№
Р Е Ш Е Н И Е
26 января 2021 года г. Пудож
Судья Пудожского районного суда Республики Карелия Корнеев С.В.,
при секретаре Тишковой Н.В.,
с участием представителя Министерства природных ресурсов и экологии Довнарович М.Н., по доверенности,
представителя ПАО «ЛХК «Кареллеспром» Балакшиной В.Ю.,
рассмотрев жалобу ПАО «ЛХК «Кареллеспром» на постановление Министерства природных ресурсов и экологии РК от 01.12.2020 №814/20л о привлечении ПАО «ЛХК «Кареллеспром» к административной ответственности по ч.1 ст.8.25 Кодекс РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии РК, заместителя главного государственного лесного инспектора в РК Коханского С.А. от 01.12.2020 №814/20л ПАО «ЛХК Кареллеспром» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.25 Кодекс РФ об административных правонарушениях, а именно нарушении запрета на рубку и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки, и подлежащих сохранению, установленного п.п.«е» п.12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 №474, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 66 000 рублей.
Не согласившись с таким постановлением, ПАО «ЛХК «Кареллеспром» в поданной жалобе указало, что не допускало инкриминированного нарушения, поскольку на основании договора подряда № от 17.12.2018 заготовку древесины на делянке вела подрядная организация ООО «О.В.А.», которая приняла на себя обязательство вести работы с соблюдением Правил заготовки древесины. ПАО «ЛХК «Кареллеспром» передало ООО «О.В.А.» все документы, необходимые для производства работ (копию лесной декларации, копию технической карты). В связи с чем ПАО «ЛХК «Кареллеспром» не располагает информацией о том, по какой причине произошла незаконная вырубка деревьев, не предназначенных для рубки, кроме того по факту незаконной рубки органом лесного хозяйства было подано заявление в правоохранительные органы, то есть имеет место уголовное деяние, совершенное работниками ООО «О.В.А.». На основании изложенного просит постановление от 01.12.2020 отменить за отсутствием состава административного правонарушения.
В отзыве на жалобу представитель Министерства природных ресурсов и экологии РК указал, что между Обществом и Министерством заключен договор аренды лесного участка от 03.11.2008 № для использования в целях заготовки древесины. Согласно п. 4.4.1 договора аренды арендатор обязан использовать лесной участок, переданный в аренду, по назначению в соответствии с лесным законодательством, нормативными актами Российской Федерации и Республики Карелия. Пунктом 4.4.2 договора аренды установлено, что арендатор обязан не допускать нарушений установленный требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Лица, осуществляющие работы по заготовке древесины на основании договора подряда (субподряда) либо контракта, не являются лицами, уполномоченными собственником имущества владеть и пользоваться имуществом, на них не возлагается бремя содержания соответствующего имущества, а, следовательно, они не являются субъектами административной ответственности. Ненадлежащее исполнение возложенных на них договором обязанностей влечет наступление гражданско-правовой ответственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 715, пунктом 1 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик по договору подряда вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность, а также в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с недостатками, по своему выбору потребовать от подрядчика их безвозмездного устранения в разумный срок.
При должной осмотрительности и заинтересованности в недопущении нарушений требований лесного законодательства Общество должно было осуществить контроль за проведением работ по рубке лесных насаждений, что сделано не было.
В соответствии ч. 3 ст. 2.1 Кодекс РФ об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Таким образом, возбуждение уголовного дела по факту незаконной рубки не является основанием для освобождения арендатора лесного участка, являющегося лесопользователем, от административной ответственности за нарушение п.п. «е» п. 12 Правил заготовки древесины, согласно которому запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев.
В рассматриваемом случае, при вынесении оспариваемого постановления и назначении Обществу административного наказания в виде административного штрафа, учитывались все обстоятельства дела, в том числе отягчающие обстоятельства в виде повторного совершения однородного административного правонарушения согласно п. 2 ч. 1 ст. 4.3 Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административный штраф назначен соразмерно совершенному правонарушению с учетом отягчающего обстоятельства. Просил отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель заявителя Балакшина В.Ю. жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям, дополнительно представила письменные пояснения.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии РК в судебном заседании высказался против удовлетворения жалобы, поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Выслушав подателя жалобы, представителя административного органа, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 1 ст.8.25 Кодекс РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с ч.ч. 1, 8, 9 ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу ч.9 ст.29 Лесного кодекса РФ правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч.3 ст.16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии с п. п. 9, 17, 18, 43 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 года № 474, заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества, лесопарка по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам.
