№ 5-18/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Томск «19» февраля 2020 года
Судья Томского районного суда Томской области Пашук И.О., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении Главы <данные изъяты> сельского поселения К.Е.А., <данные изъяты>, по ст. 17.7 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Глава <данные изъяты> сельского поселения К.Е.А.., являясь должностным лицом <данные изъяты> сельского поселения, находящегося по адресу: <адрес>, не выполнила в установленный срок – в течение месяца с момента внесения представления прокурора Томского района от ДД.ММ.ГГГГ № законные требования прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, муниципальных предприятий, трудового законодательства, тем самым нарушив ст. ст. 22, 24, 27 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», чем совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 КоАП РФ.
Постановлением судьи Томского районного суда Томской области от 31.07.2019 г. К.Е.А.. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей. Указанное постановление решением судьи Томского областного суда от 18.09.2019 г. оставлено без изменения.
Постановлением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13.12.2019 г. постановление судьи Томского районного суда Томской области от 31.07.2019 г. и решение судьи Томского областного суда от 18.09.2019 г. – отменены, дело об административном правонарушении в отношении К.Е.А. направлено на новое рассмотрение в Томский районный суд Томской области.
В судебном заседании Глава <данные изъяты> сельского поселения К.Е.А. пояснила, что с нарушением не согласна. Считает, что оснований для удовлетворения представления прокурора не было. Само представление рассмотрено с участием прокурора.
Защитник полагал, что в действиях К.Е.А.. отсутствует состав административного правонарушения, считая, что гражданин не может нести ответственность за формальное нарушение законодательства.
Помощник прокурора считает, что должностное лицо подлежит административной ответственности.
Должностное лицо – помощник прокурора Томского района, проводившее проверку, З.Д.А. пояснил, что рассмотрение представления прокурора с участием прокурора не проводилось. Глава поселения только принесла своё пояснение о невозможности выполнения представления прокурора.
Выслушав стороны, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу, что Глава <данные изъяты> сельского поселения подлежит привлечению к ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 26.1, 26.11 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправное действие, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значения для дела; в соответствии с ч. 2 указанной статьи эти данные могут устанавливаться протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными видами доказательств.
Согласно ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202-1), в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 21, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе, в том числе, требовать от органов местного самоуправления и их должностных лиц необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
Согласно п. 3 ст. 22 ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202-1 прокурор в случае установления факта нарушения закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Статьей 24 ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202-1 установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 27 указанного Федерального закона, при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
Частями 1, 3 ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27 вышеуказанного закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок; неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.
Факт совершения Главой <данные изъяты> сельского поселения К.Е.А. административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; копией сопроводительного письма Прокуратуры Томской области от ДД.ММ.ГГГГ №; копией обращения Р.И.А.; копией объяснения Ф.М.А. от ДД.ММ.ГГГГ; копией требования от ДД.ММ.ГГГГ №; копией распоряжения Главы Администрации <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №; копиями листов личного дела Ф.М.А.; копией распоряжения Администрации <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №; копией трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ; копией анкеты Ф.М.А.; копией Дополнительного соглашения об изменении условий трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ №; копией диплома Ф.М.А.; копией аттестационного листа от ДД.ММ.ГГГГ; копией аттестационного листа от ДД.ММ.ГГГГ; копией трудовой книжки №; представлением об устранении нарушений градостроительного законодательства, законодательства о противодействии коррупции, муниципальных предприятиях, трудового законодательства от ДД.ММ.ГГГГ №; копией сопроводительного письма Администрации <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №; копией объяснения К.Е.А..; копией решения Муниципальной избирательной комиссии <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № о регистрации Главы муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение»; копией распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № о вступлении в должность Главы <данные изъяты> сельского поселения К.Е.А.; копией Устава МП <данные изъяты> сельского поселения «<данные изъяты>»; копией Устава МО «<данные изъяты> сельское поселение» Томского района Томской области.
Из представленных материалов дела следует, что согласно Решению муниципальной избирательной комиссии <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, Главой <данные изъяты> сельского поселения является К.Е.А.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (далее по тексту Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-Ф3) в число основных принципов противодействия коррупции входят комплексное использование организационных, информационных, экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
В соответствии с ч. 1 ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
В силу ч. 5 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 одним из основных направлений деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции является введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области.
Согласно п. 9 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту ТК РФ) в трудовом договоре указывается, в том числе трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 21 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия.
Руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.
Данные ограничения правоспособности руководителя предприятия являются гарантией добросовестного осуществления полномочий руководителем предприятия, не позволяющим ему эффективно действовать в интересах других лиц, органов власти и местного самоуправления, и препятствуют созданию условий для совершения коррупционных правонарушений.
Поскольку федеральным законодательством предусмотрены ограничения правоспособности руководителя унитарного предприятия, то в данном случае при назначении лица на указанную должность требуется обязательное установление соответствия его предъявляемым квалификационным требованиям, установленным Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2002 г. № 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
Главой 1 раздела 1 Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21.08.1998 г. № 37, основным требованием к квалификации директора предприятия является наличие высшего профессионального (технического или инженерно-экономического) образования и стажа работы на руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли не менее 5 лет.
Таким образом, обязательность наличия у лица, претендующего на занятие должности директора муниципального предприятия, высшего профессионального (технического или инженерно-экономического) образования, вытекает из установленных Федеральным законом от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» ограничений правоспособности руководителя предприятия, в связи с чем, квалификационные требования для замещения данной должности должны соответствовать требованиям, указанным в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21.08.1998 г. № 37.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Администрации <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № на должность директора муниципального предприятия <данные изъяты> сельского поселения «<данные изъяты>» (далее по тексту МП «<данные изъяты>») назначен Ф.М.А., с которым заключен трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, и Ф.М.А. с ДД.ММ.ГГГГ приступил к исполнению обязанностей директора МП «<данные изъяты>».
Однако материалами дела, а также объяснением Ф.М.А. установлено, что последний не соответствует предъявляемым квалификационным требованиям к занимаемой должности, поскольку на момент назначения на должность не имел и в настоящее время не имеет высшего образования.
Кроме того в материалах дела имеются только аттестации на соответствие должности, но отсутствуют данные о наличии рекомендации аттестационной комиссии при назначении Ф.М.А. на должность, что предусмотрено п. 8 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих - Приложение к Постановлению Минтруда России от 09.02.2004 г. № 9, и в совокупности с предъявляемыми требованиями к занимаемой Ф.М.А.
Таким образом, прокурором выявлено нарушение законодательства.
По результатам проведенной проверки прокуратурой Томского района Главе Администрации <данные изъяты> сельского поселения внесено представление, соответсвущее и основанное на законе, от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, муниципальных предприятиях, трудового законодательства, с требованием о безотлагательном рассмотрении данного представления с участием прокурора, уведомлением его о месте и времени рассмотрения.
Вместе с тем, в нарушение требований законодательства РФ, Главой Администрации К.Е.А. представление прокурора рассмотрено без участия представителя прокуратуры и уведомления о времени и месте его рассмотрения, о чём свидетельствуют отсутствие уведомления прокурора о месте и времени рассмотрения представления, а также пояснения помощника прокурора З.Д.В. Вместе этого ДД.ММ.ГГГГ (в установленный срок для рассмотрения представления) в прокуратуру Томского района поступил ответ на представление, согласно которому указано, что отсутствие высшего образования у директора МП «<данные изъяты>» Ф.М.А. не исключает возможность осуществления им трудовой деятельности на занимаемой должности и нарушений федерального законодательства не допущено.
Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.
Следовательно, изложенное в представлении требование о его рассмотрении с участием представителя прокуратуры основано на нормах закона и обязывало К.Е.А. как уведомить прокурора о времени и месте рассмотрения представления, так и рассмотреть его с участием представителя прокуратуры. В связи с чем, совершенное Главой <данные изъяты> сельского поселения К.Е.А. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
Таким образом, совокупность вышеизложенных доказательств свидетельствует о совершении Главой <данные изъяты> сельского поселения – К.Е.А. административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
При назначении административного наказания судья учитывает личность виновного, характер совершенного должностным лицом административного правонарушения, его имущественное положение.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ не установлено.
Обстоятельством, отягчающих административную ответственность, в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ не установлено.
С учётом изложенного, судья считает необходимым подвергнуть Главу <данные изъяты> сельского поселения – К.Е.А. административному наказанию в виде административного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9-29.12 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.░., <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 17.7 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ 2000 (░░░ ░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 60 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░: ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░), ░/░░░░ 04651140590, ░░░ 7021018851, ░░░ 702101001, ░░░ 046902001, ░/░ № 40101810900000010007 ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ 69701000, ░░░ 41511690010016000140.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░