Заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда с учетом стимулирующих выплат постоянного характера, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Доводы апелляционной жалобы представителя Управления образования администрации Назаровского района – Л.Г. Арефьевой, о расчете работодателем заработной платы истца в соответствии с требованиями действующего законодательства и отсутствии оснований для применения к возникшим до 07.12.2017 года правоотношениям правовой позиции, отраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 года N 38-П, согласно которой в состав МРОТ не могут включаться районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в местностях с особыми климатическим условиями, судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
С учетом положений ст. 103 ГПК РФ суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 796, 71 руб.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит постановленное судом решение законным и обоснованным.
Разрешая спор, суд дал надлежащую правовую оценку доказательствам. Материальный закон истолкован и применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, влекущих отмену решения, не допущено.
Руководствуясь ст. ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Назаровского городского суда Красноярского края от 30 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя 3-го лица Управления образования администрации Назаровского района Красноярского края Арефьевой Л.Г.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: