50RS0<№ обезличен>-81 Дело № 2-5430/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2023 г. г. Химки, <адрес>
Химкинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Симоновой Д.С.,
при секретаре ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4, в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Министерству Социального развития <адрес>, Военному комиссариату <адрес> об обязании назначить и произвести единовременную выплату, по иску ФИО2, ФИО5 к Министерству Социального развития <адрес> об обязании назначить и произвести единовременную выплату,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО4 обратилась в суд с иском в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1 о признании отказа незаконным, признании права на выплату, об обязании назначить и произвести единовременную выплату, ссылаясь на то, что состояла в браке с ФИО3 с 2010 года, от которого у них родилась дочь. В период брака ответчик не имел постоянную регистрацию, был временно зарегистрирован в квартире родителей истца и проживал там с ней и с ребенком в г. Химки. <дата> ФИО3 был признан на военную службу в рамках мобилизации, где погиб.
В связи со смертью супруга ФИО4 была вызвана в МСЗН МО Окружного управления социального развития <№ обезличен>, где ей сообщили о том, что ей положены выплаты в связи со смертью супруга на специальной военной операции. Однако, письмом от <дата> ответчик отказал в выплате ей и ее дочери дополнительной меры социальной поддержки в размере 3 000 000 руб. как членам семьи погибшего, поскольку супруг имел временную регистрацию в г. Химки, а не постоянную.
Истец полагает данные отказ незаконным.
Протокольным определением от <дата> к настоящему делу в одно производство объединено гражданское дело №2-6518/2023 года по иску ФИО2, ФИО5 к Министерству Социального развития <адрес>, в котором родители погибшего также просят об обязании назначить и произвести единовременную выплату. В обоснование заявленных требований указывают, что их сын погиб <дата> при исполнении обязанностей военной службы в ходе проведения специальной военной операции на территории Украины и ДНР. Постановлением установлена дополнительная выплата членам погибших в размере 3 000 000 руб. в равных долях. Ответом окружного управления отказано в данной выплате, в связи с отсутствием у ФИО3 постоянной регистрации на территории г. Химки. Данный отказ истцы полагают незаконным, поскольку ФИО3 длительное время проживал на территории г. Химки, имел временную регистрацию, проживал с супругой и дочерью, осуществлял трудовую деятельность в Москве и <адрес>.
Истец ФИО4 в судебное заседании исковые требования поддержала, указала, что состояла в браке с ФИО3 около 13 лет, все время они проживали в г. Химки в квартире ее родителей, супруг был прикреплен к поликлинике на <адрес>. Указала, что предметом настоящего спора является лишь выплата в размере 3 000 000 руб., поскольку остальные выплаты ей были выплачены.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержали.
Истцы ФИО5, ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены, ходатайствовали о рассмотрении в отсутствие.
Представитель ответчика Министерства Социального развития <адрес> в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, полагала факт проживания умершего на территории <адрес> не доказанным, поскольку он также мог проживать в г. Москва.
Ответчик Военный комиссариат <адрес> в судебное заседание не явился, извещен.
Третье лицо Войсковая часть <№ обезличен> не явилось, извещено.
Третье лицо КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» не явилось, извещено, ходатайствовало о рассмотрении в отсутствие, представило письменный отзыв и ответ, согласно которым материальная помощь и единовременная выплата членам семьи погибшего военнослужащего ФИО3 на территории <адрес> не назначалась и не выплачивалась. Данная выплата не может быть назначена на территории приморского края, поскольку ФИО3 зарегистрирован в г. Химки.
Выслушав пояснения явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела установлено, что ФИО5, ФИО2 являются родителями ФИО3, <дата> года рождения.
Из выписки из поквартирной карты <№ обезличен> по адресу: г. Владивосток, ул. Давыдова, д. 40, <адрес> усматривается, что в данном помещении зарегистрированы ФИО2 с 26.08.2003г., ФИО5 с 26.08.2003г., ФИО3 с 26.08.2003г. по 05.04.2004г.