Подпунктом «е» п.12 Правил заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов РФ от 13.09.2016 №474, действовавших на момент совершения административного правонарушения, установлен запрет рубки и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев.
В целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке.
При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отбираются и отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок.
Выборочными рубками являются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубается часть деревьев и кустарников.
Из материалов дела следует, что 03.12.2008 между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (арендодателем) и ОАО «ЛПХ «Кареллеспром» был заключен договор № аренды лесного участка, расположенного в Пудожском районе Республики Карелия, в том числе Авдеевского участковом лесничестве ГУ РК «Пудожского центрального лесничества», включая квартал 55, согласно которому арендатор обязан: использовать лесной участок, переданный в аренду, по назначению в соответствии с лесным законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Карелия, настоящим договором (п.4.4.1), не допускать нарушений установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (п.4.4.2). Постановлением Правительства Республики Карелия от 04.09.2011г. №117-П Министерство лесного хозяйства Республики Карелия преобразовано в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия. Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2017г. № 326-П Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
Общество подало в Пудожское центральное лесничество Республики Карелия лесную декларацию об использовании с 30.06.2019 года по 31.12.2019 года лесов для заготовки древесины на лесном участке, в том числе Авдеевского участкового лесничества - квартал 55, выдел 3, делянка 3. Определена форма рубки – выборочная, вид рубки – рубка при уходе за лесом (проходная), сплошная рубка не декларировалась.
17 декабря 2018 года между ПАО «ЛХК «Кареллеспром» (заказчик) и ООО «О.В.А.» (подрядчик) заключен договор № на выполнения комплекса работ, в том числе по заготовке древесины в арендованных лесных участках заказчика.
22 июля 2020 года, в ходе проведения осмотра лесосек, должностными лицами ГКУ РК «Пудожское центральное лесничество», было выявлено нарушение ПАО «ЛПХ «Кареллеспром» лесного законодательства, которое выразилось в рубке деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению, общим объемом 296,151 куб.м.
Вышеуказанные обстоятельства не оспариваются представителем ПАО «ЛПХ «Кареллеспром».
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что при осуществлении выборочной рубки ПАО «ЛПХ «Кареллеспром», как арендатор лесного участка, допустило нарушение Правил заготовки древесины, что повлекло рубку деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 Кодекс РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, осуществление выборочной рубки подрядной организацией не является основанием для освобождения заявителя жалобы от административной ответственности, а лишь свидетельствует об отсутствие должного контроля со стороны ПАО «ЛПХ «Кареллеспром» за работой исполнителя по договору подряда.
Возбуждение уголовного дела по факту незаконной рубки также не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления, поскольку не исключает вину ПАО «ЛХК «Кареллеспром» в совершении вмененного правонарушения.
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч.3 ст.2.1 Кодекс РФ об административных правонарушениях).
Вопреки доводам заявителя, указанное в оспоренном постановлении время совершения правонарушения не противоречит установленным по делу обстоятельствам и не свидетельствует об истечении срока давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления.
Согласно ч.1 ст.4.5 Кодекс РФ об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8.25 Кодекс РФ об административных правонарушениях, составляет один год, в то время как период разработки лесосеки в соответствии с лесной декларацией был установлен с 30.06.2019 года по 31.12.2019 года. В связи с этим не имеет значения время передачи лесосеки от подрядчика заказчику и обратно.
Указанным обстоятельствам, в совокупности с материалами дела, должностное лицо дало правильную оценку и обоснованно признало ПАО «ЛХК «Кареллеспром» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.25 Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Назначенное по делу наказание соответствует санкции статьи, объему и характеру совершенного правонарушения. Нарушений процессуальных требований, влекущих отмену постановления по делу об административном правонарушении, в ходе производства по делу не допущено. Административное наказание назначено в пределах санкции статьи. Оснований для освобождения от административной ответственности по делу не установлено.
При вышеизложенных обстоятельствах, основания для изменения или отмены оспариваемого постановления, в том числе по доводам жалобы, отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 30.7 – 30.8 Кодекс РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу ПАО «ЛХК «Кареллеспром» оставить без удовлетворения, постановление начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии РК, заместителя государственного лесного инспектора в РК Коханского С.А. от 01.12.2020 №814/20л по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.25 Кодекс РФ об административных правонарушениях – без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья подпись Корнеев С.В.