Из копии паспорта ФИО3 следует, что после снятия с регистрационного учета из вышеуказанной квартиры в 2004 г., он не имел постоянной регистрации.
Из адресного листка убытия, выданного ОУФМС России по <адрес> в <адрес>, ФИО3 прибыл из г. Владивосток, и с 13.03.2004 г. был зарегистрирован в <адрес> выбыл по адресу: : г. <адрес> по личному заявлению 08.12.2010г.
Согласно свидетельству о рождении ФИО1, <дата> года рождения, ее родителями являются ФИО3 и ФИО4
<дата> ФИО3 вступил в брак с ФИО4, место государственной регистрации: Химкинское управление ЗАГС ГУ ЗАГС <адрес>.
ФИО4 с <дата> зарегистрирована по месту жительства по адресу<адрес>.
Согласно выписке из домовой книги по <адрес>, ФИО3 имел временную регистрацию по данному адресу с <дата> г по <дата> г. В материалы дела также представлены свидетельства о регистрации по месту пребывания по данному адресу <№ обезличен> с <дата> по <дата>, <№ обезличен> с <дата> по <дата> г.
Как указано истцом ФИО4, квартира в г. Химки принадлежит ее родителям, в период брака она проживала в данной квартире вместе с ФИО3 и дочерью.
Из трудовой книжки ФИО3 усматривается, что с <дата> г. он работает в ООО «Рольф Моторс», юридическим адресом которого является г. Москва. При этом, данная организация также имеет офисы и филиалы на территории <адрес>.
Согласно полису ОМС, он выдан <дата> г. в ОАО СК Согаз-Мед в г. Видное <адрес>.
Согласно ответу на судебный запрос из Военного Комиссариата <адрес>, личное дело ФИО3 передано в военный комиссариат г.о. Химки, Долгопрудный, Лобня <адрес>, на который в силу Закона возлагается обязанность по передаче сведений о погибших в Министерство социального развития. Приложена выписка из Приказа командира Войсковой части 23626 от <дата> <№ обезличен> согласно которой рядовой ФИО3, <дата> г.р., водитель автомобильного взвода роты материального обеспечения войсковой части 31135, погибшего <дата>, исключен из списков личного состава войсковой части 31135 в связи с гибелью. Смерть наступила в период прохождения военной службы, связана с исполнением обязанностей военной службы. Постановлено выплатить материальную помощь за 2023 год.
Согласно ответу КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» материальная помощь и единовременная выплата членам семьи погибшего военнослужащего ФИО3 на территории <адрес> не назначалась и не выплачивалась. Данная выплата не может быть назначена на территории приморского края, поскольку ФИО3 зарегистрирован в г. Химки.
Ответом Министерства социального развития <адрес> в лице Окружного управления социального развития <№ обезличен> отказано в удовлетворении заявлений членов семьи погибшего на СВО военнослужащего ФИО3, ранее зарегистрированного по месту пребывания по адресу: <адрес>, г. Химки, Юбилейный пр-т, д. 56, <адрес>, поскольку ФИО3 не имел постоянной регистрации в <адрес>.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), под защитой которого находятся в том числе военнослужащие и Герои РФ, исполняющие долг по защите Отечества в период специальной военной операции, в елях создания условий, обеспечивающих им и членам их семей достойную жизнь путем предоставления мер социальной поддержки.
В силу ст. 25 Федерального закона от <дата> N 76-ФЗ (ред. от <дата>) «О статусе военнослужащих» военнослужащим, постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, предоставляются дополнительные социальные гарантии и компенсации, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На членов семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также на членов семей граждан, пребывавших в добровольческих формированиях и погибших при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, распространяются социальные гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне.
Согласно ст. 3 Закона <адрес> N 31/2022-ОЗ дополнительная мера социальной поддержки устанавливается в виде единовременной выплаты в размере 3000000 рублей в равных долях каждому члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего, лица, проходящего службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющего специальное звание полиции, добровольца.
В целях реализации Закона <адрес> N 31/2022-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, добровольцев» Правительство <адрес> приняло Постановление <№ обезличен> от <дата>.
Пунктом 5 Постановления Правительства МО от <дата> N 292/12 (ред. от <дата>) «Об утверждении Порядка назначения и выплаты дополнительной меры социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, добровольцев» установлена дополнительная мера социальной поддержки в виде единовременной выплаты в размере 3000000 рублей в равных долях каждому члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего, лица, проходящего службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющего специальное звание полиции, добровольца.
Согласно п. 6, 7 данного Постановления Правительства единовременная выплата назначается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития <адрес> (далее - территориальное подразделение Министерства, Министерство).
Единовременная выплата осуществляется государственным казенным учреждением <адрес> «Единый выплатной центр Министерства социального развития <адрес>» на основании решения о назначении единовременной выплаты, принятого руководителем территориального подразделения Министерства.
Взаимодействие территориальных подразделений Министерства и государственного казенного учреждения <адрес> «Единый выплатной центр Министерства социального развития <адрес>» при перечислении единовременной выплаты осуществляется на основании соглашения об организации взаимодействия по осуществлению социальных выплат отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в <адрес>.
Право на единовременную выплату определяется на основании сведений, представляемых Военным комиссариатом <адрес>, Главным управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> и войсковыми частями, не входящими в состав структурного подразделения Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>, в Министерство:
о факте гибели (смерти) военнослужащего, лица, проходящего службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющего специальное звание полиции, добровольца;
о месте жительства погибшего (умершего) военнослужащего, лица, проходящего службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющего специальное звание полиции, добровольца на территории <адрес> или регистрации его по месту дислокации воинских частей, расположенных на территории <адрес>;
о родстве с погибшим (умершим) военнослужащим, лицом, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальное звание полиции, добровольцем.
Единовременная выплата производится в равных долях каждому получателю (п. 9 вышеуказанного постановления).
С учетом представленных по делу документов, подтверждающие факт отсутствия постоянной регистрации ФИО3 с 2004 года, в том числе в г. Владивосток, наличие временных регистраций в г. Фрязино <адрес> с 2004 года, в г. Химки с 2015 года, вступлением в брак на территории г. Химки, проживание с супругой и дочерью в квартире в г. Химки, выдачей полиса ОМС в <адрес>, убытие на специальную военную операцию из военной части <адрес>, суд, суд полагает что истцами представлены достаточные доказательства фактического проживания погибшего на территории <адрес> в течение длительного времени (более 10 лет).
Из приведенных норм права следует, что истцы, будучи членами семьи погибшего военнослужащего ФИО3, проживавшего на территории <адрес>, имеют право на получение единовременной выплаты.
То обстоятельство, что ФИО3 не имел постоянной регистрации по месту жительства на территории <адрес>, не может служить основанием для ограничения членов его семьи на получение указанной меры социальной поддержки.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от <дата> г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Статьей 2 названного Закона установлено, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
На основании анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
При таких обстоятельствах суд полагает доводы ответчика об отсутствии у истцов права на получение данной выплаты не обоснованными.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает необходимым возложить на Министерство социального развития <адрес> обязанность назначить и произвести единовременную выплату ФИО4, ФИО1 (в лице своего представителя ФИО4), ФИО2, ФИО5 в равных долях в размере 3 000 000 руб., то есть по 750 000 руб., в связи со смертью военнослужащего ФИО3
Доводы представителя ответчика о том, что ответчик проживал в г. Москва не подтверждены материалами дела.
Доводы представителя ответчика о том, что Военный комиссариат не передал своевременно в орган социального развития сведения о погибшем не является основанием для отказа истцам в выплате, предусмотренной законом.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 195-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на Министерство социального развития <адрес> обязанность назначить и произвести единовременную выплату ФИО4, ФИО1 в лице своего представителя ФИО4, ФИО2, ФИО5 в равных долях в размере 3 000 000 руб., то есть по 750 000 руб., предусмотренную постановлением Правительства <адрес> от <дата> <№ обезличен>, в связи со смертью ФИО3.
Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Химкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья Д.С. Симонова